Слайд 1Выступление на РМО учителей биологии по теме:
« Формирование универсальных учебных
действий: личностных и коммуникативных на уроках биологии
Учитель биологии МАОУ Чикчинской СОШ им. Х.Х.Якина Халилова В.М.
28.11.2016г
Слайд 2
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности «разучить» думать
самостоятельно. А.Дистервег
Слайд 3
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не
ставим перед ними проблемы, которые надо решить»
Роджер Левин
Слайд 4
Овладение обучающимися универсальными действиями ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения
новых знаний, то есть умения учиться.
Слайд 5
Виды УДД:
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные УДД
В результате формирования личностных УДД ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.
Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
Ученик понимает кто он в этом
мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чему ему хотелось заниматься.
У ребенка развита рефлексия.
У ребенка развита учебная мотивация.
У ребенка сформирована адекватная самооценка.
Слайд 9
Личностные УДД обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки
и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 10
Личностные УДД
1. Самопознание и самоопределение личностное, профессиональное, жизненное.
2. Смыслообразование установление
учащимися связи между целью учебной деятельности ( результатом и ее мотивом).
3. Нравственно- этическое оценивание в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей) обеспечивающее личностный и моральный выбор
Слайд 11
Типовые задачи по формированию и развитию УДД
Слайд 12
Методы формирующие личностные УДД:
-групповая, парная работа
-дискуссия
метод проектов
- деловая игра
-
имитационный тренинг
- ситуация успеха
-»Мозговой штурм»
-Круглый стол
- творческие задания
-самооценка события, происшествия
метод деятельностного поощрения»
Слайд 13Приемы активизирующие познавательную деятельность учащихся:
1. Приём новизны, который предполагает включение в
содержание интересных сведений, фактов, исторических данных.
2. Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
3. Приём создания проблемной ситуации. Учащиеся усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. На уроке необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и самое главное, захотел это узнать.
Слайд 14Рассмотрим несколько примеров:
1. Выдвижение проблемного вопроса. 9 класс
-Чем можно объяснить тот
факт, что пищевые цепи не бывают длинными?
2.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого. 9 класс
-Как вы объясните высказывание К.А.Тимерязева о том, что растениям принадлежит космическая роль?
3. Сообщение парадоксального факта. 6 класс
-Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды- массовое размножение водорослей- сопровождается гибелью (замором) рыбы?
Слайд 15Выполнение творческих заданий. 9 класс
3.Подготовка и защита творческих работ по теме:
«Экологические кризисы» в виде презентаций, сообщений, рисунков.
4. Подготовка теста. 9 класс по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
1 задание: с выбором одного правильного ответа
2 задание: из 6 утверждений выбрать три верных
3 задание: на соответствие
Слайд 16
5. Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут
их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения.
Примеры: Сегодня я узнал….; было интересно…; было трудно…; теперь я могу…;
я почувствовал, что…; я приобрёл…; я научился…; у меня получилось…; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…
Слайд 17Анкетирование
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не
доволен
3.Урок для меня показался коротким/ длинным
4.За урок я не устал/ устал
5.Моё настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
Слайд 18Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Личностные УУД
Помните, что каждый ребенок –
индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Слайд 19Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте
данные психологической диагностики.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Слайд 20Регулятивные УУД
Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения
по заданной тематике.
Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Слайд 21Познавательные УУД
Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету,
научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Слайд 22Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует
на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 23Коммуникативные УУД
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на
вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Слайд 24Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что?
Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Слайд 25Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других
людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 26
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя
Элберт Хаббард
Слайд 27
Желаю вам терпения и творчества!