Слайд 1Решение генетических задач
Учебное пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии
(задание 28)
В пособии использованы задачи и задания с сайтов: http://www.fipi.ru, https://bio-ege.sdamgia.ru
Составлено С.Р. Хабибрахмановой,
учителем биологии МАОУ «СОШ № 115» г. Перми
Слайд 2Содержание
1. Задачи на дигибридное скрещивание (два аутосомных признака, полное доминирование) –
3-15 слайды
2. Задачи на дигибридное скрещивание (два аутосомных признака, по одному из которых неполное доминирование) – 16-17 слайды
3. Задачи на дигибридное скрещивание (два аутосомных признака, оба с неполным доминированием) – 18-19 слайды
4. Задачи на дигибридное скрещивание (два аутосомных признака, один из признаков вызывает летальных исход) – 20-22 слайды
5. Задачи на сцепленное наследование (полное сцепление, кроссинговер отсутствует) – 23-24 слайды
6. Задачи на сцепленное наследование (неполное сцепление, кроссинговер) – 25 слайд
7. Задачи на установление сцепленного характера наследования признаков – 26 – 29 слайды
8. Задачи на дигибридное скрещивание (два аутосомных признака, один из признаков наследуется по типу кодоминирования) – 30-35 слайды
9. Моногибридное скрещивание (признак сцеплен с полом) 36 – 38 слайды
10. Задачи на дигибридное скрещивание (один из признаков наследуется аутосомно, другой сцеплен с полом) – 39-44 слайды
11. Задачи на моногибридное скрещивание (признак сцеплен с полом, леталь) – 45 слайд
12. Задачи на составление и анализ родословной – 46 – 63 слайд
Слайд 3
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, указаны доминантный и рецессивный
признаки, фенотипы родителей)
Задача 1.У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены не сцеплены. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой неблизорукой женщиной? Известно, что у мужчины отец был голубоглазым, неблизоруким.
Задача 2. У душистого горошка высокий рост (T) доминирует над карликовым (t), зелёная окраска бобов (G) доминирует над жёлтой (g). Скрестили карликовый горошек с зелёными бобами и высокий с жёлтыми бобами. Оба родителя гомозиготны. Определите генотип родителей, генотип и фенотип гибридов второго поколения. Укажите вероятность появления в F2 растений с генотипом гибридов F1. Гены, ответственные за развитие указанных признаков, не сцеплены
Задача 3. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой (b). Скрестили чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготными чёрными с короткой щетиной самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.
Слайд 4
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, указаны доминантный и рецессивный
признаки, фенотипы родителей)
Задача 4. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ
Задача 5. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Слайд 5
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, указаны доминантный и рецессивный
признаки, фенотипы родителей)
Задача 6. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом.
Задача 7. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.
Слайд 6
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, указаны доминантный и рецессивный
признаки, количественный анализ фенотипов потомства)
Задача 1. У гороха красная окраска цветков доминирует над белой, а высокий рост над карликовым. Признаки наследуются независимо. При скрещивании двух растений с красными цветками, одно из которых было высокого роста, а другое низкого, получили 35 высоких растений с красными цветками, 32 низких растения с красными цветками, 10 высоких с белыми цветками и 13 низких с белыми цветками. Каковы генотипы родителей?
Задача 2. У гороха посевного желтая окраска семян доминирует над зеленой, выпуклая форма семян – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с желтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим желтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с желтыми семенами и выпуклыми плодами. 58 – с желтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелеными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелеными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп
Слайд 7
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, указаны доминантный и рецессивный
признаки, количественный анализ фенотипов потомства)
Задача 3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов
Задача 4. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты у потомства.
Задача 5. У фигурной тыквы белая окраска плода (А) доминирует над жёлтой (а), а дисковидная форма (В) над шаровидной (b). Тыкву с белыми шаровидными плодами скрестили с тыквой, у которой плоды были жёлтыми и дисковидными. В результате было получено одинаковое количество белых дисковидных, белых круглых, жёлтых дисковидных и жёлтых круглых плодов. Определите генотипы родителей и потомства. Ответ поясните.
Слайд 8
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, указаны доминантный и рецессивный
признаки, количественный анализ фенотипов потомства)
Задача 6. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.
Задача 7. При скрещивании пёстрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыплёнка пёстрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два – чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном скрещивании?
Задача 8. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.
Слайд 9
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, указаны доминантный и рецессивный
признаки, количественный анализ фенотипов потомства)
Задача 9.Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).
Задача 10. У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, округлая форма – над грушевидной. При скрещивании томатов с красными округлыми плодами с растением, имеющим красные грушевидные плоды, получили 43 растения с красными округлыми плодами, 38 – с красными грушевидными, 11 – с желтыми округлыми плодами и 13 – с желтыми грушевидными. Определите генотипы родительских форм и потомков. Как можно объяснить появление четырех фенотипических классов? Составьте схему решения задачи
Слайд 10
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, не указаны доминантный и
рецессивный признаки, количественный анализ фенотипов потомства)
Задача 1.При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение
с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Задача 2.При скрещивании двух сортов томатов с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные шаровидные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения
Слайд 11
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, не указаны доминантный и
рецессивный признаки, качественный анализ фенотипов потомства)
Задача 1. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Задача 2. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства.
Задача 3. Единственный ребенок кареглазых праворуких родителей имеет голубые глаза и является левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотип ребенка и фенотипы возможных потовков. Какой закон проявляется в данном случае?
Слайд 12
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, анализ результатов двух скрещиваний)
Задача
1. При скрещивании дигетерозиготного растения томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве наблюдалось расщепление: растения с желтыми плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, опушенным стеблем. Во втором скрещивании растений томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве получились растения с красными плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, гладким стеблем. Гены, отвечающие за формирование указанных признаков, не сцеплены. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях, соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте.
Задача 2. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?
Слайд 13
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, анализ результатов двух скрещиваний)
Задача
3. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1 и F2), их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.
Задача 4. При скрещивании дигетерозиготного растения томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве наблюдалось расщепление: растения с желтыми плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, опушенным стеблем. Во втором скрещивании растений томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве получились растения с красными плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, гладким стеблем. Гены, отвечающие за формирование указанных признаков, не сцеплены. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях, соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте.
Слайд 14
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, анализ результатов двух скрещиваний)
Задача
5. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Задача 6. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1 и F2), их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.
Слайд 15
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, полное доминирование, анализ результатов двух скрещиваний)
Задача
7. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Задача 8. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.
Слайд 16
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, по одному из которых доминирование неполное)
Задача
1.У кур ген гороховидного гребня (А) доминирует над геном простого гребня (а), а по генам черной (В) и белой (в) окраски наблюдается неполное доминирование: особи с генотипом Вв имеют голубую окраску. Какое потомство получится от скрещивания дигетерозиготного петуха с курицей, имеющей простой гребень и белую окраску? Запишите схему решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родителей и потомков.
Задача 2. У крупного рогатого скота комолость (отсутствие рогов) доминирует над рогатостью, а окраска шерсти определяется парой генов с неполным доминированием - гомозиготные животные имеют красную (АА) или белую (аа) масть, а гетерозиготные - чалую. От скрещивания комолого чалого быка с рогатой белой коровой родился рогатый чалый теленок. Каковы генотипы всех этих животных? Какое еще потомство может быть получено от этой пары? Ответ проиллюстрируйте решеткой Пеннета. Запишите схему решения задачи.
Слайд 17
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, по одному из которых доминирование неполное)
Задача
3. У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
Задача 4. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
Слайд 18
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
(два аутосомных признака, оба с неполным доминированием)
Задача 1. Красная
окраска ягоды земляники неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка неполно доминирует над листовидной. Гены расположены в негомологичных хромосомах. Скрещиваются растение земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки с растением, имеющим белые ягоды и нормальную чашечку. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Запишите схему решения задачи.
Задача 2. У львиного зева окраска цветка контролируется одной парой генов с неполным доминированием, а ширина листа - другой парой генов с неполным доминированием. Обе пары генов наследуются независимо. Какое соотношение генотипов и фенотипов получится в потомстве от скрещивания растений с красными цветками и средними листьями с растениями, имеющими розовые цветки и узкие листья? Доминантные признаки: красная окраска (А) и узкий лист (В).
Задача 3. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Слайд 19
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
(два аутосомных признака, оба с неполным доминированием)
Задача 4. У
львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а широкие листья над узкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и узкими листьями с растениями, имеющими красные цветки и широкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства. Определите генотипы родительских особей и потомства, характер наследования признаков.
Задача 5. Красная окраска ягоды земляники неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка неполно доминирует над листовидной. Гены расположены в негомологичных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чешечку. Составьте схему решения задачи
Слайд 20
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, один из признаков вызывает летальный исход)
1.
Мутации, не совместимые с жизнью организма, называются ….
2. Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи. 1) Аа 2) АА 3) АаBb 4) AaBB
Задача 1. Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем черный каракуль. Каких овец по окраске экономически выгодно отбирать для скрещиваний, чтобы получить как можно больше серых и черных каракульских ягнят, если гомозиготные серые особи летальны? Почему?
Слайд 21
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ( два аутосомных признака, один из признаков вызывает летальный
исход)
Задача 2.У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Слайд 22
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, один из признаков вызывает летальный исход)
Задача
3. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% – с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.
Слайд 23Сцепленное наследование: полное сцепление, кроссинговер отсутствует
Задача 1. Cкрестили дигетерозиготных самцов мух
дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Задача 2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
Слайд 24Сцепленное наследование: полное сцепление, кроссинговер отсутствует
Задача 3. Доминантные гены катаракты и
элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.
Задача 4. Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными (т.е. не обнаруживающими кроссинговера) генами. Однако сцепленными могут быть не обязательно гены указанных аномалий, но и ген катаракты с геном нормального строения кисти и наоборот. Женщина унаследовала катаракту от своей матери, а полидактилию от отца. Ее муж нормален в отношении обоих признаков. Что скорее можно ожидать у их детей: одновременное появление катаракты и полидактилии, отсутствие обоих этих признаков или наличие только одной аномалии – катаракты и полидактилии? Какое потомство можно ожидать в семье, где родители гетерозиготны по обоим признакам, если известно, что матери обоих супругов страдали только катарактой, а отцы – только полидактилией?
Слайд 25Сцепленное наследование: неполное сцепление, имеет место кроссинговер
Задача 1. У дрозофилы
доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чѐрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с чѐрным самцом не имеющим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?
Задача 2. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чѐм основан Ваш ответ.
Слайд 26Установление сцепленного характера наследования признаков
Задача1. При скрещивании растения гороха с гладкими
семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Схема решения задачи:
1. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков – доминантные, т.к. в 1 скрещивании все потомство единообразно и имеет гладкие семена и усики
2. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков сцеплены, т.к. во 2 скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1. Кроссинговера нет
Слайд 27Установление сцепленного характера наследования признаков
Задача 2. Скрестили самцов дрозофил с серым
телом и нормальными крыльями с самками с черным телом и укороченными крыльями . В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.
Задача 3. Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жѐлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жѐлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698 —с морщинистыми жѐлтыми семенами, 301 — с гладкими жѐлтыми семенами и 316 — с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?
Слайд 28Установление сцепленного характера наследования признаков
Задача 4. При скрещивании растения кукурузы с
гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чѐм основан Ваш ответ.
Задача 5. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 —карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырѐх фенотипических групп.
Слайд 29Установление сцепленного характера наследования признаков
Задача 6. При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы
с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 — с морщинистыми окрашенными; 110 — с морщинистыми неокрашенными; 1490 — с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырѐх фенотипических групп.
Задача 7. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F и F . Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2 ?
Слайд 30
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, один из признаков наследуется по типу
кодоминирования)
Задача 1. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
Задача 2. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвёртую (АВ) – два доминантных аллеля – IAIB. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Слайд 31
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, один из признаков наследуется по типу
кодоминирования)
Задача 3. Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
Задача 4. В семье резус-положительных родителей, в которой отец имел III группу крови, а мать II группу крови, родился резус-отрицательный сын с 1 группой крови. Определить генотипы родителей и вероятность рождения у них резус-положительного ребенка с IV группой крови.
Слайд 32
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, один из признаков наследуется по типу
кодоминирования)
Задача 5. Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доминантные аллели IAIB. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным резус – фактором (r)У отца вторая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае?
Слайд 33
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, один из признаков наследуется по типу
кодоминирования)
Задача 6. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери – вторая группа и положительный резус (дигетерозигота). Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус-фактор. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Слайд 34
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, один из признаков наследуется по типу
кодоминирования)
Задача 7. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Состаьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Слайд 35
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (два аутосомных признака, один из признаков наследуется по типу
кодоминирования)
Задача 8.Цвет глаз и группа крови – аутосомные несцепленные гены. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. В семье, где мать имеет карие глаза и третью группу крови, а отец голубые глаза и вторую группу крови, родились два ребенка: кареглазый, у которого четвертая группа крови, и голубоглазый, у которого первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае.
Слайд 36
МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (признак сцеплен с полом)
Задача 1. Гены окраски шерсти кошек
расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Задача 2. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геномXb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.
Слайд 37
МОНОБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (признак сцеплен с полом)
Задача 3. Женщина, носительница рецессивного гена
гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.
Задача 4. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
Слайд 38
МОНОБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (признак сцеплен с полом)
Задача 5. У мужа и жены
нормальное зрение, несмотря на то что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Xd). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?
6. Среди признаков, связанных с Х-хромосомой, можно указать на ген, который вызывает недостаточность органического фосфора в крови. В результате при наличии этого гена часто развивается рахит, устойчивый к лечению обычными дозами витамина D. В браках девяти больных женщин со здоровыми мужчинами среди детей была половина больных девочек и половина больных мальчиков. Определите генотипы родителей, характер наследования и причину такого расщепления признака по генотипам.
Слайд 39
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (один из признаков наследуется аутосомно, другой сцеплен с полом)
Задача
1. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
Задача 2. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Слайд 40
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (один из признаков наследуется аутосомно, другой сцеплен с полом)
Задача
3. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х‑хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Задача 4. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?
Слайд 41
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (один из признаков наследуется аутосомно, другой сцеплен с полом)
Задача
5. У канареек наличие хохолка – аутосомный ген, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным у птиц является женский пол. Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым (А) зелёным (B) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зелёные самки, самки без хохолка коричневые. Получившихся самцов без хохолка коричневых скрестили с получившимися гетерозиготными хохлатыми зелёными самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте
Задача 6. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами всё потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства
в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?
Слайд 42
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (один из признаков наследуется аутосомно, другой сцеплен с полом)
Задача
7. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген формы глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с редуцированными крыльями и щелевидными глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.
Задача 8. Глухота – аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
Слайд 43
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (один из признаков наследуется аутосомно, другой сцеплен с полом)
Задача
9. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелѐную окраску оперения, а Хb — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелѐным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелѐные, хохлатые коричневые, без хохолка зелѐные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский.
Задача 10. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХB определяет зелѐную окраску оперения, а Хb — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелѐную самку с самцом без хохолка и зелѐным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелѐные, без хохолка зелѐные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский.
Слайд 44
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (один из признаков наследуется аутосомно, другой сцеплен с полом)
Задача
11. Курица с гороховидным гребнем и рябой окраской оперения была скрещена с петухом такого же фенотипа. Один цыплѐнок от этого скрещивания получился с листовидным гребнем и чѐрной окраской оперения. Аллели гена формы гребня расположены в аутосоме; аллели гена окраски оперения — в Х-хромосоме. Самки птиц являются гетерогаметным полом. Составьте схему скрещивания, определите все возможные генотипы и фенотипы цыплят. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Задача 12. В семье у резус-положительных здоровых родителей родился резус — отрицательный ребѐнок с отсутствием потовых желѐз. Резус-фактор (R) у человека определяется аутосомным геном, а ген отсутствия потовых желѐз сцеплен с Х-хромосомой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения в этом браке детей с отсутствием потовых желѐз?
Слайд 45
МОНОБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (признак сцеплен с полом, леталь)
Задача 1. Одна из форм
анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
Задача 2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
Слайд 46Составление и анализ родословных
Задача 1. По родословной человека, представленной на рисунке,
установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков F1 (1, 2, 3, 4, 5).
Слайд 47Составление и анализ родословных
Задача 2. По изображенной на рисунке родословной установите
характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
Слайд 48Составление и анализ родословных
Задача 3. По изображённой на рисунке родословной установите
характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.
Слайд 49Составление и анализ родословных
Задача 4. По изображённой на рисунке родословной определите
и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков 1,2,3 и объясните формирование их генотипов.
Слайд 50Составление и анализ родословных
Задача 5. По изображённой на рисунке родословной определите
и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей 8, 9, потомков 11, 12 и объясните формирование их генотип
Слайд 51Составление и анализ родословных
Задача 6. По изображённой на рисунке родословной определите
и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.
Слайд 52Составление и анализ родословных
Задача 7. По изображённой на рисунке родословной определите
и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
Слайд 53Составление и анализ родословных
Задача 8. По родословной, представленной на рисунке, установите
характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.
Слайд 54Составление и анализ родословных
Задача 9. По изображенной на рисунке родословной установите
характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
Слайд 55Составление и анализ родословных
Задача 10. Какой тип наследования показан на рисунке?
Каковы генотипы родителей — родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?
Слайд 56Составление и анализ родословных
Задача 11. По родословной, представленной на рисунке, установите
характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
Слайд 57Составление и анализ родословных
Задача 12. По изображѐнной на рисунке родословной определите
и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чѐрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
1
2
3
11
6
5
4
7
8
13
9
10
12
Слайд 58Составление и анализ родословных
Задача 13. По родословной, представленной на рисунке, определите
характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чѐрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чѐрным цветом.
2
8
6
1
4
7
5
3
Слайд 59Составление и анализ родословных
Задача 14. По изображённой на рисунке схеме родословной
определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен с полом или нет), выделенного чёрным цветом. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака «гипоплазия эмали зубов», выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков первого поколения. Объясните появление признака у последующих поколений.
Слайд 60Составление и анализ родословных
Задача 15. По изображённой на рисунке схеме родословной
определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен с полом или нет), выделенного чёрным цветом. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака «гипоплазия эмали зубов», выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков первого поколения. Объясните появление признака у последующих поколений (схема на предыдущем слайде)
Ответ на задание
Элементы правильного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его биологического смысла):
1) признак — рецессивный, связанный с полом;
2) генотипы родителей: мать — ХХ, отец — ẊУ. Ẋ — хромосома, несущая ген признака. Генотипы потомков первого поколения: девочки — ХẊ, мальчики — ХУ;
3) появление признака у последующих поколений связано с тем, что женщины, рождавшиеся в семье, несли рецессивный ген, связанный с половой Х-хромосомой. Этот ген проявлялся у мальчиков, не имевших второй Х-хромосомы с доминантным геном
Слайд 61Составление и анализ родословных
Задача 16. По изображённой на схеме родословной установите
характер проявления признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы детей в первом и во втором поколениях.
Слайд 62Составление и анализ родословных
Задача 1. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого кареглазые,
женился на кареглазой женщине, мать которой голубоглазая, а отец — кареглазый. От брака родился голубоглазый сын. Составить родословную и указать генотипы всех родственников
Задача 2. Составьте родословную семьи со случаем сахарного диабета. Пробанд - больная женщина, ее брат, сестра и родители здоровы. Со стороны отца имеются следующие родственники: больной сахарным диабетом дядя и две здоровые тети. Одна из них имеет трех здоровых детей, вторая - здорового сына. Дедушка и бабушка со стороны отца - здоровы. Сестра бабушки болела сахарным диабетом. Мать пробанда, дядя дедушка и бабушка с материнской стороны здоровы. У дяди два здоровых ребенка. Определите характер наследования болезни и вычислите вероятность рождения больных детей в семье пробанда, если она выйдет замуж за здорового мужчину
Слайд 63Составление и анализ родословных
Задача 3. Пробанд болен врожденной катарактой. Он состоит
в браке со здоровой женщиной и имеет больную дочь и здорового сына. Отец пробанда болен, а мать здорова и имеет здоровую сестру и здоровых родителей. Дедушка по линии отца болен, а бабушка здорова. Пробанд имеет по линии отца здоровых родных тетю и дядю. Дядя женат на здоровой женщине. У них три здоровых сына. Определите тип наследования признака и вероятность появления в семье дочери пробанда больных внуков, если она выйдет замуж за гетерозиготного по катаракте этого типа мужчину