Презентация, доклад на тему Актуальные вопросы нормативного и дидактического обеспечения преподавания учебного предмета Биология, в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Содержание

Изменения в обучении биологииУвеличена роль организации развития учебно-познавательной деятельностиВведена система универсальных учебных действий (УУД): личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивныеРазвитие УУД идёт в процессе овладения знаниями, т.о. знания из цели обучения становятся средством обучения.

Слайд 1Актуальные вопросы нормативного и дидактического обеспечения преподавания учебного предмета «Биология», в условиях

введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Актуальные вопросы нормативного и дидактического обеспечения преподавания учебного предмета «Биология»,  в условиях введения федеральных государственных образовательных

Слайд 2Изменения в обучении биологии
Увеличена роль организации развития учебно-познавательной деятельности

Введена система универсальных

учебных действий (УУД): личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные

Развитие УУД идёт в процессе овладения знаниями, т.о. знания из цели обучения становятся средством обучения.
Изменения в обучении биологииУвеличена роль организации развития учебно-познавательной деятельностиВведена система универсальных учебных действий (УУД): личностные, коммуникативные, познавательные

Слайд 3Педагоги о школьном учебнике

«Учебник – книга для школьников, содержащая систематическое изложение

учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами.»
Д.п.н., проф. В.И. Загвязинский, 2001.

«Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.»
Педагогический словарь, 2001.

«Учебник выступает как механизм внедрения инноваций содержания образования.»
О.Н.Крылова, 2008

Педагоги о школьном учебнике«Учебник – книга для школьников, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными

Слайд 4Примерная программа по биологии
Основное содержание представлено в виде разделов:
Живые организмы

(115 ч);

Человек и его здоровье (50 ч);

Общие биологические закономерности (15 ч);

- Резерв (65 ч)

Биология как наука. Методы биологии (3 ч)
Система органического мира (25 ч)
Многообразие и эволюция живой природы (62 ч)
Признаки живых организмов (34 ч)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (28 ч)
Человек и его здоровье (60 ч)

Резервное время – 33 часа

Итого - 245 ч

Примерная программа по биологииОсновное содержание представлено в виде разделов: Живые организмы (115 ч);Человек и его здоровье (50

Слайд 5
Образовательный результат
ФГОС
предметные
метапредметные
личностные

Образовательный результатФГОСпредметныеметапредметныеличностные

Слайд 6Оценка метапредметных результатов
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита

итогового индивидуального проекта.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося.

Образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта.

Система оценки достижений планируемых результатов

Оценка метапредметных результатовОсновной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.Выполнение индивидуального итогового проекта

Слайд 7Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Воспитание гражданской идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов

Включение в учебник материалов, отражающих
значительную роль отечественной науки
и российских ученых в развитии
мировой биологической науки

Личностный ОР

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованияВоспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства

Слайд 82. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.


3. Принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

4. Формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

«Решением каких глобальных проблем,
стоящих перед человечеством, занимается биология?».
«Почему каждый человек должен
обладать экологической, генетической
и гигиенической грамотностью?».

«Почему важно, чтобы в составе пищи,
потребляемой человеком, были представлены
углеводы и липиды?»
«Какие меры снижают вероятность
появления мутаций у человека?».

2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также

Слайд 95. Формирование основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние

природной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.


6. Формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
7. Формирование способности к осознанному выбору будущей профессии и реализации собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

«Какие источники мутагенов встречаются
в той местности, где вы живете?»
«Что вы можете сделать для сохранения многообразия видов?
Что вы уже предпринимаете для этого?»
«Проанализируйте собственные поступки
по отношению к окружающей среде и дайте их оценку».

Естественнонаучный,
в т. ч. биологический кругозор и
понимание роли науки в обществе

5. Формирование основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.6.

Слайд 10Задания на развитие личностных образовательных результатов
Выразите свою позицию;
Объясните ваш самостоятельный

поступок в… ;
Примите решение по …;
Решите жизненную задачу, затрагиваемую в тексте параграфа;
Поясните, ради чего вы осуществляете эту деятельность (учение, постановка опыта, прочтение книги, работа с компьютером, поиск информации в Интернете и пр.);
Отметьте, что в данном параграфе вы еще не очень хорошо усвоили;
Выявите самое главное утверждение в тексте учебника о …;
Выразите информацию в виде краткой записи текста из учебника

Задания на развитие личностных образовательных результатовВыразите свою позицию; Объясните ваш самостоятельный поступок в… ;Примите решение по …;Решите

Слайд 11
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
формирования УУД

ЛичностныеРегулятивныеПознавательные Коммуникативные формирования УУД

Слайд 12Требования ФГОС к метапредметным результатам
1. Формирование умений самостоятельно определять цели

и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Регулятивные УУД

Правильная организация учебной деятельности:
навигационные средства, помогающие структурировать и
планировать деятельность ученика

Лабораторные и практические работы

Требования ФГОС к метапредметным результатам 1. Формирование умений самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать

Слайд 13Задания на развитие регулятивных действий
Определите план своих действий при выполнении работы;
Определите

последовательность выполнения задания;
Составьте план и последовательность действий при… ;
Спрогнозируйте результаты опыта;
Внесите необходимые дополнения и коррективы в план;
Выделите то, что вами уже усвоено в этой теме;
Выделите то, что вам ещё предстоит усвоить из этого (параграфа, темы, курса и пр.);
Постройте план выполнения (проекта, опыта,
исследования в природе, подготовки презентации и пр.);
Выстройте стратегию поиска решения задачи.
Определите, каковы ваши цели при выполнении данной исследовательской (проектной) работы;

Задания на развитие регулятивных действийОпределите план своих действий при выполнении работы;Определите последовательность выполнения задания;Составьте план и последовательность

Слайд 142. Формирование умений продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,

учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Коммуникативные УУД

Организация учебного процесса, используемая учителем
Групповой формат выполнения, презентацию результатов,
возможность их коллективного обсуждения (дискуссию)
лабораторных работ и домашних заданий

2. Формирование умений продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.Коммуникативные

Слайд 15Задания на развитие коммуникативных действий
Сформулируйте своё высказывание при коллективном обсуждении;
Оцените позицию

других людей в решении… ;
Примите общее решение в спорном вопросе;
Обсудите проблему в коллективе (в классе, в малой группе или в паре со сверстником);
Выступите в роли эксперта;
Сравните своё понимание ценности с ценностями (других людей, науки, учёных);
Учитесь слушать и слышать других;
Примите участие в дискуссии.

Задания на развитие коммуникативных действийСформулируйте своё высказывание при коллективном обсуждении;Оцените позицию других людей в решении… ;Примите общее

Слайд 163. Развитие навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыков разрешения проблем;

способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Познавательные УУД

«Какую роль в жизни человека играет информация
об окружающем мире?
Подготовьте письменное сообщение или презентацию на компьютере.
Пополните коллекцию ресурсов к урокам биологии на сайте школы»

«Приведите примеры, доказывающие наличие отбора в природе.
Подготовьте письменное сообщение или презентацию на компьютере.
Пополните коллекцию ресурсов к урокам биологии на сайте школы»

«Какую из гипотез, объясняющих причины вымирания динозавров,
вы считаете наиболее достоверной? Обоснуйте свою точку зрения.
Подготовьте письменное сообщение или презентацию на компьютере.

Под руководством учителя можете провести
в классе конкурс на лучшую работу и выложить ее на школьном сайте»

3. Развитие навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыков разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску

Слайд 174. Формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение

ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Самостоятельная работа с электронными образовательными
ресурсами (ЭОР) (http://fcior.edu.ru )

«С помощью Интернета познакомьтесь с жизнью и деятельностью
М. Шлейдена и Т. Шванна.
Каков вклад каждого из них в создание клеточной теории?
Подготовьте устное сообщение на эту тему»

2. Преобразование информации из одной формы в другую
Интерпретации информации, представленной
в схематической форме

4. Формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически

Слайд 185. Владение языковыми средствами ― умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Высказывания и обоснование своей точки зрения

Выступления с презентацией результатов своей
деятельности и обсуждение этих результатов

Ответы на вопросы к параграфам в устной и
письменной формах

5. Владение языковыми средствами ― умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые

Слайд 19Задания на развитие познавательных действий
Выделите главное содержание в тексте параграфа;
Сформулируйте сами

понятие о…;
Используйте разные источники информации по биологии;
Классифицируйте перечисленные факты;
Структурируйте материалы текста, озаглавьте рубрики;
Оцените форму содержания и его полноту изложения;
Подумайте, как будут развиваться события дальше;
Придумайте новый более убедительный пример;
Создайте компьютерное учебное пособие по теме… ;
Оцените своё действие в обсуждении вопроса;
Извлеките необходимую информацию из прочитанного текста и запишите её в кратком виде ( в виде тезисов).
Задания на развитие познавательных действийВыделите главное содержание в тексте параграфа;Сформулируйте сами понятие о…;Используйте разные источники информации по

Слайд 20
УУД




умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнёра

постановка вопросов

разрешение конфликтов

Коммуникативные УУД

УУДумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиуправление поведением

Слайд 21Требования ФГОС к предметным результатам
1) формирование системы научных знаний о живой

природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

Требования ФГОС к предметным результатам 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром

Слайд 22Требования ФГОС к предметным результатам
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать

последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Отбор содержания и системы учебных заданий

Требования ФГОС к предметным результатам 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние

Слайд 23
Инновационный интерактивный учебно-методический комплекта по биологии «Навигатор», автор: В.И. Сивоглазов

Инновационный интерактивный учебно-методический комплекта по биологии «Навигатор», автор: В.И. Сивоглазов

Слайд 40 Что должно быть нового в методике обучения биологии в настоящее время

в связи с внедрением ФГОС ????

Использовать учебник и УМК в целях развития самостоятельности учащихся в познании, для развития умений применять свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни, при формировании ключевых компетентностей и УУД;

Применять технологии, обеспечивающие развитие у школьников умений самостоятельно и мотивированно организовывать учебно-познавательную деятельность, участие в проектах и «работать в команде»;

Предусматривать в практической деятельности учителя определение новых педагогических целей обучения, направленных на развитие личностных качеств у ученика и системы УУД (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных действий)

Что должно быть нового в методике обучения биологии в настоящее время в связи с внедрением ФГОС

Слайд 44ЖЕЛАЮ

ТВОРЧЕСКИХ
УСПЕХОВ !

ЖЕЛАЮТВОРЧЕСКИХУСПЕХОВ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть