Слайд 7Методы и приемы воспитательной деятельности
Слайд 8Методы убеждения:
- собственно убеждение;
- рассказы на этические темы;
- разъяснение и объяснение;
-
внушение;
- увещевание;
- этическая беседа;
- убеждение примером;
- диспут.
Слайд 9Собственно убеждение
Методы убеждения стимулируют поступки школьников, порождая у них нравственную уверенность
в общественной необходимости и личной полезности гуманного, уважительного, тактичного поведения.
Для усиления ценностно-смыслового и эмоционального воздействия убеждения в воспитательном процессе как средство возрождения духовных начал воспитания используются:
поучительные истории,
библейские и литературные притчи,
эзоповы и крыловские басни,
рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого
и другие непрямые и образные способы передачи нравственных знаний.
Выводы (мораль) в процессе обсуждения должны делать сами ребята.
Слайд 10Рассказ на этическую тему
Используется преимущественно в младших и средних классах.
Это
яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. У рассказа на этическую тему несколько функций:
служить источником знаний,
обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
служить способом использования положительного примера в воспитании.
Слайд 11Разъяснение
Часто используемый метод эмоционально-словесного воздействия.
Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения
и рассказа, — ориентированность воздействия на определенную группу или отдельную личность.
Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств конкретных школьников.
При работе с подростками разъяснения им необходимы для создания глубокой мотивации нравственного поведения и понимания общественного смысла моральных понятий.
Слайд 12Пример
воспитательный метод исключительной силы.
Пример действует на уровне первой сигнальной системы,
а слово — второй.
Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
Слайд 13Этическая беседа
Важный метод нравственного воспитания, который используется как в урочной,
так и внеурочной практике, особенно часто на классных часах.
Во время этической беседы учитель и учащиеся внимательно выслушивают и учитывают мнения, точки зрения своих собеседников, строят свои отношения на принципах равноправия и сотрудничества.
Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Слайд 14Диспуты
это живые горячие споры на разные темы, волнующие школьников.
Диспуты
проводят в средних и старших классах на социально-общественные, культурные и правовые темы.
Слайд 15Методы стимулирования:
- обращение к ученику;
- внушение;
- увещевание;
- требование;
- поощрение;
- наказание;
- соревнование;
-
метод «взрыва».
Слайд 16Методы стимулирования внутренней нравственной активности обучающихся необходимы в повседневной педагогической практике.
Это тонкий, гибкий и универсальный педагогический инструментарий.
Слайд 17Обращение к ученику
Уже само обращение к ученику является одним из
самых распространенных стимулирующих методов.
Интонация, мимика учителя немедленно передает цель и задачи обращения. Это может быть:
а) совет, б) выражение доверия, в) просьба, г) намек, д) одобрение, е) порицание,
ж) предъявление условия, з) приказ.
Слайд 18Внушение
действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Внушение
используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Слайд 19Увещевание
Метод, сочетающий просьбу с разъяснением и внушением.
Действие увещевания почти
целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения.
Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов.
Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния» неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению.
Слайд 20Требование
Это необходимый и гибкий инструментальный метод воспитания.
По форме предъявления используются
прямые и косвенные требования.
В случае необходимости обучающемуся предъявляются прямые требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
В школьной практике чаще используется косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.). Оно отличается от прямого тем, что стимулом действия становится не столько само требование, сколько вызванные им психологические нравственные факторы: переживания, интересы, стремления гимназистов.
Слайд 21Наиболее употребительные формы косвенного требования:
- требование-совет - это апелляция к сознанию
воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых учителем действий;
- требование в игровом оформлении (требование-игра) - опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Это гуманная и эффективная форма предъявления требования;
- требование доверием также часто используется в педагогической практике, поскольку между школьниками и педагогами обычно складываются дружеские отношения и доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон;
- требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение успешно применяется опытными педагогами и почти всегда такие требования превосходят по эффективности прямое требование.
Слайд 22Поощрение
Важнейший метод стимулирования индивидуально-личностного развития. Поощрение вселяет уверенность, создает приятный настрой,
повышает ответственность.
Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.
Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.
Слайд 23Поощрение
Поощрение вниманием порождает заинтересованность гимназистов в том виде деятельности, который его
вызвал.
Внимательное отношение к успехам и неудачам учеников, переживание вместе с ними горя и радости создают атмосферу взаимного уважения, доверия, вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, которые дают воспитанникам или коллективу новые стимулы
Слайд 24Наказание
Это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить
их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
В педагогической практике применяются такие формы наказаний, которые выражают отношение учителя и других гимназистов к неверным, безнравственным действиям: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение.
Слайд 25Соревнование
Это активный метод направления естественной потребности человека к соперничеству и самоутверждению
на воспитание нужных гимназистам и обществу нравственных социальных качеств.
Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами учащимися, и они же подводят итоги и определяют победителей.
Учитель при этом направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.
Слайд 26Метод «взрыва»
разработан А.С.Макаренко как «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все
его стремления».
Используется опытными педагогами в редких, но необходимых случаях.
Слайд 27Методы системно-деятельного подхода
- упражнение;
- приучение;
- игра;
- метод поручений;
- метод воспитывающих ситуаций;
-
метод перспективы будущих дел;
- ситуация успеха.
Слайд 28Упражнение
практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых
действий. Результат упражнений — устойчивые качества личности, навыки и привычки.
В воспитательной практике упражнение становится действенным способом:
привлечения воспитанников к различным видам индивидуально-личностного развития и социального взаимодействия,
способом овладения самыми различными компетенциями.
Слайд 29Тренинговые упражнения
В современную педагогическую практику вводятся тренинговые упражнения для детей и
подростков. По своей сути это специальные виды нравственных упражнений, которые сегодня очень полезно использовать в практике системного воспитания нравственности и развития навыков социального взаимодействия:
- интерактивные упражнения и игры для эмоционального раскрепощения учащихся в начале занятий;
- упражнения на осмысление предлагаемых ситуаций и получение новых знаний о себе и о других;
- упражнения по развитию навыков самопознания, самоанализа, самооценки и т.д.;
- игровые упражнения для снятия напряжения, повышения настроения и улучшения общего самочувствия.
Слайд 30Приучение
Это - интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют, когда необходимо быстро
и на высоком уровне сформировать требуемое качество.
Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека, и требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение + игра — влияние действенное и гуманное.
Слайд 31Игра
В настоящее время игровые методы получают широкое распространение. Игровой подход
является эффективным средством побуждения к разнообразной воспитывающей деятельности. В педагогической практике используются:
- проблемные игры на моделирование, проживание и разрешение различных предлагаемых ситуаций, в том числе конфликтных, с целью получения новых знаний о себе и о других и овладения компетенциями социального взаимодействия;
- ситуационные игровые упражнения по развитию навыков самопознания, самоанализа, самооценки и т.д.;
- релаксационные игровые упражнения для снятия напряжения, эмоциональной разгрузки, повышения настроения и улучшения общего самочувствия;
- ролевые игры, позволяющие пережить ощущения новых субличностей, приобрести опыт более глубокого понимания себя и способствующие активной социализации и т.д.
Слайд 32Метод поручений
С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют
разнообразный характер и даются для того, чтобы развить необходимые качества:
неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п.
Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п.
Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.
Слайд 33Метод воспитывающих ситуаций
Это метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально
созданных условиях.
Такие ситуации не являются надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями.
Разрешение воспитывающих ситуаций обогащает учащихся пониманием причин и следствий совершаемых действий, поступков, взаимоотношений. Они осваивают опыт позитивного разрешения самых сложных жизненных ситуаций, который затем пригодится им в реальной жизнедеятельности.
Слайд 34Метод перспективы будущих дел
учитель и/или классный руководитель во время текущих
занятий предлагает идею другого дела, привлекая внимание школьников, предлагая им продумать и внести свои предположения, мечты, пожелания, поправки, идеи, планы по реализации этой идеи.
Слайд 35Ситуация успеха
Включаясь в серьезные дела, школьники, особенно на начальной ступени
обучения, нередко встречаются с трудностями и неудачами, которые могут вызвать неверие в свои силы и нежелание продолжать начатое дело.
Важно, чтобы учитель в такой ситуации помог довести дело до конца и достичь успеха.
Это повысит уверенность ребенка в своих силах и стимулирует его желание и в дальнейшем браться за выполнение трудных дел.
Слайд 36
Диалогические приемы воспитания
Прием воспитания — это педагогический акт взаимодействия субъектов
воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи. Диалогические приемы воспитания:
- «активное слушание»;
- «Я-сообщение»;
- передача ответственности;
- договор;
- «третейский суд»;
- «естественные последствия».
Слайд 37Диалогические приемы воспитания
Используются практически всеми опытными учителями. Они основываются на
безусловном принятии ребенка, уважении его интересов, проблем, стремлении достичь согласия.
В их основе лежит диалог с воспитанниками — уникальный инструмент педагогической поддержки личности ученика в те ключевые моменты, когда она испытывает затруднения в выборе жизненных приоритетов, идеалов, образа поведения, в формулировании выводов для себя из собственного опыта.
Слайд 38«Активное слушание»
Важное умение для учителя.
Применяя прием активного слушания, мы
не оставляем ребенка наедине с его переживаниями, помогаем ему выработать правильное отношение к сложившейся ситуации.
Слайд 39 «Я-сообщение»
Прием истинного учителя-гуманиста.
Когда учитель от привычного «Ты-сообщение», которое
обычно звучит так: «Ты не прав, ты мне мешаешь, ты плохо учишься!», переходит на «Я-сообщение», наше обращение к ребенку приобретает иную форму: «Я огорчена, я удивлена, мне трудно понять».
Ребенок не ощущает себя обвиняемым и настраивается на эмоциональную волну воспитателя. «Я-сообщение» позволяет установить более открытые и доверительные отношения.
И самое главное, мы оставляем за детьми право без принуждения принять правильное решение.
Слайд 40Передача ответственности
Прием взаимодействия, основанный на том, чтобы дать возможность ребенку
самому принимать решения в тех ситуациях, когда он способен нести ответственность за результат. Это действенный способ развития многих субъектных качеств личности: самопознания, самопонимания, самокоррекции и саморазвития.
Однако передача ответственности не означает права ребенка на произвол. Очень важно сочетать его с развитием способности обучающихся к рефлексии и объективной самооценке.
Слайд 41Договор
Основывается на взаимовыгодном соглашении.
Заключая соглашение, важно учитывать интересы двух
сторон.
Данный прием будет действовать только в том случае, когда обе стороны добровольно берут на себя те или иные обязательства.
Преимущества данного приема в том, что воспитаннику отводится роль равного участника воспитательного процесса.
Слайд 42«Третейский суд»
Строится на признании сложности ситуации и обращении за помощью
к авторитетному для обеих сторон лицу.
Прием «третейского суда» требует от учителя определенной смелости, готовности к тому, что мнение «третьего лица» должно безоговорочно признаваться каждой стороной.
Применяя данный прием, воспитатель должен быть готов принять мнение посредника - другого педагога, ученика или учебной группы - даже в том случае, если это мнение будет расходиться с его собственной оценкой ситуации.
Вместе с тем, выполнение условий, которые могут подтвердить готовность учителя к самокритике и самокоррекции, вызывает безусловное уважение у школьников, особенно старшеклассников.
Слайд 43«Естественные последствия»
Этот прием дает учащемуся возможность самому «вкусить» последствия своего
поступка.
Сломал — почини, загрязнил — постирай, потерял — обходись без нужной вещи и т.д.
В этом случае устраняется наказание со стороны учителя за содеянное. Наказывает за разрушительное поведение сама ситуация.
Особенно эффективен этот прием на начальной ступени обучения. Ребенок довольно легко понимает справедливость последствий, которые он сам должен устранять.
Слайд 44
Скрытые (опосредованные) приемы воспитания:
- скрытая инструкция;
- оправдание поведения;
- психологическое поглаживание;
-
парадокс;
- лишение дружеского расположения;
- разрешение запрещенного;
- великодушное прощение;
- угашение.
Слайд 45Использование скрытых приемов воспитания
Говорит о виртуозном искусстве воспитания. Они используются тогда,
когда прямое педагогическое воздействие является неуместным.
Тогда желаемый педагогический результат достигается через скрытые рычаги управления:
затрагивается гордость, авансируются достоинства, используются психологические поглаживания.
Все это ослабляет критическое восприятие ребенком требований и просьб учителя, и желаемое действие выполняется легко.
Слайд 46Скрытая инструкция
Применяется в случае, если ребенок не может или не хочет
найти верное решение, а прямое указание будет воспринято им неодобрительно.
Данный прием помогает снять внутренний конфликт и направить активность ребенка на поиск продуктивных вариантов решения.
Скрытая инструкция — это завуалированная помощь ребенку. Педагог ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант позитивной инструментовки дальнейшего поведения, оставляя окончательный выбор поведения за ребенком.
Слайд 47Оправдание поведения
Суть этого приема заключается в том, что педагог, оправдывая поведение
ребенка, тем самым дает этому поведению негативную оценку.
Ребенок видит отсутствие у учителя стремления обвинить и наказать, и это лишает его необходимости защищаться.
Оправдание поведения ребенка дает тому возможность посмотреть на ситуацию со стороны и уже самому объективно оценить собственное поведение в этой ситуации. Наиболее вероятный выход — это позитивная инструментовка поведения.
Слайд 48Психологическое поглаживание
Часто необходимо в трудный подростковый период взросления.
Оно дает ученику
ощущение комфорта, снимает психологические зажимы и делает открытым для продуктивного взаимодействия.
Психологическое поглаживание может выглядеть так: «Молодец», «Я рада вас видеть»; «У тебя прекрасно получилось».
Слайд 49Парадокс
Данный прием основан на мысленном доведении сложившейся ситуации до парадокса.
Парадокс
можно использовать и в оценке поведения, и в поиске вариантов разрешения ситуации.
Например, ученик получил «два». Вместо: «Как ты мог?!» можно сказать: «Молодец, зато хорошо отдохнул».
Слайд 50Лишение дружеского расположения
Прием, на который в равной степени реагируют как дети,
так подростки и старшеклассники.
Ученики, как правило, дорожат хорошими отношениями с учителями и испытывают потребность в добром внимании. Если по какой-либо причине они лишаются такого расположения, то испытывают эмоциональный дискомфорт и стремятся вернуть доброе дружеское расположение.
Грамотный учитель четко дает понять, чем он недоволен, чтобы у гимназистов была возможность движения навстречу.
Слайд 51Разрешение запрещенного
Прием, требующий от учителя особой педагогической интуиции и способности к
верному педагогическому прогнозированию.
Иногда сложному, опутанному большим количеством правил ребенку, ощущающему себя под постоянным контролем, если этого требует ситуация, можно разрешить то, что находилось под запретом.
Такой прием действует как шоковая терапия, поэтому от педагога требуется обостренное чувство меры, чтобы разрешение запрещенного не выработало новую норму. Смысл данного метода заключается в том, чтобы попробовав запрещенное, ребенок сам сознательно отказался от него.
Слайд 52Великодушное прощение
Способ видимого смирения с ситуацией, в которой ученик пока не
может вести себя иначе.
В данном случае возможно использование следующих фраз: «Если для тебя это нормально...»; «Если ты не можете иначе...»
Используя такую инструментовку, педагог не опускается до культурного уровня воспитанника, а поднимает ему планку, обозначая четко, к чему должен человек стремиться, чтобы общение с ним было на равных.
Слайд 53Угашение
Мы часто ненароком подкрепляем нежелательное поведение, например излишне эмоционально реагируем на
хныканье ребенка.
Угашение основывается на неподкреплении ни положительно, ни отрицательно нежелательного поведения.
Прием угашения особенно сильно действует, если ребенок получает достаточно много ласки. Тогда отсутствие положительного подкрепления будет действительно заметно.
Слайд 54
Самоорганизующие приемы воспитания:
- разрыв контакта;
- подача сигнала;
- замена нежелательного действия;
- отрицательное
подкрепление;
- тайм-аут (пауза).
Слайд 55
Самоорганизующие приемы основываются на создании ситуации, благодаря которой воспитанник должен самостоятельно
осознать недопустимость выполнения определенных действий и изменить формы собственного поведения.
Слайд 56Разрыв контакта
Прерывая контакт, учитель четко и категорично излагает свое отношение к
поведению ребенка.
Ребенок признается ответственным за содеянное, и разрыв контакта является формой защиты педагога от произвола ребенка: «Раз ты так себя ведешь, нам больше не о чем разговаривать!»
Эта крайне жесткая форма оправданна, если более мягкие не действуют. Такой прием оказывает свое действие, если ученик стремится к общению и разрыв контакта будет им переживаться как значимое событие.
Слайд 57Подача сигнала
Данный прием основывается на том, что учитель не вмешивается в
ситуацию, а с помощью понятных ребенку сигналов – жестов, мимики, выражении лица - дает ему понять, что что-то идет не так, но он ожидает, что ребенок сам овладеет ситуацией (возьмет себя в руки, прекратит дерзить, вернет чужую вещь и т.д.).
Слайд 58Замена нежелательного действия
Ребенок время от времени осуществляет действия, которые становятся по
какой-либо причине нежелательными для окружающих (шумят, пачкают одежду, некрасиво выражаются).
Это происходит не обязательно потому, что ребенок стремится к разрушению, чаще всего он просто не может найти достойный вариант замены.
Бесконечные запреты непродуктивны для развития воспитательных отношений. Педагогически более целесообразно предложить ребенку привлекательную замену его разрушительным действиям.
Слайд 59Отрицательное подкрепление.
Оно происходит во время совершения нежелательного действия.
Строгий взгляд учителя,
выразительная пауза, фраза, свидетельствующая о недовольстве окружающих, — формы проявления отрицательного подкрепления.
Слайд 60Тайм-аут (пауза)
Бывает так, что в данный момент ученик не готов воспринять
те требования, которые ему предъявляются, не может оценить адекватно свои действия.
Опытный педагог, осознавая справедливость своих требований, не станет «стучать в закрытую дверь», а даст ребенку время осознать самому свое поведение.
В данном случае подойдет, например, такая фраза: «Мы с тобой поговорим об этом завтра».
Тем самым педагог четко выражает свое негативное отношение к поведению ребенка, дает понять, что он не намерен сдавать свои позиции, но при этом он не желает конфликта, рассчитывает на мирное разрешение ситуации.