Слайд 1МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ООО
Учитель биологии Бондаренко Р.А.
Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Слайд 2Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения необходимых целей
Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
Слайд 3Пути формирования мотивации
Первый путь состоит в привитии учащимся идеалов, образцов того,
какими должны быть мотивы учения.
Второй путь состоит в том, что:
учитель определяет задачи формирования мотивации с учетом перспектив ученика;
выясняет состояние мотивации учения у своих учеников;
организует виды активной деятельности учащихся.
Слайд 4Методы повышения мотивации
познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение
нешаблонных заданий);
эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения)
социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки)
Слайд 5Методические приемы повышения мотивации на уроках биологии:
Познавательные вопросы;
Биологические задачи;
Игры, конкурсы, загадки;
Уроки
с элементами исследования;
Использование мультимедийных презентаций
Слайд 61. Проблемные вопросы
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
можно использовать изучении новой темы (и при опросе)
чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
при контроле знаний (творческое применение знаний).
Слайд 7Примеры :
5 класс Тема: «Клеточное строение»
Клетки кожицы лука прозрачны. Можно ли
на этом основании утверждать, что клетки кожицы лука не содержат пластид? Почему?
Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление
6 класс. Тема «Семя»
Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?
7 класс Тема «Простейшие»
Амеб поместили в две колбы: одну — с родниковой водой, а другую — с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амебы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амебы?
Слайд 82. Биологические задачи
Задачи, способствующие развитию логического мышления.
Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задачи
на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Слайд 9Примеры:
7 класс) Тема: «Тип Хордовые. Кл. Птицы». Известно, что сова -
неясыть питается мышами – зерноедами. Весит она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (сохраняет до 50 тонн зерна, она в среднем живет 50 лет, в год съедает тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна)
Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
Сколько цветков посещают пчёлы? В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня.
Слайд 103. Игры, конкурсы, загадки
оказывают воздействие на личность обучаемого, развивая его
мышление, расширяя кругозор;
учат ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
- мотивируют и стимулируют познавательную деятельность учащихся, способствуют развитию познавательного интереса
Слайд 11Примеры:
«Кто лишний» - Найти «лишнее» слово и объяснить, почему
оно является «лишним»
Загадки можно использовать при закреплении нового материала, и на обобщающих уроках. При этом учащиеся должны не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы.
Использование стихов, басен на уроках. Например при изучении темы «Типы развития насекомых», можно использовать басню «Стрекоза и муравей» и объяснить не соответствие с точки зрения биологии. 8 класс тема «Заболевания и повреждения глаз» можно использовать басню «Мартышка и очки» Ответить на вопрос: Какие очки прописал бы врач мартышке?
Слайд 12Уроки с элементами исследования
В 5 – 8 классах практически на каждом
уроке учащиеся работают с микроскопом, проводят наблюдения, простейшие эксперименты:
«Знакомство с клетками растений» (5 класс),
«Строение семени фасоли», «Строение вегетативных и генеративных почек», «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы" (6 класс),
«Внешнее строение дождевого червя; передвижение» (7 класс)
«Определение нарушений осанки и плоскостопия», «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал» (8 класс).
Слайд 135.Использование мультимедийных презентаций
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы
и на любом этапе урока. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразования, сокращение времени обучения, сохранение здоровья детей.
Применение мультимедийных презентаций:
Для проверки знаний;
Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам;