Презентация, доклад к уроку биологии Кодоминирование-наследование групп крови человека в системе АВ0

Содержание

Цель: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека. Задачи:Образовательные:-расширить знания учащихся о группах крови человека о Rh-факторе, резус –конфликте;-познакомить учащихся с понятием кодоминирования, на примере наследования групп

Слайд 1О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и

обещает захватывающее будущее…

Урок разработали:
учитель биологии
МОУ «СОШ № 1 г. Йошкар – Олы» Пахмутова Татьяна Евгеньевна
учитель биологии
МОУ«СОШ № 19 г. Йошкар - Олы
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Демина Ирина Анатольевна

Презентация к уроку по учебному предмету
«Биология» в 9-ом классе на тему:
«Кодоминирование-наследование групп крови человека в системе АВ0».

О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее…Урок разработали:учитель биологии МОУ

Слайд 2Цель: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий,

о наследовании групп крови у человека.

Задачи:
Образовательные:
-расширить знания учащихся о группах крови человека о
Rh-факторе, резус –конфликте;
-познакомить учащихся с понятием кодоминирования, на примере наследования групп крови и принципом решения задач;
-формировать навыки и умения по решению генетических задач на наследование групп крови.
Воспитательные:
-пропаганда донорства как гуманной акции спасения жизни людей.
Развивающие:
-развитие коммуникативных способностей через метод работы в малых группах.
-развитие интереса к предмету через получение новых знаний. Оборудование: презентация, компьютер, проектор, раздаточные карточки с задачами на наследование групп крови.
Межпредметные связи: биология, гигиена, генетика, химия, медицина, информатика.

Цель: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека.

Слайд 3Группа крови — описание индивидуальных антигенных характеристик эритроцитов, определяемое с помощью методов

идентификации специфических групп углеводов и белков, включённых в мембраны эритроцитов животных.

Нашивка над левым нагрудным карманом на форме военнослужащего РФ содержит информацию о группе крови и резус-факторе бойца.

Группа крови — описание индивидуальных антигенных характеристик эритроцитов, определяемое с помощью методов идентификации специфических групп углеводов и белков,

Слайд 4Агглютиногены (изоантигены)особые белковые вещества, содержащиеся в эриторицитах крови (А и В);
Агглютинины

(групповые антитела) – особые белковые вещества, содержащиеся в плазме крови (альфа и бета);
Агглютинины обладают способностью склеивать агглютиногены.
(альфа склеивает только агглютиноген А, а агглютинин бетта – только агглютиноген В).
Агглютиногены (изоантигены)особые белковые вещества, содержащиеся в эриторицитах крови (А и В);Агглютинины (групповые антитела) – особые белковые вещества,

Слайд 5 Биохимические основы определения групп крови.

Биохимические основы     определения групп крови.

Слайд 6Система AB0.
Существует
четыре допустимых комбинации;
то, какая

из них характерна для
данного человека, определяет
его группу крови:
α и β: первая (0)
A и β: вторая (A)
α и B: третья (B)
A и B: четвёртая (AB).

В плазме крови человека могут содержаться агглютинины α и β, в эритроцитах — агглютиногены A и B, причём из белков A и α содержится один и только один, то же самое — для белков B и β.

Система AB0. Существует   четыре допустимых комбинации;   то, какая из них характерна для

Слайд 7Система Rh (резус-система).

Резус-фактор — это антиген (белок), который находится на поверхности красных

кровяных телец (эритроцитов).
Он обнаружен в 1940 году К. Ландштейнером и А. Вейнером.
Примерно 80-85% людей имеют его и соответственно являются резус-положительными. Те же, у кого его нет – резус-отрицательными. Учитывается и при переливании крови.
Система Rh (резус-система). Резус-фактор — это антиген (белок), который находится на поверхности красных кровяных телец (эритроцитов). Он обнаружен

Слайд 8Система Rh (резус-система).
85 % европейцев имеют резус-фактор, резус- положительные.
15 %

у которых его нет, — резус-отрицательный.
Резус-фактор играет важную роль в формировании так называемой гемолитической желтухи новорожденных, вызываемой вследствие резус-конфликта матери и эритроцитов плода.

Система Rh (резус-система). 85 % европейцев  имеют резус-фактор, резус- положительные.  15 %  у которых его нет, —

Слайд 9Совместимость групп крови человека.
Теория совместимости групп крови AB0 возникла на заре

переливания крови, во время Второй Мировой войны, в условиях катастрофической нехватки донорской крови.

Донор – человек отдающий кровь

Реципиент – человек принимающий кровь


Схема переливания разногруппной крови.

Совместимость групп крови человека. Теория совместимости групп крови AB0 возникла на заре переливания крови, во время Второй

Слайд 10Определение группы крови по системе AB0.

если реакция агглютинации наступила только

с агглютиногенами-А, то исследуемая кровь относится к группе А(II);
если реакция агглютинации наступила только с агглютиногенами-B, то исследуемая кровь
относится к группе B(III);
если реакция агглютинации
не наступает, то
исследуемая
кровь относится
к группе 0(I);
если реакция агглютинации
наступила и с
агглютиногенами-А
и с агглютиногенами-B ,
то исследуемая кровь
относится к группе AB(IV).

Определение группы крови по системе AB0. если реакция агглютинации наступила только с агглютиногенами-А, то исследуемая кровь относится

Слайд 11Связь групп крови и показателей здоровья.
1группа: язвенная болезнь желудка и

12-перстной кишки, гипертоническая болезнь, гемофилия, чаще болеют гриппом А.
2группа: предрасположенность к гастриту, кариесу зубов, ишемической болезни, пороку сердца, острому лейкозу.
3группа: предрасположенность к опухолям толстой кишки, кариесу зубов, устойчивы к инфаркту и неврозам.
4группа: устойчивы к язвенным болезням, повышение холестерина и развитию атеросклероза, предрасположенность к неврозам и психозам.
Связь групп крови  и показателей здоровья. 1группа: язвенная болезнь желудка и  12-перстной кишки, гипертоническая болезнь,

Слайд 12Группа крови и характер (типология личности).
Группа крови 0 (I).

Энергичны, общительны, крепкое здоровье, сильная воля. Стремление к лидерству. Суетливы, амбициозны.
Группа крови A (II). Старательны и обязательны. Любят гармонию и порядок. Их недостаток - упрямство.
Группа крови B (III). Деликатные, впечатлительные, спокойные. Повышенные требования к самим себе и к окружающим. Индивидуалисты. Легко ко всему адаптируются. Властные и творческие личности.

Группа крови AB (IV). Эмоции и чувства берут верх над здравым смыслом и расчётом. Они мыслители. С трудом принимают решения. Уравновешены, но иногда бывают резки. Больше всего конфликтуют сами с собой.

Группа крови и характер  (типология личности).   Группа крови 0 (I). Энергичны, общительны, крепкое здоровье,

Слайд 13Кодоминирование
Явление проявления обоих аллелей в фенотипе гетерозиготы — отсутствие доминантно-рецессивных отношений

между аллелями.
Наиболее известный пример — взаимодействие аллелей, определяющих четвертую группу крови человека (АВ).
Система групп крови человека АВО была открыта в 1900г.
К. Ландштейном.

Годы жизни
14 июня 1868 — 26 июня 1943

КодоминированиеЯвление проявления обоих аллелей в фенотипе гетерозиготы — отсутствие доминантно-рецессивных отношений между аллелями. Наиболее известный пример —

Слайд 14Наследование групп крови в системе AB0.

Наследование групп крови  в системе AB0.

Слайд 15 Наследование групп крови AB0.
Р ♂ АВ x ♀ ОО
G

А В О
F1 АО ВО
Второй сын -
сын фермера

Задача 1. (текст в приложении 3)

Наследование групп крови AB0.  Р ♂ АВ   x ♀ ООG  А

Слайд 16 Наследование групп крови AB0.

Р1 ♂ ОО x ♀ ОО
G

О О
F1 ОО
У ребенка 1 группа крови

Р2 ♂ АВ x ♀ ОО
G А В О
F1 АО ВО
У ребенка может быть
2 или 3 группа крови


Задача 2. (текст в приложении 3)

Наследование групп крови AB0.   Р1 ♂ ОО x ♀ ООG    О

Слайд 17 Наследование групп крови AB0
Р3 ♂ АА x ♀ ВВ
G

А В
F3 АВ
У ребенка 4 группа крови

Р4 ♂ ВВ x ♀ ВВ
G В В
F4 ВВ

У ребенка 3 группа крови



Задача 2. (текст в приложении 3)

Наследование групп крови AB0  Р3  ♂ АА x ♀ ВВG    А

Слайд 18Наследование групп крови AB0
Р1 ♂ ОО x ♀ АВ
G

О А В
F1 АО ВО
Ребенок может иметь группу крови 2 или 3
Р1 ♂ ОО x ♀ ВО
G О В О
F1 ВО ОО
Ребенок может иметь 1 или 3 группу крови


У первой пары родителей ребенок «X»,
у второй пары родителей ребенок «Y».

Задача 3. (текст в приложении 3)

Наследование групп крови AB0 Р1   ♂ ОО x ♀ АВG

Слайд 19Список использованной литературы.
1.Гуменюк М.М. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику

С.Г. Мамонтова, В.Б Захарова, Н.И. Сонина. - Волгоград: Учитель, 2006.
2.Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. 8 кл. - М: Вентана-Граф, 2006.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. М: Мир, 1996.
4. Мамонтов С.Г., Захаров В. Б., Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности, 9 класс.-М.: Дрофа, 2010.
Немп П., Армс К. Введение в биологию. – М., 1988г.
5. Общая биология: X-XI кл. /Под ред. академ. Д. К. Беляева, проф. Н.О.Рувинского. – М., 1992г.
6. festival.1september.ru
7. narod.ru
8. www.licey.net ru.
9. wikipedia.org
10. zebr www.missfit.ru

Список использованной литературы.1.Гуменюк М.М. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б Захарова, Н.И. Сонина.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть