Слайд 1«Экологическое воспитание школьников.»
Обобщение опыта работы
Дахно Елена Александровна
Учитель химии и биологии
МОУ «Гимназии
№5»
Слайд 2Ребёнок по своей природе
пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним откроется
чудесный мир
в живых красках, ярких и трепетных звуках.
В. А. Сухомлинский
Слайд 3В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами
«природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей
Слайд 4Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не
нужна.
И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает.
«Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды».
На мой взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью.
Слайд 5Свое знакомство с учениками своего 5 «А» класса на первом уроке
по природоведению я начала примерно так:
«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Единство человека с природой... Всегда ли мы осознаём, как тесно связаны с природой, как зависим от неё?
Слайд 6Задачи моей деятельности по воспитанию экологической культуры:
-- сформировать знания и умения
исследовательского характера, способствующие развитию творческой и деловой активности при решении экологических проблем;
- развить познавательные мотивы в экологической деятельности учащихся;
- развить у учащихся чувство прекрасного, любви к родному краю;
- развитие личности школьника через развитие чувственной, волевой и познавательной сферы.
Слайд 7Главное направление деятельности - это экологическое просвещение, образование и воспитание школьников,
развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в практической природоохранной деятельности.
Слайд 8Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведется по следующим направлениям:
·
космос и живой организм
· окружающая среда
· экология
· лесной мониторинг
· окружающая среда и человек.
Слайд 9Для эффективного решения таких задач используются следующие
методы и методические приемы:
ЭКОЛОГИЧЕСКЯ
СКАЗКА
В 2011 году 4 призёра областного конкурса «Природа встречает друзей» (МГОУ) в номинации
«Экологическая сказка» среди 5 – 7 классов во всех параллелях
Катя Микерина (6 кл.)
с работой «Кошки»
Наташа Кабанова (7 кл.) с работой «Ёжики»
Слайд 10МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
Никита Чекмазов
(7 класс), финалист областного конкурса
исследовательских работ в МГОУ с работой «Исследование дионеи мухоловной в домашних условиях»
Слайд 11ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК 2012 – 2013 год,
направление исследований – медико-биологическое
Слайд 12ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК 2012 – 2013 год,
направление исследований – медико-биологическое
Слайд 13ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК 2012 – 2013 год,
направление исследований – медико-биологическое
Слайд 14ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК 2012 – 2013 год,
направление исследований – медико-биологическое
Слайд 15ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК 2012 – 2013 год,
направление исследований – медико-биологическое
Слайд 16МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
Лиза Чернышёва
(5 класс) «Исследование этологии и
экологии пчёл в космическом пространстве»
Победитель городского конкурса проектных работ в 2013 году
Слайд 17МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
Александр Сечной
(5 класс)
«Космический кристалл
(выращивание
кристаллов)»
Победитель городского конкурса проектных работ в 2013 году
Слайд 18МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
Группа (экипаж) Шишкиной Арины
(5 класс) «Исследование
явлений геотропизма»
Участник конкурса проектных работ ЦПК им. Гагарина «Звёздная эстафета» в 2013 году
Слайд 19МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
Группа (экипаж) Старжинской Насти
(5 класс) «Изучение
явления прорастания семян нута в условиях невесомости»
Участник конкурса проектных работ ЦПК им. Гагарина «Звёздная эстафета» в 2013 году
Слайд 20МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
Работа Милова Артёма
(6 класс) «Изучение экологических
и этологических особенностей
песчанки джунгарской»
Участник конкурса проектных работ МОУ Гимназии №5» в 2013 году
Слайд 21МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
КОНКУРСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАКАТОВ
Слайд 26МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ в НОЯБРЕ 2013 года
«Экология и
культура – будущее России»
5 – 9 классы, более 250 учеников
Слайд 27МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ»
В 7 классе
(областной уровень), 26.11.2013
Слайд 28МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
Слайд 29МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛЕКТОРИИ с младшими школьниками (проводят ученики 6
А класса)
Слайд 30МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
БАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА,
ШКОЛЫ И КЛАССА
Слайд 31МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ОТРЯД «ЛЕСОВИЧОК»
Слайд 32МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ОТРЯД «ЛЕСОВИЧОК»
Слайд 33МЕТОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
Методика, диагностирующая и развивающая экологическую культуру детей.
«Экологический кодекс
жителей планеты Земля»
Дети работают в группах: проект «Строим Экоград – город будущего, где все здоровы и дружны между собой».
Обязанности горожан:
-соблюдать чистоту воды, воздуха, почвы;
-заботиться о красоте города, украшать его зелёными насаждениями;
-не разрушать жилища животных, создавать питомники для бездомных животных и т. д.
Слайд 34С чего же начинается экология?
Конечно, с самого малого: закрываем ли
мы открытый без пользы кран; выключаем ли свет, выходя из комнаты; перешагиваем ли осторожно жука или муравья, бегущего по асфальту; не забываем ли полить цветы на подоконнике; убираем ли после себя мусор в лесу?
Моя задача – привить любовь к природе моим ученикам.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.
Слайд 35 Основные компоненты моего опыта:
1. Банк компьютерных презентаций.
2. Разработки уроков.
3. Внутришкольные
методические недели по экологическому образу жизни.
4. Семинары – практикумы, лектории.
5. Индивидуальная работа с учащимися.
Слайд 36В заключении…
Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но
не самодостаточных процесса.
Если стержнем образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой. Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание – мышление - знание – деятельность», а экологическое воспитание - «ценности – отношение – поведение».