Слайд 1Аналитический отчёт
за межаттестационный период
2013-2018 г.г.
Лаврова Светлана Владимировна,
учитель биологии, химии
1 квалификационной категории
Слайд 2
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не
ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин.
ТЕМА
«Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии, химии как средство развития познавательных УУД».
Слайд 3Новые стандарты
Условиями успешности обучения являются:
– проблематизация учебного материала;
– активность ребёнка;
–
связь обучения с жизнью игрой, трудом.
Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании.
Слайд 4Объект: педагогическая деятельность, направленная на создание условий по развитию познавательных УУД
обучающихся на уроках химии, биологии с использованием элементов проблемного обучения.
Предмет: влияние применения на уроках биологии, химии элементов проблемного обучения на динамику развития познавательных УУД обучающихся.
Целью рефлексивной деятельности является анализ собственной деятельности по управлению формированием познавательных УУД обучающихся через использование технологии проблемного обучения.
Слайд 5Задачи
1. Дать анализ результативности педагогической деятельности.
2. Определить причинно-следственные связи между
результатами образования и условиями их получения.
3. Разработать дидактические материалы (проблемные вопросы, учебные кейсы), способствующие формированию познавательных УУД. Включить каждого обучающегося в активную познавательную деятельность, в процесс поиска решения проблемного вопроса, заинтересовать его этим процессом.
4.Выявить противоречия, возникающие вновь и спроектировать пути решения этих противоречий в следующий межаттестационный период.
5. Дать самооценку эффективности собственной аналитической деятельности.
Слайд 6Теоретическое обоснование проблематики развития познавательной активности обучающихся через применение технологии проблемного
обучения
Анализ имеющегося противоречия и результатов опроса позволил сформулировать ведущую педагогическую идею: создание необходимых условий для развития познавательных УУД у обучающихся посредством использования методов проблемного обучения.
Слайд 7Обоснование выбора технологии
Решив освоить и применять ее в своей педагогической деятельности,
я:
изучила сущность, опыт использования проблемного обучения, обратившись к методической литературе;
провела анализ и отбор наиболее приемлемых методических приемов создания и решения проблемных ситуаций;
определила структуру проблемного урока;
апробировала механизмы создания проблемных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности;
проанализировала, обобщила результаты применения проблемных ситуаций в процессе образовательной деятельности.
Слайд 8Что такое проблемное обучение
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором
сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся
Слайд 9Базовые концептуальные идеи
Системно - деятельностный подход в обучении, ориентирующий педагога не
на передачу определённого объёма знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития.
Слайд 10Мониторинг результатов
Диагностика уровня познавательной активности учащихся школы в 2013 году
Диагностика уровня
развития познавательных УУД учащихся школы в 2018 (2 полуг.) году
Слайд 11Уровень сформированности познавательных УУД в 5-7 классах
Слайд 13Методы обучения
проблемный,
частично–поисковый, исследовательский,
самостоятельная работа.
Слайд 14Направления деятельности по реализации указанных задач:
Работа над опытом осуществлялась: с сентября
2013 года по март 2018 года и проводилась в несколько этапов:
I этап (констатирующий) – сентябрь 2013 года – январь 2014 года;
II этап (формирующий) – январь 2014 - декабрь 2015;
III этап (контрольный) – январь - март 2018 года
Слайд 15Развитие познавательных УУД на уроках естественнонаучного цикла
Для диагностики и формирования познавательных универсальных
учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– Поиск лишнего
– «Лабиринты»
Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей и др.
Слайд 16Приемы создания и решения проблемных ситуаций на уроках биологии и химии
Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала;
Выдвижение проблемного вопроса;
Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.
Слайд 17Элементы проблемного обучения
Метод проблемного изложения универсален, использую его в среднем звене
на уроках изучения нового материала, обобщающих лекциях. Обозначив проблемную ситуацию, я раскрываю учащимся логику движения к её решению, показываю противоречия и источники их возникновения, аргументирую каждый шаг к решению проблемы.
Эвристическая беседа
Исследовательский метод обучения
Слайд 18Алгоритм решения поисковых задач
Слайд 19Этапы проблемного урока
1 этап -диалог
2 этап - Поиск решения
3 этап проблемного урока - Выражение
решения.
Слайд 20Примеры проблемных заданий по химии
Игра «Кто больше» Составить как можно больше химических
формул из данных элементов и дать названия полученным веществам.Ca, C, N, P, O, H, Cu, Al.
Найди ошибку
В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты?
а) P+O2 = P2O5
б) Н2О2 = Н2О + О2
в) KOH + Al(NO3)3 = К NO3 + Аl(OH)3
г) Mg + HCl=MgCl2+ H2
Слайд 21Приёмы формирования познавательных УУД на уроках химии
1. Рассмотрите связь между
свойствами
вещества и его применение на примере:
а) стекла;
б) полиэтилена;
в) железа.
2. Определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора
Слайд 22Приёмы формирования познавательных УУД на уроках биологии
При изучении темы «Бактерии»
в 7 классе ставлю проблему: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. (Шаг 1) Все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ ученика – да, так как бактерии встречаются повсюду. (Шаг 2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных».
Слайд 23Плюсы и минусы использования проблемных ситуаций в образовательном процессе.
Достоинства
1. Происходит активизация
познавательной деятельности обучающихся.
2. У обучающихся есть возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения в ходе решения проблемных ситуаций.
3. Побуждает к самоанализу.
4. Имеется возможность использования дополнительных материалов.
5. У учеников воспитывается терпимость, умение слушать и слышать других.
6. Повышается прочность знаний.
7. Усваиваются способы самостоятельной деятельности.
8. Формируются поисковые и исследовательские умения и навыки.
9. Развиваются творческие способности.
Недостатки
1. Решение учениками проблемной ситуации требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем.
2. Школьники должны обладать определенной эрудицией, поскольку отсутствие предметных знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.
3. От учителя требуется отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.
4. Учителю требуется больше времени на подготовку к уроку.
Слайд 24Достижения обучающихся
Успеваемость 100% стабильно. Предметная составляющая имеет положительную динамику, по
биологии- на 0.3 балла. Каждый год в качестве экзамена по выбору ОГЭ выпускники 9 класса выбирают биологию. Успешно сдают экзамен по предмету и подтверждают итоговую отметку.
Профессии наших выпускников
Омелькова Марина, Сташкина Виктория-
Красноуфимский медицинский колледж
Истомина Влада,
Малышева Яна-
Свердловский областной медицинский колледж
Слайд 25Проектная и исследовательская деятельность обучающихся
Слайд 26Учебные проекты по предмету
«Выращивание кристаллов в домашних условиях»,
«Моё
любимое животное»,
«Кормушки своими руками»,
«Растения и животные символы стран мира»,
«Химия вокруг нас»,
«Вторая жизнь мусора» и др.
Слайд 27Достижения обучающихся
Ежегодно в нашем Артинском ГО среди школ района проводится
интеллектуальная игра по естествознанию «Научная мозаика». В 2013 г. команда обучающихся 8-9 классов заняла 2 место в муниципальной интеллектуальной игре по естествознанию;
обучающиеся 9 класса Искорцева Кристина (биология), Нарциссов Алексей (химия), 9 класс -заняли 5 место в муниципальном этапе всероссийской олимпиады «Юные интеллектуалы среднего Урала».
Слайд 28Методическая деятельность
Разработаны:
Рабочая программа для 5-7 классов основной общеобразовательной школы
в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа по «Историческому Краеведению» для 5-8 классов.
В 2016 г. участвовала в заочном конкурсе среди педагогов химии и биологии ОО АГО «Я реализую ФГОС» в номинации «Лучший современный урок биологии» заняла 3 место.
Слайд 29Результаты деятельности педагога
С 2016 г. размещаю свои методические разработки уроков и
внеурочных мероприятий на сайте «Инфоурок». Участвовала в качестве эксперта в муниципальном конкурсе защиты исследовательских проектов в феврале 2018 года.
На сайте Инфоурок имею свои 8 методических разработок (конструкты уроков, классных часов, проектов и исследовательских работ). За работу по созданию своего сайта имею благодарности от руководителей данного проекта.
Слайд 30Грамоты и благодарности
в 2014 г. благодарность за подготовку победителей всероссийского
конкурса учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся «Первые шаги в науку» в рамках проекта «Исследователь. ru» в г.Красноуфимске;
в 2015 г. благодарственное письмо от МАОУ АГО «ЦДО» за активную гражданско - патриотическую позицию в воспитании подрастающего поколения, подготовку учащихся к районным мероприятиям краеведческой направленности в рамках 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;
в 2016 г. благодарность серии олимпиад «Осень 2016» за активное участие в работе международного проекта для учителей Intolimp. Org/. и др.
ИТОГО- более 30 шт.
Слайд 31Курсовая подготовка
2013 г. ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП: «Развитие УУД
обучающихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в соответствии с ФГОС общего образования» (108 ч.), удостоверение № 3160-а;
2014 г. МАОУ ДО детей СО «ЦДО детей «Дворец молодёжи», ОП: «Основы школьного музееведения» (72 ч.), удостоверение №182;
2015 г. ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП: «Использование мобильных устройств в образовательном процессе» (24 ч.), удостоверение № 23393;
2017 г. ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП: «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях» (108 ч.), удостоверение № 576;
2017 г. ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП: «Развитие профессиональной компетентности учителей биологии в вопросах подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ» (16 ч.), удостоверение №17342 и др.
Слайд 32Проектирование следующего межаттестационного периода
Результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение
обучаеющегося самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; уметь самостоятельно планировать пути достижения целей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности, развития УУД.
Развитию результатов освоения образовательной программы по химии и биологии будет способствовать технология личностно-ориентированного обучения.
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Слайд 33Заключение
Полученные в ходе работы результаты подтвердили достижение поставленной цели, действенность
и практическую эффективность разработанной системы работы в течение межаттестационного периода.
Формирование познавательных УУД на уроках биологии и химии через использование педагогических технологий проблемного обучения позволяет мне добиваться успехов в обучении и воспитании учащихся.
Обучающимися достигаются следующие результаты:
-применяют полученные умения и навыки в практической деятельности;
-выявляют возникающие проблемы, выдвигают гипотезы, находят альтернативные варианты решения проблем;
- формируют устойчивые познавательные интересы