Презентация, доклад к уроку биологии в 10 классе

Содержание

Генетика – наука, где воля случая играет с нами в рулетку, а не просто роняет бутерброд маслом вниз или вверх.

Слайд 1Применение теории вероятности при решении задач по генетике.
Урок-практикум по биологии
10 класс

Учитель:

Лукьянова Л.П.
Применение теории вероятности при решении задач по генетике.Урок-практикум по биологии10 классУчитель: Лукьянова Л.П.

Слайд 2

Генетика – наука, где воля случая играет с нами в рулетку,

а не просто роняет бутерброд маслом вниз или вверх.
Генетика – наука, где воля случая играет с нами в рулетку, а не просто роняет бутерброд маслом

Слайд 3ВСПОМНИМ! что вам известно об основах генетики, основываясь на законах Г.Менделя

и сформулированных им по результатам моногибридного скрещивания
ВСПОМНИМ! что вам известно об основах генетики, основываясь на законах Г.Менделя и сформулированных им по результатам моногибридного

Слайд 4














Лабораторная работа «Составление простых схем скрещивания»
Задание 1. Составьте схему скрещивания:
Голубоглазый юноша

женился на кареглазой девушке, у отца которой глаза были голубые. Какова вероятность рождения кареглазого ребенка. Какой генотип у ребенка?
Лабораторная работа «Составление простых схем скрещивания»Задание 1. Составьте схему скрещивания:Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке, у отца

Слайд 5Решение задачи:
Ответ: Вероятность рождения кареглазого ребенка 50%. Ребенок имеет генотип

Аа.
Решение задачи: Ответ: Вероятность рождения кареглазого ребенка 50%. Ребенок имеет генотип Аа.

Слайд 6Студенты сельхозяйственной академии летом вырастили горох. Пока везли семена в университет,

потеряли рабочие заметки. Пожалуйста, помогите им сделать отчет о количестве и генотипах выращенного гороха.













Инструкция: посчитайте горошины, разделите по цвету, запишите данные в таблицу в строке вашего опыта. Попробуйте записать генотипы семян (зародышей растений) по гену цвета, определите тип расщепления и закон, его подтверждающий.
Студенты сельхозяйственной академии летом вырастили горох. Пока везли семена в университет, потеряли рабочие заметки. Пожалуйста, помогите им

Слайд 7Почему невозможно точно определить законы расщепления при малом количестве гороха?

Почему невозможно точно определить законы расщепления при малом количестве гороха?

Слайд 8У 2-8% мужчин встречаются разные виды дальтонизма (цветовой слепоты), а у

женщин только с вероятностью 1/24000, так как это чрезвычайно редкое проявление признака. В Индии за год родилось 4 девочки с этим заболеванием, а в княжестве Монако ни одной. Значит ли это, что жители Монако не несут гена дальтонизма? в Индии за год родилось 100000 девочек, а в Монако всего 31000 населения.)

Контраргумент!

У 2-8% мужчин встречаются разные виды дальтонизма (цветовой слепоты), а у женщин только с вероятностью 1/24000, так

Слайд 9Почему законы генетики вероятностные?

Почему законы генетики вероятностные?

Слайд 10Что такое теория вероятности?
Тео́рия вероя́тности — раздел математики, изучающий закономерности случайных

явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними.

Вероя́тность (вероятностная мера Р) — численная мера возможности наступления некоторого события.

Что такое теория вероятности?Тео́рия вероя́тности — раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их

Слайд 11Какие события вероятностные?
Вероятностные события делятся на:
достоверные (Р=1) (смена сезонов года,

смена дня и ночи, вращение Земли);
невозможные (Р=0) (появление в календаре даты – 30 февраля, рождение у млекопитающего детёныша пресмыкающегося);
-случайные (встреча родителей, встреча гамет при оплодотворении, рождение ребёнка)
Например: Какова вероятность, что в семье с двумя детьми, оба будут мальчики, рождённые последовательно?



Р = 1/4

Какие события вероятностные?Вероятностные события делятся на: достоверные (Р=1) (смена сезонов года, смена дня и ночи, вращение Земли);невозможные

Слайд 12Г.Менделю было ясно, что наблюдаемые расщепления в потомстве от скрещиваний родителей

с разными генотипами являются событиями вероятностными и их можно выявить только на большом числе потомков.


Из теории вероятности вместе с тем следуют два правила — правило умножения и правило сложения вероятностей.

Г.Менделю было ясно, что наблюдаемые расщепления в потомстве от скрещиваний родителей с разными генотипами являются событиями вероятностными

Слайд 13Правило умножения в генетике


Правило умножения гласит, что если какие-то события

наблюдаются независимо друг от друга, то вероятность того, что два события будут происходить одновременно, равна произведению вероятностей этих событий. Вероятность образования гамет с рецессивным геном у родителей, гетерозиготных по этому гену, составляет 1/2 для каждого родителя. Вероятность «встречи» таких гамет с рецессивным геном при образовании зигот будет равна произведению вероятностей образования таких гамет у каждого из родителей, т.е. 1/2 х 1/2 = 1/4.
Правило умножения в генетике Правило умножения гласит, что если какие-то события наблюдаются независимо друг от друга, то

Слайд 14Задача: как часто можно получать в помете четырех коричневых мышат, скрещивая двух

гетерозиготных черных мышей (Bb)?

Вероятность того, что первый мышонок будет коричневым, равна 1/4; вероятность того, что второй будет коричневым, тоже равна 1/4 и т. д.
В каждом случае оплодотворение яйца сперматозоидом — событие независимое (от других таких же событий), и мы можем, пользуясь правилом умножения вероятностей, вычислить вероятность совпадения двух (или большего числа) интересующих нас событий этого рода. Таким способом мы найдем, что вероятность получения четырех коричневых мышат в одном скрещивании равна 1/4 • 1/4 •1/4 • 1/4 = 1/256. Иными словами, существует лишь один шанс из 256, что все четыре мышонка окажутся коричневыми!

Задача: как часто можно получать в помете четырех коричневых мышат, скрещивая двух гетерозиготных черных мышей (Bb)?Вероятность того,

Слайд 15Правило сложения вероятностей в генетике


Правило сложения гласит, если мы хотим

узнать вероятность реализации либо одного, либо другого события, то вероятности каждого из этих событий складываются. Так, если нас будет интересовать вероятность гомозиготного потомства в браке гетерозиготных родителей, то надо сложить вероятности рецессивных и доминантных гомозигот, т.е. 1/4 +1/4 = 1/2. Этими правилами приходится довольно часто пользоваться врачам-генетикам во время медико-генетического консультирования при расчете вероятностей тех или иных событий в семьях, имеющих больного наследственным заболеванием ребенка.
Правило сложения вероятностей в генетике Правило сложения гласит, если мы хотим узнать вероятность реализации либо одного, либо

Слайд 16Задание 1. Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в

брак с черноволосым мужчиной, у матери которого волосы светлые, а у отца – черные. Единственный ребенок в этой семье – светлый. Какова вероятность рождения светловолосого ребенка, если известно, что ген черноволосости доминирует? Определите генотип первого и второго поколения.
Какой генотип у ребёнка? Какова вероятность рождения у него
впоследствии
светловолосых детей?
Задание 1. Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери

Слайд 17Задача
Глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди) – рецессивные признаки. От

брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?

                                                

Вероятность появления особей с тем или иным генотипом можно определить по формуле:

вероятность = число ожидаемых событий       
  число всех возможных событий

ЗадачаГлухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди) – рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с

Слайд 18Решение
А – нормальный слух, а – глухота, В – нормальный обмен меди, b – болезнь Вильсона.
Ребенок болеет глухонемотой

и болезнью Вильсона (рецессивные признаки), значит, его генотип –ааbb.

Мужчина глухой, следовательно, он гомозиготен по рецессивному признаку глухоты (аа). Он не страдает болезнью Вильсона, значит, имеет доминантный ген В. Мужчина должен иметь также рецессивный ген b, так как у него есть ребенок с этим заболеванием. Следовательно, генотип мужчины – ааВb.

Женщина страдает болезнью Вильсона, значит, она гомозиготна по рецессивному гену b. Она имеет нормальный слух (ген А), но у нее есть ребенок с глухонемотой (гомозиготный по рецессивному генуа). Поэтому генотип женщины – Ааbb.
РешениеА – нормальный слух, а – глухота, В – нормальный обмен меди, b – болезнь Вильсона.Ребенок болеет глухонемотой и болезнью Вильсона (рецессивные признаки), значит,

Слайд 19







                                                

Вероятность рождения здорового ребенка равна отношению числа ожидаемых

событий (рождение здорового ребенка – 1) к числу всех возможных событий (4), в данном случае она равна 1/4 (25%).

Ответ: 1/4 (25%)
                                                Вероятность рождения здорового ребенка равна отношению числа ожидаемых событий (рождение здорового ребенка – 1)

Слайд 20
Домашнее задание:

Задача 1
Одна из форм шизофрении наследуется

как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
Задача 2
Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?
Задача 3
Ирландские сеттеры могут быть слепыми в результате действия рецессивного гена. Пара животных с нормальным зрением дала помет из нескольких щенков, один из которых оказался слепым. Установить генотипы родителей. Один из зрячих щенят из этого помета должен быть продан для дальнейшего размножения. Какова вероятность того, что он гетерозиготен по гену слепоты?
Домашнее задание:Задача 1Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения

Слайд 21«Граф Орлов подарил шестерку орловских рысаков в яблоках любимой актрисе. Через

2 года кобылицы родили 3х жеребят. Актриса очень расстроилась, и отправила гневное письмо, в котором обвинила графа, что его лошади беспородные, так как «жеребята не в яблоках, а просто серые!».
Граф же, посмеявшись, отправил ей фотографию, где он стоит рядом с серыми жеребятами и белыми взрослыми лошадьми. Только через 2 года она поняла, что он хотел этим сказать».
Объясните, почему?

Творческое задание на дом:

«Граф Орлов подарил шестерку орловских рысаков в яблоках любимой актрисе. Через 2 года кобылицы родили 3х жеребят.

Слайд 23
Молодцы !

Спасибо!

Молодцы ! Спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть