Презентация, доклад по антропологии Возрастная антропология

Содержание

Возрастная антропология изучает изменчивость структур и функций организма на протяжении индивидуального развития – онтогенеза. Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον – существо и γένεση – происхождение, рождение) – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологичес-ких, физиологических и биохимических

Слайд 1ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
План лекции:

Понятие о возрастной антропологии. Задачи антропологии.
Особенности онтогенетического развития человека.
Виды

морфологических исследований роста.
Периодизация возрастного развития.
Характеристика возрастных периодов.
Понятие об акселерации.


ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯПлан лекции:Понятие о возрастной антропологии. Задачи антропологии.Особенности онтогенетического развития человека.Виды морфологических исследований роста.Периодизация возрастного развития.Характеристика возрастных

Слайд 2Возрастная антропология изучает изменчивость структур и функций организма на протяжении индивидуального

развития – онтогенеза.
Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον – существо и γένεση – происхождение, рождение) – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологичес-ких, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни.
Понятие «онтогенез» было введено в биологию Э.Геккелем в 1868 г. (С понятием онтогенеза Э.Геккель связывал только внутриутробное развитие).

ПОНЯТИЕ О ВОЗРАСТНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Возрастная антропология изучает изменчивость структур и функций организма на протяжении индивидуального развития – онтогенеза. Онтогене́з (от греч.

Слайд 3ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
исследование изменчивости антрополо-гических признаков в процессе роста и развития;
выявление

механизмов различных преобразований (морфологических и функциональных) в онтогенезе человека;
изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особеннос-тей процесса развития человека.
ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ АНТРОПОЛОГИИисследование изменчивости антрополо-гических признаков в процессе роста и развития;выявление механизмов различных преобразований (морфологических и функциональных)

Слайд 4ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ( 7 )
1. Непрерывность – рост отдельных

органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, в тоже время наш организм представляет отрытую биологическую систему, которая постоянно развивается на протяжении жизни.

ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ( 7 )1. Непрерывность – рост отдельных органов и систем организма человека не

Слайд 52. Постепенность и необратимость – процесс развития можно разделить на периоды,

этапы роста, пропустить какой-либо этап невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях.
3. Цикличность – темпы роста во времени различаются, у человека существуют периоды активизации и торможения роста. Существует цикличность, связанная с сезонами года (увеличение роста происходит в основном летом, веса – осенью), а также суточная (суточная активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста – СТГ)

ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ( 7 )

2. Постепенность и необратимость – процесс развития можно разделить на периоды, этапы роста, пропустить какой-либо этап невозможно,

Слайд 64. Гетерохрония (разновременность) – неодинаковая скорость созревания разных систем организма и

разных признаков в пределах одной системы.
5. Чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам: темпы роста активизируются или ограничиваются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. В тоже время работают эндогенные регуляторы, существенная доля в которых принадлежит генетическому контролю.

ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ( 7 )

4. Гетерохрония (разновременность) – неодинаковая скорость созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы.5.

Слайд 76. Половой диморфизм – характеристика развития человека, которая проявляется на всех

этапах его онтогенез. Данные роста мужчин и женщин сравниваются друг с другом, но не смешиваются.
7. Индивидуальность – люди растут и развиваются в соответствии с закономерностями, но динамика развития каждого человека неповторима.

ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ( 7 )

6. Половой диморфизм – характеристика развития человека, которая проявляется на всех этапах его онтогенез. Данные роста мужчин

Слайд 8ВИДЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОСТА
При продольных исследованиях (индивидуализирующий метод) в течение

ряда лет измеряют ежегодно или несколько раз в год одних и тех же детей.
При поперечных исследованиях (генерализующий метод) за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. Тем самым воссоздается усредненная картина процессов роста для данной группы.

ВИДЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОСТА При продольных исследованиях (индивидуализирующий метод) в течение ряда лет измеряют ежегодно или несколько

Слайд 9ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Философ Пифагор (6 в. до н.э.) охарактеризовал 4 периода

человеческой жизни:
весна (до 20 лет),
лето (20-40 лет),
осень (40-60 лет),
зима (60-80 лет),
которые соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и угасанию организма человека.
Древнегреческий врач Гиппократ разделил жизнь на 10 семилетних циклов.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯФилософ Пифагор (6 в. до н.э.) охарактеризовал 4 периода человеческой жизни: весна (до 20 лет),

Слайд 10Русский демограф первой половины XIX в. А.Рославский-Петровский выделил следующие категории:
подрастающие поколение

– малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет).
цветущее поколение – молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет)
увядающее поколение – старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Русский демограф первой половины XIX в. А.Рославский-Петровский выделил следующие категории:подрастающие поколение – малолетние (от рождения до 5

Слайд 11Периодизация онтогенеза была предложена В.В.Бунаком.
Весь полный цикл индивидуального развития делят

на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную.
Для их разграничения предлагаются следующие показатели:
для прогрессивной стадии — продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии;
для стабильной стадии — увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей;
для регрессивной стадии — падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости движений.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Периодизация онтогенеза была предложена В.В.Бунаком. Весь полный цикл индивидуального развития делят на три стадии: прогрессивную, стабильную и

Слайд 12СОВРЕМЕННАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1. Новорожденные 1–10 дней,
2. Грудной возраст

10 дней – 1 год,
3. Раннее детство 1–3 года,
4. Первое детство 4–7 лет,
5. Второе детство (8–12 мальчики, 8–11 девочки),
6. Подростковый возраст (13–16 мальчики, 12–15 девочки)
7. Юношеский возраст (17–21 юноши, 16–20 девушки)
8. Зрелый возраст:
- I период (22–35 мужчины, 21–35 женщины)
- II период (36–60 мужчины,36–55 женщины)
9. Пожилой возраст (61–74 мужчины), 56–74 женщины)
10. Старческий возраст (75–90 мужчины и женщины)
11. Долгожители – 90 лет и выше.
СОВРЕМЕННАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 1. Новорожденные 1–10 дней,2. Грудной возраст 10 дней – 1 год,3. Раннее

Слайд 13ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ



Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на

два периода:
пренатальный (внутриутробный) продолжается от момента зачатия и формирования зиготы до рождения,
постнатальный (после рождения) — от момента рождения и до смерти.
ХАРАКТЕРИСТИКА  ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) продолжается от

Слайд 14ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Происходит от лат. prae - перед + natus -

рождение.
Делится на эмбриональный и фетальный периоды
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Происходит от лат. prae - перед + natus - рождение. Делится на эмбриональный и фетальный

Слайд 15
Длится 8 недель

Происходит
формирование органов и частей тела, свойственных взрослому

человеку




Длится с 9 по 40 неделю

Происходит увеличение размеров и завершение органообразования:
Прослушивается сердцебиение
Формируются кожные покровы и волосы
Уплотняются хрящевые элементы скелета
Дифференцируются наружные половые органы
Значительно увеличивается вес
Активно формируются важнейшие нервные центры коры больших полушарий

ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ

ФЕТАЛЬНЫЙ

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД





Длится 8 недельПроисходитформирование органов и частей тела, свойственных взрослому человекуДлится с 9 по 40 неделю Происходит

Слайд 16ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Основанием для его выделения служит то, что в это время

имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8—10 дней.
Новорожденные делятся на доношенных (срок беременности 38-40 недель, не менее 45 см рост, не менее 2500 гр. масса тела) и недоношенных.
В этот период формируется легочное дыхание, большой и малый круг кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат, выделительная система.
Характерна незрелость органов и систем, особенно нервной системы.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИОснованием для его выделения служит то, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в

Слайд 17ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
Его начало связано с переходом к питанию «зрелым» молоком.


Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается.
С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы.
У грудных детей имеются роднички, начинают формироваться изгибы позвоночника: шейный лордоз – с 2 мес., грудной кифоз - с 6 мес., поясничный лордоз с 11 мес.
Происходит активное психомоторное развитие. К 1 году ребенок знает 8-10 слов, ест с ложки, пьет из чашки, самостоятельно ходит.
Показателем биологического развития у детей до 1 года является масса тела.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ Его начало связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Длина тела увеличивается от рождения до

Слайд 19РАННЕЕ ДЕТСТВО

Заканчивается прорезывание молочных зубов
Замедляются темпы прибавки массы

и длины
Созревает нервная система
Становление второй сигнальной системы
Увеличивается мышечная масса
Формируется лимфоидная ткань носоглотки
Расширяются двигательные возможности
Говорят длинными фразами, запоминают стихи




РАННЕЕ ДЕТСТВО Заканчивается прорезывание молочных зубов Замедляются темпы прибавки массы и длины Созревает нервная система Становление второй

Слайд 20ПЕРВОЕ ДЕТСТВО
Происходит небольшое увеличение скорости роста («первый ростовой скачок»)
С 6 лет

появляются первые постоянные зубы
Развивается интеллект
Усложняются двигательные и трудовые навыки
Появляются тонкие координированные движения (катание на коньках, велосипеде)
Наглядны символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра
Биологический возраст в этот период оценивается по нескольким показателям: соматическому (морфология тела), зубному и костному.
ПЕРВОЕ ДЕТСТВОПроисходит небольшое увеличение скорости роста («первый ростовой скачок»)С 6 лет появляются первые постоянные зубыРазвивается интеллектУсложняются двигательные

Слайд 22ВТОРОЕ ДЕТСТВО
Выявляются половые различия в размерах и форме тела
Начинается усиленный

рост в длину (темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше)
Заканчивается смена зубов (за исключением третьих моляров)
Переход от наглядно-образного мышления к логически-оперативному
Развитие внимания и произвольной памяти
Повышается секреция половых гормонов и начинают развиваться вторичные половые признаки

ВТОРОЕ ДЕТСТВОВыявляются половые различия в размерах и форме тела Начинается усиленный рост в длину (темпы роста у

Слайд 24Подростковый — пубертатный период
Увеличение скоростей роста (пубертатный скачок), который касается

всех размеров тела.
Изменение функций эндокринных желез
Повышение мышечной силы
Возрастание двигательной и нервно-психической активности
Физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше интеллектуального
К концу подросткового периода размеры тела составляют 90—97% своей окончательной величины.
У мальчиков по сравнению с девочками более продолжителен предпубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.
Ведущая деятельность - общение

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Подростковый — пубертатный период Увеличение скоростей роста (пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Изменение функций эндокринных

Слайд 25ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Заканчивается процесс роста и формирования организма
Все основные размерные признаки

тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
Начало стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения.
Часто социальная активность выражает-ся в деструктивных проявлениях.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТЗаканчивается процесс роста и формирования организма Все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.Начало стабилизации

Слайд 26Форма и строение тела изменяются мало.
Окончание формирования «типично женских» и

«типично мужских» черт строения тела и психики.
У 20–30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен, он не превышает в среднем 3-5 мм.
Между 30 и 45-50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.
В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).

ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

Форма и строение тела изменяются мало. Окончание формирования «типично женских» и «типично мужских» черт строения тела и

Слайд 27В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма:
Уменьшение роста
Изменение

формы тела
Усиление кифоза
Уменьшение размеров лица, в связи с потерей зубов
Уменьшение остроты зрения
Снижение функции слухового анализатора
Изменения нервной системы (уменьшение массы мозга, падение работоспособности нервной клетки)

ПОЖИЛОЙ И СТАРЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма: Уменьшение ростаИзменение формы телаУсиление кифозаУменьшение размеров лица, в

Слайд 28Обсуждается вопрос о физиологической или патологической природе старения.
Сенека считал старость неизлечимой

болезнью.
Гален – старость не болезнь, а особое состояние, пограничное между здоровьем и болезнью.
И.И. Мечников – старение патологический процесс.
По мнению современных ученых, старение — не болезнь, но в ряде случаев оно развивается на фоне болезни и поэтому бывает преждевременным.
И.В. Давыдовский – преждевременного старения не существует. Каждый организм имеет свой жизненный цикл.
Обсуждается вопрос о физиологической или патологической природе старения.Сенека считал старость неизлечимой болезнью. Гален – старость не болезнь,

Слайд 29Возраст, виды возраста
ВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей

формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития.

Возраст, виды возрастаВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет

Слайд 30ВИДЫ ВОЗРАСТА
Календарный (паспортный) возраст – документально зафиксированная дата рождения человека, от

которой начинается отсчет его возраста.
Биологический возраст – интегральная характеристики состояния организма, отражающая степень его биологической зрелости и соответствие средним групповым характеристикам.
Критерии биологического возраста:
1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;
2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);
3) зубная зрелость (сроки прорезывания зубов);
4) морфологическая и психологическая зрелость;
5) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма.

ВИДЫ ВОЗРАСТАКалендарный (паспортный) возраст – документально зафиксированная дата рождения человека, от которой начинается отсчет его возраста. Биологический

Слайд 31Интеллектуальный возраст определяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта, измеряемого с помощью

специального набора тестов, возрастным нормам, установленным по данному набору тестов.
Социальный возраст характеризуется отношением социального статуса и уровня достижений человека со статусом и уровнем достижений большинства его ровесников. К примеру, спортсмен, пришедший в спорт в достаточно зрелом возрасте, социально моложе своих товарищей по команде, уже имеющих тренировочный опыт, спортивные разряды и титулы.
Психологический возраст определяется степенью субъективной реализованности жизни или, иначе, соотношением в представлении самого человека значимости его прошлого и будущего.

Интеллектуальный возраст определяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта, измеряемого с помощью специального набора тестов, возрастным нормам, установленным

Слайд 32АКСЕЛЕРАЦИЯ
Акселерация (от лат. акцелератио — ускорение) — отмечаемое за последние 100—150

лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков.

АКСЕЛЕРАЦИЯАкселерация (от лат. акцелератио — ускорение) — отмечаемое за последние 100—150 лет ускорение соматического развития и физиологического

Слайд 33ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ АКСЕЛЕРАЦИЮ
Длина тела детей при рождении увеличилась в среднем на

0,5-1 см, вес на 100-300 г.
Дети начинают раньше держать головку, в более раннем возрасте у них зарастают роднички и т.д.
Современные дети стали на 5-10 см длиннее и на 1,5-2 кг тяжелее.
Раньше на 1 год прорезываются постоянные зубы.
Сроки полового созревания подростков ускорились примерно на 2 года.
Ускорение развития коснулось и двигательной функции.
Дефинитивная длина тела теперь достигается в более раннем возрасте, чем раньше.
Позже наступает старость, дольше сохраняется работоспособность, увеличилась продолжитель-ность жизни.
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ АКСЕЛЕРАЦИЮДлина тела детей при рождении увеличилась в среднем на 0,5-1 см, вес на 100-300 г.

Слайд 34ГИПОТЕЗЫ ПОЯВЛЕНИЯ АКСЕЛЕРАЦИИ
Социальные:
- (алиментарная)правильное питание и здоровый образ жизни,
- современное

медицинское обслуживание,
- хорошие бытовые условия,
- урбанизация, развитие техники.
Экологические:
- оптимальный уровень радиации,
- благополучное состояние атмосферы, вод, почв.
Гелиогенная гипотеза Э. Коха - акселерация идет за счет стимулирующего действия витамина D, который образуется в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей солнца.
Наследственность (гетерозисная гипотеза) – увеличение межнациональных браков
ГИПОТЕЗЫ ПОЯВЛЕНИЯ АКСЕЛЕРАЦИИСоциальные: - (алиментарная)правильное питание и здоровый образ жизни,- современное медицинское обслуживание,- хорошие бытовые условия,- урбанизация,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть