Презентация, доклад к уроку биологии Естественный отбор.Борьба за существование

Содержание

Изучение борьбы за существование и естественного отбора - как движущей силы эволюции органического мира.Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.Расширение кругозора учащихся.Цели:

Слайд 1Преподаватель биологии
Рязанцева Ольга Михайловна


14.03.2016

СПБ ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»

Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции.
Борьба за существование

Преподаватель биологии Рязанцева Ольга Михайловна

Слайд 2Изучение борьбы за существование и естественного отбора - как движущей силы

эволюции органического мира.
Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Расширение кругозора учащихся.

Цели:

Изучение борьбы за существование и естественного отбора - как движущей силы эволюции органического мира.Развитие компетентности в сфере

Слайд 3Противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни.
Борьба за существование.
Формы борьбы

за существование.
Основа успеха эволюции – многообразие
организмов.

План урока

Противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни.Борьба за существование.Формы борьбы за существование.Основа успеха эволюции – многообразие

Слайд 4«Природа не терпит в своем царстве никого, кто не сумел бы

отстоять себя»
Ральф Эмерсон

Серая крыса приносит 5 помётов в год в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости
с 3 –х месяцев.

Ятрышник пятнистый (кукушкины слёзы)
в одном плоде содержит 186300 семян.

«Природа не терпит в своем царстве никого, кто не сумел бы отстоять себя»

Слайд 5Самка аскариды даёт 200 тысяч яиц в сутки.
Интенсивность размножения организмов
Травяная

лягушка откладывает
от 840 до 4000 икринок.
Самка аскариды даёт 200 тысяч яиц в сутки. Интенсивность размножения организмовТравяная лягушка откладывает от 840 до 4000

Слайд 6 Почему не наблюдается безудержного роста

численности живых организмов?

рачки

колорадские жуки

пингвины

тараканы

пчёлы

клещи

муравьи

утята

Почему не наблюдается безудержного роста        численности

Слайд 7Большая часть особей гибнет на разных этапах развития
Причины
Природно-клима-
тический фактор
Борьба

с особями
других видов

Борьба между осо-
бями одного вида


Чем выше размножаемость, тем интенсивнее гибель организмов.

Большая часть особей гибнет на разных этапах развития  ПричиныПриродно-клима-тический факторБорьба с особями других видовБорьба между осо-бями

Слайд 8Гибель потомков носит избирательный или случайный характер
Наводнение
Пожар
Вмешательство человека

в природу
Гибель потомков носит избирательный или случайный характер  Наводнение ПожарВмешательство человека

Слайд 9В чём причина возникновения
борьбы за существование?
Несоответствие между возможностью видов к

беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование!
В чём причина возникновения борьбы за существование?Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов –

Слайд 10
Чарльз Роберт Дарвин
 (англ. Charles Robert Darwin; 1809-1882) - английский натуралист и

путешественник.

«Умирает только хилое и слабое,
здоровое и сильное всегда выходит
победителем в борьбе за существование».

« Не существует ни одного исключения из правила, согласно которому любое органическое существо естественно размножается в такой прогрессии, что, если бы оно не подвергалось истреблению, потомство одной пары покрыло бы всю Землю».

Писал:

Чарльз Роберт Дарвин (англ. Charles Robert Darwin; 1809-1882) - английский натуралист и путешественник.

Слайд 11 Борьба за существование
– это сложные и многообразные взаимоотношения особей

внутри видов, между видами и условиями окружающей среды.
Борьба за существование– это сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри видов, между видами и условиями

Слайд 13 Формы борьбы за существование
1.Внутривидовая
2.Межвидовая

3. Борьба с неблагоприятными условиями среды
Формы борьбы за существование1.Внутривидовая 2.Межвидовая    3. Борьба с

Слайд 141.Внутривидовая борьба за существование
Происходит между особями одного вида.
Это самая жёсткая и

острая из всех типов.
Особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.
1.Внутривидовая борьба за существованиеПроисходит между особями одного вида.Это самая жёсткая и острая из всех типов.Особи нуждаются в

Слайд 15Причины:
Состязание между хищниками за добычу.
Соперничество из-за территории, из-за самки.
За жизненное пространство.
За

места размножения.

Внутривидовая борьба за существование

Причины:Состязание между хищниками за добычу.Соперничество из-за территории, из-за самки.За жизненное пространство.За места размножения.Внутривидовая борьба за существование

Слайд 16Внутривидовая борьба за существование

Внутривидовая борьба за существование

Слайд 17При чрезмерном увеличении численности
особей внутривидовая борьба обостряется.

Это бывает из-за ухудшения

кормовых условий
Слишком высокой плотности населения и др.


Плодовитость в популяциях снижается,
могут вспыхнуть эпидемии.


Гибель особей.

Внутривидовая борьба за существование

При чрезмерном увеличении численности особей внутривидовая борьба обостряется.Это бывает из-за ухудшения кормовых условийСлишком высокой плотности населения и

Слайд 18Внутривидовая борьба за существование
Существуют приспособления позволяющие
избежать прямого столкновения особей:
Бурый медведь

обозначает границы своего
участка царапинами на дереве.

Волк метит территорию.

Птицы извещают о занятии
участка песней.

Внутривидовая борьба за существованиеСуществуют приспособления позволяющие избежать прямого столкновения особей:Бурый медведь обозначает границы своего участка царапинами на

Слайд 19Внутривидовая борьба за существование
В популяциях у животных одного вида
можно встретить взаимопомощь


и сотрудничество.
Это воспитание и охрана потомства,
совместное вскармливание детёнышей.
Внутривидовая борьба за существованиеВ популяциях у животных одного видаможно встретить взаимопомощь и сотрудничество.Это воспитание и охрана потомства,

Слайд 202.Межвидовая борьба за существование
Протекает остро, если виды относятся к одному роду

и нуждаются в одинаковых условиях существования.

Серая крыса крупнее и агрессивнее, вытеснила
Чёрную крысу в поселениях человека.

2.Межвидовая борьба за существованиеПротекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в одинаковых условиях существования.Серая

Слайд 21Межвидовая борьба за существование
Примером является одностороннее
использование одного вида другим.
Это отношения

«хищник – жертва»,
«паразит – хозяин»,
«растение – травоядное животное».
Межвидовая борьба за существованиеПримером является одностороннее использование одного вида другим.Это отношения «хищник – жертва»,«паразит – хозяин», «растение

Слайд 223.Борьба с неблагоприятными условиями среды
Усиливает внутривидовое состязание

3.Борьба с неблагоприятными условиями средыУсиливает внутривидовое состязание

Слайд 23Борьба за существование
– это сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри видов,

между видами и условиями окружающей среды.

Внутривидовая борьба - происходит между особями одного вида.
Это самая жёсткая и острая из всех типов.
Состязание между хищниками за добычу, соперничество из-за территории, из-за самки, за жизненное пространство, за места размножения.
Межвидовая борьба – приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.
Это одностороннее использование одного вида другим.
Борьба с неблагоприятными условиями среды - победители наиболее жизнеспособные особи ( с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами).
Это растения и животные пустынь, крайнего севера.

Борьба за существование– это сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри видов, между видами и условиями окружающей среды.Внутривидовая

Слайд 24Объясните термины:
Борьба за существование.

Внутривидовая борьба за существование.

Межвидовая борьба за существование.

Борьба с

неблагоприятными условиями
среды.

Объясните термины:Борьба за существование.Внутривидовая борьба за существование.Межвидовая борьба за существование.Борьба с неблагоприятными условиями   среды.

Слайд 251. В чём заключается смысл борьбы за существование?
- в формировании приспособленности

у организмов.

2. Что является итогом борьбы за существование?

- естественный отбор.

Естественный отбор –

выживание наиболее приспособленных организмов.

Дайте ответы на вопросы:

3. Как вы считаете, что такое естественный отбор?

1. В чём заключается смысл борьбы за существование?- в формировании приспособленности у организмов.2. Что является итогом борьбы

Слайд 264. За счет чего возникают приспособленные
особи?
5.

Какая изменчивость имеет при этом
большее значение?

Основой успеха эволюции является
многообразие организмов.

Дайте ответы на вопросы:


- в результате действия борьбы за существование и
естественного отбора.

- наследственная изменчивость.

4. За счет чего возникают приспособленные     особи?5. Какая изменчивость имеет при этом

Слайд 27Найдите соотношения понятий и рисунков (устно)
1.Внутривидовая борьба
2.межвидовая борьба
3.борьба с неблагоприятными

условиями среды.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

Найдите соотношения понятий и рисунков (устно)1.Внутривидовая борьба2.межвидовая борьба 3.борьба с неблагоприятными условиями среды.А)Б)В)Г)Д)Е)Ж)

Слайд 28Заполните таблицу:
(В каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных ниже)
Формы борьбы

за существование
Заполните таблицу:(В каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных ниже)Формы борьбы за существование

Слайд 29Причины, приводящие к гибели многих особей,
не дающих виду занять весь

земной шар.

Вариант 1.
Семена вместе с сеном попадают в желудок овцы.
Семенами питаются многие птицы.
Всходами питаются травоядные животные.
Растения топчут люди, давят колёсами тракторов и автомашин.
Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром.
Сами одуванчики вытесняют друг друга.
Семена погибают в пустынях, в Антарктиде, на скалах.
Семена погибают и в средней полосе, если они попадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия.
Растения гибнут от сильных морозов и засухи.
Растения гибнут от болезнетворных микробов и вирусов.

Вариант2
1. кета - объект рыболовного промысла,
2. часть икры может погибнуть при заморозках или химическом загрязнении водоемов,
3. у кеты отсутствует забота о потомстве,
4. кратковременная подвижность сперматозоидов,
5. много икринок выносится на берег, уносится в море,
6. икру добывают люди,
7. икра поедается другими рыбами,
8. не все рыбы достигают мест нереста,
9. все рыбы гибнут на обратном пути в море,
10. по пути к нерестилищу рыбы теряют до 40% своего веса,
11. не все икринки оплодотворяются самцами,
12. при движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга.

Причины, приводящие к гибели многих особей, не дающих виду занять весь земной шар.Вариант 1.Семена вместе с сеном

Слайд 30Выполните тест
Тест Вариант №1
Задание: выбери один правильный ответ.
Под борьбой

за существование понимается:
а) совокупность отношений организма с другими организмами и природными
условиями среды;
б) конкуренцию организмов с особями своего вида;
в) выживание сильнейшего в борьбе за существование.
2. Какая форма борьбы за существование происходит между большими и
малыми пёстрыми дятлами?
а) внутривидовая; б) межвидовая; в) оба вида конкуренции.
3. Основным результатом борьбы за существование заключается в том, что:
а) менее приспособленные особи всегда гибнут;
б) менее приспособленные особи не размножаются.
в) менее приспособленные особи оставляют меньше потомства, или не доживают
до половозрелости.
4. Какая форма борьбы за существование привела к образованию нескольких
видов галапагосских вьюрков (питающихся разной пищей)?
а) внутривидовая; б) межвидовая; в) борьба с природными условиями.
5. У какой из мышей больше шансов увеличить численность своих потомков?
а) у той, которая рождает 15 детенышей, выживает из них 11, размножаются 3;
б) у той, которая рожает 6 детенышей, выживают 5. размножаются 2;
в) у той, которая рожает 8 детенышей, выживает 5, размножаются 4.

Тест Вариант №2
Задание: выбери один правильный ответ.
1. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Дарвин считал:
а) межвидовую; б) все эти формы в равной степени.
в) борьбу с неблагоприятными условиями. г) внутривидовую;
2. В каком случае межвидовая борьба за существование более выражена?
а) когда два близких вида живут на одной территории и питаются одинаковой
пищей;
б) когда близкие виды соперничают при выборе партнеров для размножения;
в) когда близкие виды занимают разные экологические ниши.
3. Выберите правильное утверждение:
а) выживают и размножаются наиболее сильные особи;
б) выживают и размножаются наиболее приспособленные особи;
в) выживают только особи, оставляющие много потомства.
4. Выберите борьбу с неблагоприятными условиями одуванчика, которые приводят к гибели многих особей и не дают этому виду занять весь земной шар:
а) плоды одуванчика вместе с сеном попадают в желудок овцы;
б) семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;
в) всходами питаются травоядные животные.
5. Определите форму взаимоотношений волка и лисы:
а) паразит- хозяин; б) хищник – жертва; в) конкуренты.

Выполните тестТест   Вариант №1Задание: выбери один правильный ответ.Под борьбой за существование понимается:а) совокупность отношений организма

Слайд 31Домашнее задание
§ 46, стр. 164 – 166 учебник «Общая биология»

Д.К. Беляева.

Ответить на вопросы после § 46 на стр. 166 письменно в тетради.

Записи в тетради.
Домашнее задание§ 46, стр. 164 – 166 учебник «Общая биология»  Д.К. Беляева.Ответить на вопросы после §

Слайд 33Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М.

Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2014. – 304 с.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.

И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.

Литература:

Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред.

Слайд 34http://images.yandex.ru/yandsearch?text
Материалы презентации ОГОУ СПО «Никологорский аграрно – промышленный техникум». Преподаватель биологии

Е.А.Киргизова

При подготовке презентации были использованы материалы:

http://images.yandex.ru/yandsearch?textМатериалы презентации ОГОУ СПО «Никологорский аграрно – промышленный техникум». Преподаватель биологии Е.А.Киргизова При подготовке презентации были использованы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть