Слайд 1«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
Гёте
Методы изучения природы
Слайд 2Задачи урока:
Познакомиться с основными методами изучения природы.
Развивать умение самостоятельно изучать природу
при помощи различных методов.
Слайд 3Отгадайте загадки
Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на
лес.
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.
Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной!
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.
В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде.
Слайд 41. Наблюдение
Откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя
подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?
Слайд 5Однажды…
Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они
заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день?
Слайд 6Жан Анри Фабр
(1823 – 1915)
В тот день он наблюдал за
повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги.
Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых.
Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
Слайд 7Помогут наблюдению:
Телескоп
Лупа
Микроскоп
Слайд 8Наблюдение -
это восприятие природных объектов или явлений при помощи органов
чувств.
Фенологические наблюдения – это наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Слайд 9Ответьте на вопросы
Можно ли наблюдения за погодой провести, глядя в окно?
Кто может прокомментировать, какая сегодня погода? Ясно или пасмурно?
Есть осадки или нет?
Есть ли ветер и если есть, то в каком направлении он дует?
Итак, облачность, осадки, ветер... А чем ещё очень часто дополняют сведения о погоде?
Конечно, температурой.
А её тоже можно определить, просто посмотрев сейчас в окно? Что для этого нужно?
Слайд 11Измерение -
это метод изучения природы, при котором изучаемый объект
исследуется при помощи измерительных приборов.
Слайд 12Отгадайте загадки
Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы
не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька.
На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.
Шесть ног, две головы, один хвост.
Ножек четыре, шляпок одна.
Нужен, коль станет обедать семья.
Слайд 13Пользовался ли автор загадок для своих подсчётов какими-нибудь измерительными приборами?
Измерения иногда
проводят при помощи обычного подсчёта.
Например, когда нужно знать численность какого-либо животного на данной территории, то подсчитывают, сколько раз встретились его следы, норы или гнёзда на определённом участке.
Слайд 14Отгадайте загадки
По снегу покатите, – я подрасту.
На костре согреете, – я
пропаду.
Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.
Лежит на земле: ни закрасить,
Ни соскоблить, ни завалить.
Прозрачное стекло –
В воде не тонет, в огне не горит.
Слайд 15Что помогло человеку составить эти загадки?
Скорее всего, он не только наблюдал
за объектом, но и пробовал что-либо изменить, поэкспериментировать.
Например, природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет. Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь, то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает.
Подобные действия и называются словом опыт или эксперимент.
Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба».
Слайд 163. Эксперимент
это наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, при которых
можно установить, как эти условия влияют на объект или явление.
Слайд 17Задание для самостоятельной работы:
изучить стр.13 в учебнике.
ответьте на вопрос, к
чему может привести несоблюдение правил техники безопасности в биологическом кабинете.