Слайд 1«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в условиях реализации ФГОС»
Методический
день
Подготовила: учитель биологии МБОУ СШ №8 г. Ярцева Белова Т.А.
Слайд 2Цель и задачи
Осмысление собственной деятельности по формированию положительной мотивации
учения школьников, повышение качества образования.
1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «мотивации учения».
2. Провести анализ мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении школьников.
3. Используя практический опыт выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательного процесса.
4. Определить перспективы работы по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.
Слайд 3В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения
разными учениками одного и того же учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одна из причин – различный уровень сформированности учебной мотивации.
Слайд 4Мотив – любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности.
Мотив — это
побуждение к действию.
Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность.
Потребность–мотив–цель: (хочу) (интересуюсь) (умею).
Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.
Слайд 5Мотивация
Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность
и активность»
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
Слайд 6Виды мотивов
Познавательные (содержательные) мотивы – это побудители, непосредственно связанные так или
иначе с содержанием учебной деятельности.
Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.
Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние и внутренние мотивы.
Внутренние мотивы – мотивы, связаны с деятельностью.
Внешние мотивы – мотивы не связаны с деятельностью.
Слайд 7Функции мотивации
- побуждающая;
- организующуя;
- смыслообразующая.
Организующая функция мотивации сосредотачивается вокруг целеполагання. Возникший
мотив способствует выделению и постановке цели, предвосхищающей результат.
Смыслообразующая функция – это придание деятельности глубокого личностного смысла. Человек выполняет в силу необходимости очень много разнообразных видов деятельности, но с разной мерой включенности в них: одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют.
Слайд 8Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного
материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Слайд 9Этапы изучения раздела, темы
- мотивационный;
- операционально-познавательный;
- рефлексивно-оценочный.
Слайд 10Мотивационный этап
- Создание учебно-проблемной ситуации.
- Формулировка основной учебной задачи.
- Самоконтроль и
самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
Слайд 11
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают
учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.
Слайд 12Рефлексивно-оценочный этап
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся
рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).
Слайд 13Три кита учебной мотивации
Ощущение самостоятельности процесса поиска
знаний +
Ощущение свободы выбора +
ощущение успешности (компетентности).
Слайд 14
КИТ 1
Ощущение самостоятельности процесса поиска:
«Мы это поняли, узнали,
придумали сами».
Слайд 15Проблемные вопросы (А. Кинг)
- Что случится, если…?
- Назовите…
- Сколько известно…
- Какой
…. является лучшим и почему?
- Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?
- Из чего состоит…?
- Каким образом… влияет на … ?
- Кто участвовал…?
- Чем похожи… и …. ?
- На что похоже… ?
- Где происходило … ?
- Кто открыл … ?
- Что мы уже знаем о … ?
- Перечислите …
- Каким образом … можно использовать для … ?
- Кто изобрел … ?
Слайд 16
КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки,
у нас есть выбор!»)
Слайд 17
КИТ 3
Ощущение компетентности:
«у меня это получается, я понял,
я умею!»
Слайд 18Приемы работы, повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности:
Разминки
Мозговой штурм
Творческие задания
(создание компьютерных презентаций)
Работа в малых группах
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
Тестирование
Метод проектов (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
Дискуссии
Нетрадиционные уроки (урок – путешествие, урок – конференция, урок – эстафета, урок – викторина, урок КВН и т.д.)
Интерактивные плакаты
Рефлексия
Слайд 19интерактивные методы обучения
УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ
Активные методы обучения в биологии направлены на привлечение учеников к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учениками полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).
Слайд 21Домашние творческие работы
Плакаты, листовки
Слайд 22Метод шестиугольников
Новый интерактивный прием, который оживит урок любого предметника (можно модифицировать).
Просто, быстро и интересно!
Слайд 24Обобщающий урок «Эволюция человека». 9 кл.
Слайд 25Формирование мотивации
Личность учителя;
сотрудничество учителя и учащегося;
создание эмоционально-комфортной обстановки;
методы проблемно-развивающего обучения
организация коллективной деятельности;
оценка;
перечень знаний и умений учащихся по определенной теме;
активизация учебно-познавательной деятельности;
максимально возможное снятие внешнего контроля;
Слайд 26Приемы повышения мотивации
Расскажите историю
Удивите
Покажите занятное
Другим это нравится
Давайте поиграем
Юмор
Сформировать мотивацию мало…Надо её
регулярно поддерживать!
Слайд 27заключение
Для становления положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся следует использовать
не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.