14.03.2016
СПБ ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции.
Борьба за существование
СПБ ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»
Тема урока: Естественный отбор –направляющий фактор эволюции.
Борьба за существование
Цели:
План урока
Серая крыса приносит 5 помётов в год в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости
с 3 –х месяцев.
Ятрышник пятнистый (кукушкины слёзы)
в одном плоде содержит 186300 семян.
рачки
колорадские жуки
пингвины
тараканы
пчёлы
клещи
муравьи
утята
Борьба между осо-
бями одного вида
Чем выше размножаемость, тем интенсивнее гибель организмов.
«Умирает только хилое и слабое,
здоровое и сильное всегда выходит
победителем в борьбе за существование».
« Не существует ни одного исключения из правила, согласно которому любое органическое существо естественно размножается в такой прогрессии, что, если бы оно не подвергалось истреблению, потомство одной пары покрыло бы всю Землю».
Писал:
Внутривидовая борьба за существование
Плодовитость в популяциях снижается,
могут вспыхнуть эпидемии.
Гибель особей.
Внутривидовая борьба за существование
Волк метит территорию.
Птицы извещают о занятии
участка песней.
Серая крыса крупнее и агрессивнее, вытеснила
Чёрную крысу в поселениях человека.
Внутривидовая борьба - происходит между особями одного вида.
Это самая жёсткая и острая из всех типов.
Состязание между хищниками за добычу, соперничество из-за территории, из-за самки, за жизненное пространство, за места размножения.
Межвидовая борьба – приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.
Это одностороннее использование одного вида другим.
Борьба с неблагоприятными условиями среды - победители наиболее жизнеспособные особи ( с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами).
Это растения и животные пустынь, крайнего севера.
2. Что является итогом борьбы за существование?
- естественный отбор.
Естественный отбор –
выживание наиболее приспособленных организмов.
Дайте ответы на вопросы:
3. Как вы считаете, что такое естественный отбор?
Основой успеха эволюции является
многообразие организмов.
Дайте ответы на вопросы:
- в результате действия борьбы за существование и
естественного отбора.
- наследственная изменчивость.
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Ж)
Вариант 1.
Семена вместе с сеном попадают в желудок овцы.
Семенами питаются многие птицы.
Всходами питаются травоядные животные.
Растения топчут люди, давят колёсами тракторов и автомашин.
Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром.
Сами одуванчики вытесняют друг друга.
Семена погибают в пустынях, в Антарктиде, на скалах.
Семена погибают и в средней полосе, если они попадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия.
Растения гибнут от сильных морозов и засухи.
Растения гибнут от болезнетворных микробов и вирусов.
Вариант2
1. кета - объект рыболовного промысла,
2. часть икры может погибнуть при заморозках или химическом загрязнении водоемов,
3. у кеты отсутствует забота о потомстве,
4. кратковременная подвижность сперматозоидов,
5. много икринок выносится на берег, уносится в море,
6. икру добывают люди,
7. икра поедается другими рыбами,
8. не все рыбы достигают мест нереста,
9. все рыбы гибнут на обратном пути в море,
10. по пути к нерестилищу рыбы теряют до 40% своего веса,
11. не все икринки оплодотворяются самцами,
12. при движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга.
Тест Вариант №2
Задание: выбери один правильный ответ.
1. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Дарвин считал:
а) межвидовую; б) все эти формы в равной степени.
в) борьбу с неблагоприятными условиями. г) внутривидовую;
2. В каком случае межвидовая борьба за существование более выражена?
а) когда два близких вида живут на одной территории и питаются одинаковой
пищей;
б) когда близкие виды соперничают при выборе партнеров для размножения;
в) когда близкие виды занимают разные экологические ниши.
3. Выберите правильное утверждение:
а) выживают и размножаются наиболее сильные особи;
б) выживают и размножаются наиболее приспособленные особи;
в) выживают только особи, оставляющие много потомства.
4. Выберите борьбу с неблагоприятными условиями одуванчика, которые приводят к гибели многих особей и не дают этому виду занять весь земной шар:
а) плоды одуванчика вместе с сеном попадают в желудок овцы;
б) семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;
в) всходами питаются травоядные животные.
5. Определите форму взаимоотношений волка и лисы:
а) паразит- хозяин; б) хищник – жертва; в) конкуренты.
Литература:
При подготовке презентации были использованы материалы:
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть