Слайд 15 ШАГОВ НА ПУТИ К ШКОЛЬНОМУ ПРОЕКТУ
5 СОВЕТОВ НА ПУТИ К
ВЫБОРУ ТЕМЫ ПРОЕКТА
АВТОР: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ТИМОШЕНКО И.В.
МОУ «САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА ИМ.В.И.ШАРОВА»
Слайд 2
СОВЕТ 1. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ, ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ЭТОТ ПРОЕКТ.
После того,
как мне сообщили, что необходимо сделать проект, я был в растерянности. Девятый класс, биология – кто на это решится?
Однако, собравшись с духом, я решил идти с самого начала - с определения.
Итак, что же такое проект?
Мне на глаза попалось одно определение проекта:
ПРОЕКТ – ЭТО СПОСОБ И ФОРМА ДЕМОНСТРАЦИИ НОВЫХ СМЫСЛОВ.
Оказывается, проект вовсе не должен быть сухим и академическим. Проект – это способ отразить свое видение того, что вокруг нас. Это поиск новых путей мышления, образования.
Проект – это способ показать ребенку свою дисциплину в движении.
Слайд 3
СОВЕТ 2. НЕ ЛОМАЙТЕ ГОЛОВУ – ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К УЧЕНИКАМ.
Я завидую
детям в том, как просто они смотрят на мир. Между ребенком и природой нет посредников – образовательных стандартов, авторитета ученых. Ребенок изучает то, что ему интересно. Глазами. Руками. А если не доглядеть – может даже слопать объект исследования…
Темы для своих проектов я выбрал именно таким способом. Просто послушал, о чем говорят ученики после моих уроков, подкорректировал в нужную мне сторону – и все.
Например, «РАЗБОЙНИКИ С БОЛЬШОГО ОГОРОДА» – о животных, которые неправедным способом пытаются ограбить наши шесть соток.
Неудивительно, что услышав эти темы, у них загорелись глаза – оказывается, учителя интересует то же самое, что и учеников!
Назовем это педагогической магией.
Слайд 4
СОВЕТ 3. РАСКРОЙТЕ УЧЕНИКУ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВАШЕГО ПРОЕКТА.
На своих уроках
я постоянно подталкиваю учеников к мысли, что нет никакой пользы просто пересказывать параграфы по биологии. По химии. Да вообще по любому предмету.
Достаточно прочитать абзац – прочитать и попытаться сравнить его с другими знаниями – по физике, математике, обществознанию, истории, географии.
Именно тогда возникнет истинное желание перелистнуть страницу и прочитать еще. И снова сравнить.
В своих проектах я постарался учесть множество межпредметных связей. Химия, история, математика, физика, география.
Главное – не увлекаться. Удивить, но не оглушить ребенка, не испугать его объемом информации
Слайд 5
СОВЕТ 4. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ.
Очень часто, упрощая себе жизнь
сегодня, мы усложняем себе завтрашний день. Да, проектная деятельность – это диалог учителя и ученика, работа в команде. Но именно на этапе постановки цели могут быть допущены ошибки, которые всплывут позднее.
Ученик зачастую просто не может заглянуть так далеко вперед, он не имеет ни знаний, ни опыта. Поэтому еще одной важной задачей педагога на этапе выбора цели проекта я вижу грамотное ограничение области исследования.
Например, «СОРНЯКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ». Да тут кандидатская, как минимум. А если иначе? «РАЗБОЙНИКИ С БОЛЬШОГО ОГОРОДА»? Огород – не область, тут управиться вполне возможно. Гораздо сложнее будет объяснить бабушке, что ее любимая внучка высматривает, выкапывает и изучает под лупой на ее грядках с клубникой…
Слайд 6
СОВЕТ 5. СДЕЛАЙТЕ ВАШ ПРОЕКТ ОСНОВОЙ ДЛЯ БУДУЩИХ.
Говорят, в каждом
человеке есть изюминка. Для педагога это его любимая тема. Его конек. Лебединая песня. Признайтесь, что у каждого такая есть?
Моя любимая тема – членистоногие. Раки, скорпионы, пауки, муравьи, пчелы – животные, которые владеют этой планетой сотни миллионов лет. Животные, на которых природа впервые опробовала многие органы, которые есть у нас.
Зная это, меня задевает то пренебрежение, с которым мы относимся к ним. Старейшинам этого мира. И на уроках биологии я стараюсь передать детям хотя бы частицу восхищения этими великими строителями, безжалостными воинами и искусными охотниками.
Я постараюсь сделать проекты такими, чтобы после выступления ко мне подошли ученики и сказали: «Это было круто! У вас еще есть что-нибудь вроде такого?»
Мне кажется, это и будет наивысшим баллом.