Презентация, доклад по биологии на тему Фотосинтез (10 класс)

Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь об него, он потух, перестал быть

Слайд 1Тема урока: Фотосинтез.

Тема урока: Фотосинтез.

Слайд 2 Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он

упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь об него, он потух, перестал быть светом, но не исчез... В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы... Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу.

О каком процессе идет речь ?

Слайд 3фотосинтез

органических соединений.
Фотосинтез – единственный процесс в биосфере, ведущий к увеличению энергии биосферы за счет внешнего источника – Солнца – и обеспечивающий существование как растений, так и практически всех гетеротрофных организмов.
фотосинтезФотосинтез – это процесс преобразования поглощенной энергии света в химическую энергию органических соединений.Фотосинтез – единственный процесс в

Слайд 4Световая фаза
Стадии фотосинтеза
Темновая фаза
Фотофизический этап
Фотохимический этап

Световая  фазаСтадии фотосинтезаТемновая  фазаФотофизический этапФотохимический этап

Слайд 5Задачи урока:
Сформировать знания:
о фотосинтезе, истории его открытия;
о механизме световой фазы

фотосинтеза;
о механизме темновой фотосинтеза фазы;
о значении фотосинтеза для живых организмов на Земле.

Задачи урока: Сформировать знания: о фотосинтезе, истории его открытия;о механизме световой фазы фотосинтеза; о механизме темновой фотосинтеза

Слайд 6Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил

опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.
Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80

Слайд 7людьми придыхании, а также дымящимися трубами заводов и

фабрик. С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. «Это было сделано в начале августа 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на три дюйма...».

Джозеф Пристли (1733— 1804) — известный английский ученый-химик. Он открыл кислород, получил хлористый водород, аммиак, фтористый кремний, сернистый газ, оксид углерода. Привезенный французом Шарлем Кондамином из Южной Америки каучук Пристли в 1770 году предложил использовать для стирания написанного, назвав его гуммиэластиком. Как химика Пристли заинтересовал вопрос: почему воздух полей и лесов чище городского? Ученый предположил, что растения очищают его от веществ, выделяемых

людьми  придыхании, а также дымящимися трубами  заводов и  фабрик.  С   целью

Слайд 8Опыт Пристли:
А – свеча, горящая в закрытом сосуде, через некоторое время

гаснет.
Б – мышь погибает, если оставить ее в закрытом сосуде.
В – если вместе с мышью поместить в сосуд растение, то мышь не погибнет
Опыт Пристли:А – свеча, горящая в закрытом сосуде, через некоторое время гаснет. Б – мышь погибает, если

Слайд 9Австрийский врач Ян Ингенхауз обнаружил, что растения выделяют кислород только на

свету. Он погружал ветку ивы в воду и наблюдал на свету образование на листьях пузырьков кислорода. Если листья находились в темноте, пузырьки не появлялись.
Австрийский врач Ян Ингенхауз обнаружил, что растения выделяют кислород только на свету. Он погружал ветку ивы в

Слайд 10В 1782 г. Жан Сенебье показал, что растения, выделяя кислород, одновременно поглощают

двуокись углерода. Это позволило ему предположить, что в вещество растения превращается углерод, входящий в состав двуокиси углерода

В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ

Жак Буссенго

В 1782 г. Жан Сенебье показал, что растения, выделяя кислород, одновременно поглощают двуокись углерода. Это позволило ему предположить,

Слайд 11В.Пфеффер в 1877 г. дал описание процесса поглощения СО2 из воздуха при

участии воды и света с образованием органического вещества и назвал его фотосинтезом.

Большую роль в выявлении сущности фотосинтеза сыграло открытие закона сохранения и превращения энергии Ю.Р. Майером и Г.Гельмгольцем.
В.Пфеффер в 1877 г. дал описание процесса поглощения СО2 из воздуха при участии воды и света с образованием

Слайд 12Интенсивность фотосинтеза на различных длинах волн
К.А. Тимирязев

Интенсивность фотосинтеза на различных длинах волнК.А. Тимирязев

Слайд 13В каких органоидах клетки происходит фотосинтез?
В хлоропластах.

В каких органоидах клетки происходит фотосинтез?В хлоропластах.

Слайд 14Строение хлоропласта

Строение хлоропласта

четырех пирольных колец. Пирольные кольца в молекуле хлорофилла образуют систему сопряженных связей. Такая структура облегчает поглощение кванта света и передачи энергии света электрону хлорофилла.

Строение молекулы хлорофилла

Хлорофилл – зеленый пигмент. Основу молекулы составляет Мg-порфириновый комплекс, состоящий из четырех пирольных колец. Пирольные кольца в

Слайд 16Молекула хлорофилла поглощает квант света и переходит в возбужденное состояние, характеризующееся

электронной структурой с повышенной энергией и способностью легко отдавать электрон.
Молекула хлорофилла поглощает квант света и переходит в возбужденное состояние, характеризующееся электронной структурой с повышенной энергией и

Слайд 17 I. Антенный комплекс. II. Реакционный центр. 1. Кванты света. 2. Пигменты, поглощающие

в коротковолновой части спектра видимого света. 3. Пигменты, поглощающие в средневолновой части спектра видимого света. 4. Молекулы хлролофилла a с различными спектрами поглощения. 5. Хлорофилл-ловушка P680 или P700. 6. Путь энергии поглощенного кванта света к хлорофиллу-ловушке

Упрощенная модель фотосистемы

I. Антенный комплекс. II. Реакционный центр. 1. Кванты света. 2. Пигменты, поглощающие в коротковолновой части спектра видимого

Слайд 18На фотофизическом этапе фотосинтеза происходят следующие процессы:
поглощение кванта света пигментами антенного

комплекса;
передача энергии кванта света на хлорофилл-ловушку;
отдача хлорофиллом-ловушкой РЦ электрона первичному акцептору электрона.
На фотофизическом этапе фотосинтеза происходят следующие процессы:поглощение кванта света пигментами антенного комплекса;передача энергии кванта света на хлорофилл-ловушку;

Слайд 19Образование кислорода при фотоокислении воды

Образование кислорода при фотоокислении воды

Слайд 20В РЦ ФС I электрон поступает по цепочке цитохромов (электрон-транспортной цепи) из

ФС II .Таким образом электрон для ФС I образуется за счет окисления хлорофилла ФС II.
В РЦ ФС I электрон поступает по цепочке цитохромов (электрон-транспортной цепи) из ФС II .Таким образом электрон для ФС I

Слайд 21Схема переноса электронов и протонов

Схема переноса электронов и протонов

Слайд 22Схема световой фазы фотосинтеза

Схема световой фазы фотосинтеза

Слайд 23 В результате фотохимического этапа происходит запасание солнечной энергии в

макроэргических молекулах АТФ и НАДФ.Н и образование кислорода, как побочного продукта фотосинтеза.
В результате фотохимического этапа происходит запасание солнечной энергии в макроэргических молекулах АТФ и НАДФ.Н и

Слайд 24Цикл фиксации углерода или цикл Кальвина
Первая стадия – карбоксилирование (непосредственная фиксация

углекислого газа).
Вторая стадия – восстановление (образование 3-фосфоглицеринового альдегида (ФГА).
Третья стадия – регенерация (восстановление первоначальных реагентов).
Четвертая стадия – образование продуктов фотосинтеза

Цикл фиксации углерода или цикл КальвинаПервая стадия – карбоксилирование (непосредственная фиксация углекислого газа).Вторая стадия – восстановление (образование

Слайд 25Эта стадия – ключевая, потому что в ней участвует СО2. Молекула

углекислого газа соединяется с молекулой пятиуглеродного сахара рибулезодифосфата (РДФ) с образованием нестойкого шестиуглеродного соединения, которое затем распадается на две молекулы 3-фосфоглицериновой кислоты (ФГК)

Карбоксилирование

Эта стадия – ключевая, потому что в ней участвует СО2. Молекула углекислого газа соединяется с молекулой пятиуглеродного

Слайд 26Образующаяся на первой стадии ФГК превращается в ФГА в два этапа

. Сначала используется АТФ, синтезированная в световой фазе фотосинтеза. Затем используется НАДФ.Н, который тоже является продуктом световой фазы фотосинтеза.

Восстановление

Образующаяся на первой стадии ФГК превращается в ФГА в два этапа . Сначала используется АТФ, синтезированная в

Слайд 27Регенерация
Для того чтобы растение могло акцептировать новую молекулу углекислого

газа, необходимо иметь РДФ, основной акцептор углекислого газа. РДФ образуется из ФГА в результате цепи реакций, в процессе которых образуются 4-,5-,6-,7-углеродные соединения. Основная масса ФГА идет именно на восстановление нужного количества РДФ: из 12 образовавшихся молекул ФГА только две идут на образование продуктов фотосинтеза, т.е. сахарозы и др.
Регенерация  Для того чтобы растение могло акцептировать новую молекулу углекислого газа, необходимо иметь РДФ, основной акцептор

Слайд 28Молекула ФГА используется растением в цикле Кальвина в нескольких направлениях:
Во-первых, ФГА

является основой для синтеза сахара.
Во-вторых, ФГА может быть использована для синтеза аминокислот. Среди продуктов фотосинтеза обнаружены такие аминокислоты, как аланин, серин, глютаминовая кислота, глицин. Синтез аминокислот происходит интенсивно при недостатке НАДФ.Н, в результате чего из ФГК образуется не ФГА, а пировиноградная кислота, которая является исходным соединением для синтеза аминокислот и одним из ключевых веществ цикла Кребса.
В-третьих, ФГА дает начало циклу превращений некоторых промежуточных продуктов в РДФ, который служит акцептором углекислого газа.

Молекула ФГА используется растением в цикле Кальвина в нескольких направлениях:Во-первых, ФГА является основой для синтеза сахара. Во-вторых,

Слайд 29Уравнение фотосинтеза
6СО2 + 12Н2О С6 Н12 О6 +6О2

+6 Н2О
Уравнение фотосинтеза6СО2 + 12Н2О 	   С6 Н12 О6 +6О2 +6 Н2О

Слайд 30Обобщенная схема фотосинтеза

Обобщенная схема фотосинтеза

Слайд 31Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и

кислород.
Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
Фотосинтез идет на свету круглый год.И он людям дает пищу и кислород.Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,Без него