Презентация, доклад Исследовательская деятельность на уроках биологии в урочное и внеурочное время

Содержание

« Исследовать — значит видеть то, что видели все,  и думать так, как не думал никто». (Альберт Сент-Дьёрди,

Слайд 1«Исследовательская деятельность на уроках биологии в урочное и внеурочное время» Из опыта

работы учителя биологии и химии Амировой И.А
«Исследовательская деятельность на уроках биологии в урочное и внеурочное время»    Из опыта работы учителя

Слайд 2 « Исследовать — значит видеть то, что видели все,  и думать

так, как не думал никто».
(Альберт Сент-Дьёрди,
американский биохимик)


«Многие люди приходят-смотрят, смотрят. Некоторые приходят-видят.
(Д.Тенцинг)
                                                               


“Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!” (Мария Мантессори)

    

  
« Исследовать — значит видеть то, что видели все,  и думать так, как не думал никто».

Слайд 3Исследовательский метод обучения –
это организация поисковой, познавательной деятельности

обучающихся путём постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения. Исследовательский метод:
организует творческий поиск и применение знаний;
обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску;
является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, самообразовании;
помогает детям исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.
Исследовательский метод обучения –  это организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки педагогом познавательных и практических

Слайд 4 Исследование или учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое

средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

«Проект» в буквальном переводе с латинского языка означает «брошенный вперёд»

Исследование или учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет

Слайд 5Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину.

Слайд 6 Задачи учителя – руководителя исследовательской деятельностью:
1)выявить склонности учащихся к

ведению научно-исследовательской работы;
2)обеспечить овладение учащимися методами научного познания в процессе исследовательской деятельности;
3) формировать у учащихся мотивацию, потребность в исследовательской деятельности
4) дать школьникам полноценные, хорошо ими осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
5) формировать у учеников умения и навыки ведения исследовательской работы;
6)формировать у них умения самостоятельно, творчески мыслить ;
7) учить самоанализу и рефлексии;
8) развивать коммуникативные способности
Задачи учителя – руководителя исследовательской деятельностью: 1)выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской работы;2)обеспечить

Слайд 7 Терпение (Будь терпеливым, доводи начатую работу до конца)

Внимательность (По мельчайшим признакам, ускользающим от внимания многих других, научись понимать, что произошло, разбираться в том, что происходит на глазах, и предвидь то, что произойдет в будущем)
Точность (Будь собранным и точным в мыслях и действиях)
Способность к сотрудничеству (Будь терпим, принимай идеи и позиции другого, будь полезен в группе)

«Четыре принципа, которыми должен обладать исследователь»

Терпение (Будь терпеливым, доводи начатую работу до конца)   Внимательность (По мельчайшим признакам,

Слайд 8
Формы организации исследовательской деятельности
Экспресс-исследования – кратковременное исследование по предложенной педагогом

тематике. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.
Долговременные исследования проводятся в рамках внеурочной деятельности.
По количеству авторов исследования могут быть индивидуальные и коллективные или групповые.

Слайд 9Формы и методы исследовательской деятельности на уроке

Формы и методы исследовательской деятельности на уроке

Слайд 10По общепринятой классификации уроков Конаржевского, уроки -исследования имеют следующую типологию:
изучение нового

материала
повторение
закрепление
обобщение и систематизация знаний
контроль и коррекция знаний
По объему осваиваемой методики разделяются следующие типы уроков – исследований:
урок – исследование и урок с элементами исследования
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность:
- уроки по выбору темы или метода исследования
- по выработке умения формулировать цели исследования
- уроки с проведением эксперимента
- работа с источниками информации
- заслушивание сообщений
- защита рефератов и т.д.
По степени самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности на уроке, УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ соответствует одному из выделенных ниже уровней:
Начальный уровень – урок "Образец исследования"
Продвинутый уровень – урок "Исследование"
Высший уровень – урок "Собственно исследование"

ТИПЫ УРОКОВ – ИССЛЕДОВАНИЙ

По общепринятой классификации уроков Конаржевского, уроки -исследования имеют следующую типологию:изучение нового материалаповторениезакреплениеобобщение и систематизация знанийконтроль и коррекция

Слайд 11
Урок – "Образец исследования".

УЧИТЕЛЬ:
а) Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования;
б) Дает готовый алгоритм исследовательской работы;
в) Ведет учебный процесс, используя термины "проблема", "гипотеза", "подтверждение гипотезы", "вывод"… и т.д.
г) Использует систему вопросов:
в чем проблема?
какие этапы проходит исследователь?
что такое гипотеза?
какое можно выдвинуть предположение?
данное высказывание является предполагаемым или доказанным?
подумайте, прочитайте, сделайте, запишите… и т.д.
 
УЧАЩИЕСЯ:
а) отвечают на вопросы учителя;
б) следуют алгоритму работы, предложенному учителем;
в) сверяют свои действия с образцом исследования, предложенного учителем

  РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И РОЛЬ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УРОКА – ИССЛЕДОВАНИЯ

Урок –

Слайд 12УЧИТЕЛЬ:
а) Формулирует проблему;
б) Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования;
в)

Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов "гипотеза", "проверка гипотезы", "интерпретация данных" и т.п.;
г) использует систему вопросов:
с чего необходимо начать исследование?
что нужно выяснить?
как это сделать?
как бы поступил исследователь на этом этапе работы?
верный ли вы сделали выбор?

УЧАЩИЕСЯ:
а) Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу;
б) По необходимости консультируются с учителем или экспертом;
в) Получают оценку учителя ("правильно" или "неправильно") за каждый этап исследовательской работы.

Урок – "исследование"

УЧИТЕЛЬ:а) Формулирует проблему;б) Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования;в) Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской

Слайд 13УЧИТЕЛЬ:
а) Формулирует проблему;
б) Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели

исследования ;
в) Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, устанавливает рабочую атмосферу, организует индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или в парах;
г) Использует вопросы общего порядка:
ясна ли цель работы?
все ли понятно по раздаточному материалу?
на каком этапе работы находитесь?
уложитесь ли по времени?
каков итог урока? И т.д.
д) Оценивает результаты работы учеников в конце урока.
УЧАЩИЕСЯ:
Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи и консультации учителя или эксперта.

Урок – "собственно исследование".

УЧИТЕЛЬ:а) Формулирует проблему;б) Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования ;в) Создает условия для исследовательской

Слайд 14 Основные этапы исследовательской работы        
 Найти проблему –

что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.

Основные этапы исследовательской работы          Найти проблему – что надо

Слайд 15Критерии результативности применения в учебном процессе исследовательских технологий
наличие у обучающихся положительного

мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…»);
наличие у обучающихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...»)
переживание обучающимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон…»)
осознание обучающимся усвоения нового как личностной ценности («лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны …»)
овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Критерии результативности применения в учебном процессе исследовательских технологийналичие у обучающихся положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации

Слайд 16Научно-исследовательские конкурсы, конференции, фестивали, акции и т.д.
Всероссийская научно – практическая конференция

«Дерево Земли, на которой я живу» (г.Саранск). 2013 г
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся ОУ имени Д.И.Менделеева (г. Моска) 2014 г
Всероссийская научно – практическая конференция «Мир, в котором я живу» (г. Самара) 2012,2013,2014 г
 Областные Головкинские чтения (г. Самара) 2012,2013,2014 г
Областной конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
(г. Самара) 2012,2013,2014 , 2015 г
Областной детский экологический конкурс «Зеленая планета» (г.Самара) 2011, 2012, 2013 г
Областной фестиваль экологических отрядов «Экобудущее» (г.Самара) 2012 , 2013 г
Областная научная конференция школьников. (г.Самара) 2012,2013,2014 г
Окружной конкурс творческих работ учащихся «Интеллект, Творчество. Фантазия» (г.Похвистнево) 2012,2013,2014 , 2015 г
Региональный конкурс «Эколидер» -2011, 2012 г. Областная акция «Народное признание»-2014г


Научно-исследовательские конкурсы, конференции, фестивали, акции и т.д. Всероссийская научно – практическая конференция «Дерево Земли, на которой я

Слайд 17Результативность

Результативность

Слайд 18Программа «ВЗЛЁТ»
В рамках инициативы Правительства Самарской области по созданию в

регионе системы мер по выявлению и развитию талантливой молодежи старшего школьного возраста в нашей области стартовал новый проект Научно-образовательной программы конкурсного отбора школьников Самарской области в Губернаторский реестр творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологии.

Программа «ВЗЛЁТ» В рамках инициативы Правительства Самарской области по созданию в регионе системы мер по выявлению и

Слайд 19 Темы исследований
«Высокоэффективная технология выращивания культурных растений»
Научный

консультант:Кожевникова Оксана Петровна-доцент кафедры «Растениеводство и земледелие» СГСХА
 "Биологическая активность почвы изменения в окружающей среде»
Научный консультант: Рытов Глеб Львович – декан биологического факультета СамГУ
«Влияние шума на здоровье человека»
Научный консультант: Амирова Ильмира Анваровна- учитель химии и биологии Балыклинского филиала ГБОУ СОШ с.Камышла




Темы исследований«Высокоэффективная технология выращивания культурных растений»Научный консультант:Кожевникова Оксана Петровна-доцент кафедры  «Растениеводство

Слайд 20 ВЫВОДЫ

Исследовательская деятельность позволяет увидеть

и развивать способности учеников, поскольку требует от них самостоятельности, умения проблемно мыслить, способствует формированию таких качеств как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, критичность мышления, коммуникабельность. Приобретенный опыт у учащихся не исчезнет даже при единичном опыте. Он обязательно проявится в других сферах деятельности, позволит шире смотреть на любую проблему.

ВЫВОДЫ Исследовательская деятельность позволяет увидеть и развивать способности учеников, поскольку требует

Слайд 21«Вся жизнь – открытая задача.
Решай! Исследуй – и ждет тебя удача!»

А.Гин

«Вся жизнь – открытая задача.Решай! Исследуй – и ждет тебя удача!»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть