Презентация, доклад на тему Наследование групп крови

Содержание

«Дареным хромосомам в гены не смотрят!», «Любишь делиться – люби и ДНК синтезировать», «Семеро экзонов одного не ждут», «И ДНК-полимераза один раз, да ошибается», «Прост генетический код, а

Слайд 1 тема Наследование групп крови
Преподаватель учебной дисциплины генетика человека с основами медицинской генетики
Ирина викторовна

королёва
тема Наследование групп  кровиПреподаватель учебной дисциплины генетика человека с основами медицинской генетикиИрина викторовна королёва

Слайд 2 «Дареным хромосомам в гены не смотрят!», «Любишь делиться – люби и

ДНК синтезировать», «Семеро экзонов одного не ждут», «И ДНК-полимераза один раз, да ошибается», «Прост генетический код, а как сложна живая природа»
«Дареным хромосомам в гены не смотрят!», «Любишь делиться –

Слайд 3 Цель занятия: - Изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; - научить студентов

решать задачи на определение наследования групп крови и резус – фактора; - способствовать формированию профессиональных качеств будущих медицинских работников.
Цель занятия:  - Изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; - научить студентов решать задачи

Слайд 4Тестовые задание: (повторение пройденного материала) Инструкция: выберите один правильный ответ из предложенных.
1.  Генотип

 желтой окраски:
а) АВ
б) ав            
в) АА
г) аа
 Ответ: в
Тестовые задание: (повторение пройденного материала) Инструкция: выберите один правильный ответ из предложенных.1.  Генотип  желтой окраски:а) АВ б)

Слайд 52. Кто из ученых первым открыл закономерности, по которым признаки организмов

передаются из поколения в поколение?
а) В. Мишер    
б) А. Уотсон          
в) Г. Мендель
г) Д. И. Менделеев
Ответ: в

2. Кто из ученых первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?а) В.

Слайд 63. Выберите генотип гетерозиготного по двум парам признаков растения гороха, образующего

желтые и гладкие семена.
а) AABB            
б) AaBb            
в) aaBB          
г) Aabb
Ответ: б

3. Выберите генотип гетерозиготного по двум парам признаков растения гороха, образующего желтые и гладкие семена.а) AABB  

Слайд 74.Какие генотипы гомозиготных организмов:

а) Аа            
б)

ААвв
в) аа            
г) Вв
Ответ: в

4.Какие генотипы гомозиготных организмов:а) Аа            б) ААввв) аа        

Слайд 85. Какое утверждение верно?

а) каждый ген содержит несколько хромосом
б) ген

и хромосома – это одно и то же
в) каждая хромосома содержит один ген
г) в хромосоме много генов
Ответ: г

5. Какое утверждение верно?а) каждый ген содержит несколько хромосом б) ген и хромосома – это одно и

Слайд 96. Скрещивание особей, различающихся по одному признаку, называется

а) моногибридным
б) дигибридным


в) сцепленным
г) близкородственным
Ответ: а

6. Скрещивание особей, различающихся по одному признаку, называетсяа) моногибридным б) дигибридным в) сцепленным г) близкородственнымОтвет: а

Слайд 107.  Какой метод использовал в своей работе
Г. Мендель?

а) исторический
б)

гибридологический
в) случайное скрещивание
г) компьютерное моделирование

Ответ: б

7.  Какой метод использовал в своей работе Г. Мендель?а) исторический б) гибридологический в) случайное скрещивание г) компьютерное

Слайд 11КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Слайд 12Открытие
В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы

крови, а затем в 1904 г. чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови.
Великое открытие Ландштейнера было в 1930 году отмечено присуждением Нобелевской премии.
Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови

Карл Лендштайнер

Открытие  В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови, а затем в 1904

Слайд 13Группа крови – сочетание нормальных иммунологических и генетических признаков крови, которое

наследственно детерминировано и является биологическим свойством каждого индивидуума
Группа крови – сочетание нормальных иммунологических и генетических признаков крови, которое наследственно детерминировано и является биологическим свойством

Слайд 14Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови

людей, у которых уже установлена группа крови.

Распределение групп крови системы АВО в России:

группа О(I) – 35 %;
группа А(II) – 35-40 %;
группа В(III) – 15-20 %;
группа АВ(IV) – 5-10 %.

Система групп крови - АВО

Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа

Слайд 15

А = В = О

Кодоминирование – отсутствие доминантно-рецессивных отношений

Наследование групп крови определяется действием трех аллельных генов, обозначаемых  А. В. О. Три гена могут давать 6 разных генотипов (ОО,АО,АА,ВО,ВВ,АВ).
Комбинируясь по два, эти гены дают шесть генотипов: АА,ОО,АВ,АО,ВВ,ВО


Слайд 16Система крови АВ0
В неё входят два изоантигена, обозначаемые

буквами А и В, и два агглютинина – α (анти-А) и β (анти-В).
Их соотношения образуют 4 группы крови



Система крови АВ0    В неё входят два изоантигена, обозначаемые буквами А и В, и

Слайд 17Система крови АВ0

Система крови АВ0

Слайд 19ПЛАЗМА
Совместимость плазмы

ПЛАЗМА Совместимость плазмы

Слайд 21Если резус-отрицательная женщина (dd) вынашивает резус-положительный плод с генотипом Dd ,

то происходит иммунизация организма матери резус-антигеном.
В резус-отрицательную кровь матери попадают резусположительные эритроциты.
При повторной беременности резус-антитела через плаценту попадают в кровоток плода. Если генотип второго ребенка также Dd, то резус-антитела матери разрушают резусположительные эритроциты плода
Если резус-отрицательная женщина (dd) вынашивает резус-положительный плод с генотипом Dd , то происходит иммунизация организма матери резус-антигеном.

Слайд 22Как избежать резус-конфликта?
определить группу крови и резус-фактор до беременности;
сдавать кровь

из вены на наличие антител:
до 32 недель беременности – 1 раз в месяц,
с 32-х до 35-ти недель – 2 раза в месяц,
затем вплоть до родов еженедельно.
следить за состоянием плода, диагностировать степень тяжести гемолитической болезни и при необходимости - внутриутробное переливание крови.
По уровню антител в крови беременной женщины врач может сделать выводы о предполагаемом резус-факторе у ребенка и определить начало резус-конфликта.

Как избежать резус-конфликта?определить группу крови и резус-фактор до беременности; сдавать кровь из вены на наличие антител: до

Слайд 23Агглютинация эритроцитов

Агглютинация эритроцитов

Слайд 24Донор – человек, дающий свою кровь для переливания.
Реципиент – человек, получающий

кровь донора при переливании.

Кровь донора и реципиента должна быть совместима!

Донор – человек, дающий свою кровь для переливания.Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании.  Кровь

Слайд 25ЗАДАНИЕ 2 На ваших «индивидуальных листах учёта знаний» стрелками покажите верные, по

вашему мнению варианты переливания крови у человека задание 3 Допишите фразу: Донор- это.. Реципиент- это.. Универсальный донор.. Универсальный реципиент-…

I

II

III

IV

ЗАДАНИЕ 2 На ваших «индивидуальных листах учёта знаний» стрелками покажите верные, по вашему мнению варианты переливания крови

Слайд 26Схема переливания крови

Схема переливания крови

Слайд 27Алгоритм решения генетических задач
Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов,

обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.
Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами.
Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
Составление решетки Пеннета.
Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
Краткая запись ответа

Алгоритм решения генетических задачКраткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны).

Слайд 28Правила решения генетических задач.
Правило первое
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей

в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
 Правило второе
Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
 Правило третье
Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
 Правило четвертое
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны.
 Правило пятое
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.

Правила решения генетических задач. Правило первоеЕсли при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление

Слайд 29Оформление задач по генетике

При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми

в генетике, и приведенными ниже:
♀ - женский организм
♂ - мужской организм
Х – знак скрещивания
Р – родительские формы
F1, 2 –дочерние организмы первого и второго поколений
А, В – гены, кодирующие доминантные признаки
а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
аa, bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку
Aa, Bb – генотипы гетерозиготных особей
AaBb – генотипы дигетерозигот
A, a, B, b – гаметы.
Если речь идет о людях: женщина; мужчина
- женщина и мужчина, состоящие в браке




Оформление задач по генетикеПри оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в генетике, и приведенными ниже:♀ - женский

Слайд 30Задача №1
У матери I группа крови,а у отца IV . Может

ли ребёнок унаследовать группу крови своего отца?

решение
мать : I – OO
отец : IV – AВ
дети ?

Р ♀ ОО × ♂ АВ
G О А, В
F1 АО(II), ВО(III)
Ответ : не может

Задача №1У матери I группа крови,а у отца IV . Может ли ребёнок унаследовать группу крови своего

Слайд 31Задача №2
В родильном доме перепутали двух детей. У одного ребёнка

I группа крови, а у другого – II группа. Анализ показал,что одна пара родителей имеет I и II группы, а другая –II и IV группы. Определите родителей обоих детей.

решение
Р (1) ОО × АА (АО)
G О А (А, О)
F1 АО(II), OO(I)
Могут быть родителями и
одного и другого ребёнка
---------------------------------------------
Р(2) АО(АА) × АВ
G А, О А, В
F1 АА, AB, AO, BO
(II) (IV) (II) (III)
Ребёнка с I группой у этой
пары быть не может, значит
их малыш имеет II группу
крови.

Задача №2В родильном доме перепутали двух детей. У одного ребёнка  I группа крови, а у другого

Слайд 32Задача №3
Женщина с III группой
крови возбудила дело о взыскании

алиментов с мужчины, имеющего
I группу крови, утверж-
дая, что он отец ребёнка.
У ребёнка I группа.
Какое решение должен вынести суд?

решение
Р ♀ ВО(ВВ) × ♂ ОО
G В, О О
F1 ВО(III), OO(I)

Ответ:
мужчина может являться отцом ребёнка, также как и другой человек с такой же группой крови.

Задача №3Женщина с III группой  крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего  I

Слайд 33 задачи на закрепление

2 вариант
1) Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.
2) Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?
3) Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя?
4) Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?
5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?

1 вариант
1) Мать имеет вторую группу крови (гомозигота), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.
2) Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови?
3) Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя?
4) Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям?
5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором(гетерозигота), у отца – вторая(гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?

задачи на закрепление

Слайд 34СЕНСАЦИЯ В МИРЕ МЕДИЦИНЫ

СЕНСАЦИЯ В МИРЕ МЕДИЦИНЫ

Слайд 35Домашнее задание


1. У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.
2. У матери “+” резус-фактор (она гомозиготна), а у отца “-” резус фактор. Какой резус-фактор может быть у их детей.
3. Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?
4. Придумать свою задачу на группы крови и оформить ее на отдельной карточке.


Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть