Слайд 1Царства живой природы
Урок разработала учитель биологии Давыдова Д.В.
Слайд 3Фронтальный опрос, беседа
1)Каковы основные характерные особенности грибов?
2) Кем по способу питания
являются грибы?
3)Что такое микориза?
4)Какую пользу из этих отношений извлекает гриб?
5)Каково значение микоризы для растений?
Слайд 7(лат. lichen — лишайник)—
наука о лишайниках - Лихенология
Слайд 8
ПОЧЕМУ К.А. ТИМИРЯЗЕВ
НАЗВАЛ
ЛИШАЙНИК
СФИНКСОМ?
Слайд 9Цель урока:
Изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
2. Определить роль в природе
и в жизни человека
Слайд 10ПЛАН:
Изучить строение лишайников
Изучить способ питания и размножения;
Выяснить местообитание и многообразие лишайников;
4.
Выяснить роль лишайников в природе и в жизни человека
5. Выяснить, почему их называют «сфинксами»
Слайд 11СТРОЕНИЕ
ЛИШАЙНИКОВ
2 КОМПОНЕНТА
1.Автотрофный – водоросль
2. Гетеротрофный- гриб
Гриб +водоросль =
слоевище
(тело лишайника)
Слайд 12водоросль
гриб
воду и минеральные вещества
органические вещества
ПИТАНИЕ
ЛИШАЙНИКОВ
АВТОГЕТЕРОтрофы
Слайд 14Лишайники произрастают на всех континентах.
Их можно найти на любой поверхности.
Слайд 16ЛИШАЙНИКИ
накипные
листоватые
кустистые
Калоплака
Омфалина
Кладония
Слайд 17НАКИПНЫЕ ЛИШАЙНИКИ
Выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая в поверхности прикрепления
Слайд 18ЛИСТОВАТЫЕ ЛИШАЙНИКИ
Пластинчатое слоевище приподнято над поверхностью прикрепления, похоже на лист.
Слайд 19КУСТИСТЫЕ ЛИШАЙНИКИ
Слоевище напоминает кустик.
Поселяются на ветвях деревьев и свисают как борода.
Или
растут на поверхности почвы.
Слайд 21Тест по теме «Лишайники»
Выберите ОДИН правильный ответ
1. Наука о лишайниках
называется
А) Ботаника
Б) Альгология
В) Бриология
Г) Лихенология.
2. Лишайники - это
А) Растения
Б) Животные
В) Особая группа симбиотических организмов
3.Слоевище лишайников состоит из
А) Водорослей и бактерий
Б) Бактерий и грибов
В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей
Слайд 224. Лишайники могу селиться
А) На любом неподвижном субстрате
Б) Только на почве
5.
Что получает водоросль от гриба?
А) Воду
Б) Органические вещества
В) Воздух
Г) Минеральные вещества.
6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?
А) Воду
Б) Органические вещества
В) Воздух
Слайд 23
ПОЧЕМУ К.А. ТИМИРЯЗЕВ
НАЗВАЛ
ЛИШАЙНИК
СФИНКСОМ?
Слайд 24ПОДУМАЙТЕ
В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне,
по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто еще мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки.
Чем была эта «манна» на самом деле?
Слайд 26ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. параграф 15
Творческое задание:
2. Создание книги «Лишайники» - на
отдельном листе А4 сделать описание любого лишайника с рисунком или фотографией
3. Дополнительное задание – создание кроссворда на тему «Лишайники»