Презентация, доклад по астрономии на тему Развитие представлений о строении мира

Цели урока:выяснить, в чем отличие системы Коперника от системы Птолемея; сформулировать выводы в пользу гелиоцентрической системы мира, следовавшие из открытий, сделанных с помощью телескопа; воспроизвести исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира.

Слайд 1 Презентация по теме: Развитие представлений о строении мира
Урок астрономии в 11

классе

Выполнила учитель физики МБОУ «Школа – гимназия»
Ерошина В.Г.

Презентация по теме:  Развитие представлений о строении мираУрок астрономии в 11 классеВыполнила учитель физики МБОУ

Слайд 2Цели урока:
выяснить, в чем отличие системы Коперника от системы Птолемея;
сформулировать выводы

Слайд 3Солнечная система включает в себя Солнце и все физические тела, обращающиеся

вокруг него, с системами своих спутников. В состав Солнечной системы входят восемь больших планет включая Землю.

Солнечная система включает в себя Солнце и все физические тела, обращающиеся вокруг него, с системами своих спутников.

Слайд 4Кроме больших планет со спутниками, вокруг Солнца обращаются карликовые (малые) планеты,

которые по диаметру меньше Луны, и огромное число малых тел Солнечной системы.
Кроме больших планет со спутниками, вокруг Солнца обращаются карликовые (малые) планеты, которые по диаметру меньше Луны, и

Слайд 5Даже наиболее крупные из них не превышают по размеру 1000 км,

а ядра самых заметных комет – еще меньше.
Даже наиболее крупные из них не превышают по размеру 1000 км, а ядра самых заметных комет –

Слайд 6Вокруг Солнца движутся также тела размером в десятки и сотни метров,

глыбы, камни, множество мелких камешков и пылинок. Чем меньше размеры этих частиц, тем их самих больше.
Вокруг Солнца движутся также тела размером в десятки и сотни метров, глыбы, камни, множество мелких камешков и

Слайд 7Межпланетная среда – это крайне разряженный газ, состояние которого определяется излучением

Солнца и растекающимися от него потоками вещества.
Межпланетная среда – это крайне разряженный газ, состояние которого определяется излучением Солнца и растекающимися от него потоками

Слайд 8Движением всех больших и малых тел Солнечной системы управляет Солнце, масса

которого в 333 тыс. раз превышает массу Земли и в 750 раз суммарную массу всех планет.
Движением всех больших и малых тел Солнечной системы управляет Солнце, масса которого в 333 тыс. раз превышает

Слайд 91. Геоцентрическая система мира.

1. Геоцентрическая система мира.

Слайд 10Геоцентрическая система мира (также известная как Птолемеевская система) – это такая

теория устройства мироздания, согласно которой центральным телом во всей Вселенной является наша Земля, а Солнце, Луна, а также все остальные звезды и планеты вращаются вокруг нее.
Геоцентрическая система мира (также известная как Птолемеевская система) – это такая теория устройства мироздания, согласно которой центральным

Слайд 11Путь к пониманию положения нашей планеты и живущего на ней человечества

во Вселенной был очень непростым и подчас весьма драматичный.
Путь к пониманию положения нашей планеты и живущего на ней человечества во Вселенной был очень непростым и

находится в центре мира. Казалось, что весь мир создан ради человека. Такие представления получили название антропоцентризма (от греч antropos – человек)
В древности было естественным считать, что Земля является неподвижной, плоской и находится в центре мира. Казалось, что

Слайд 14Многие идеи и мысли, которые в дальнейшем отразились в современных научных

представлениях о природе, в частности в астрономии, зародились в древней Греции, еще за несколько веков до нашей эры.
Многие идеи и мысли, которые в дальнейшем отразились в современных научных представлениях о природе, в частности в

Слайд 15Трудно перечислить имена всех мыслителей и их гениальные догадки.

Трудно перечислить имена всех мыслителей и их гениальные догадки.

Слайд 16Выдающийся математик Пифагор (VI в. до н.э.) был убежден, что «в

мире правит число». Считается, что именно Пифагор первым высказал мысль о том, что Земля, как и другие небесные тела, имеет шарообразную форму и находится во Вселенной без всякой опоры.
Выдающийся математик Пифагор (VI в. до н.э.) был убежден, что «в мире правит число». Считается, что именно

Слайд 17Другой не менее известный ученый древности, Демокрит – основоположник представлений об

атомах, живший за 400 лет до нашей эры, - считал, что Солнце во много раз больше Земли, что луна сама не светится, а лишь отражает солнечный свет, а Млечный Путь состоит из огромного количества звезд.
Другой не менее известный ученый древности, Демокрит – основоположник представлений об атомах, живший за 400 лет до

Слайд 18Обобщить все знания, которые были накоплены к IV в. до н.э.

смог выдающийся философ античного мира Аристотель. Его деятельность охватывала все естественные науки – сведения о небе и Земле, о закономерностях движения тел, о животных и растениях и т.д.
Обобщить все знания, которые были накоплены к IV в. до н.э. смог выдающийся философ античного мира Аристотель.

Но главной заслугой Аристотеля как ученого было создание единой системы научных

знаний. И на протяжении почти двух тысячелетий его суждения по многим вопросам не подвергались сомнению.
Но главной заслугой Аристотеля как ученого было создание единой системы научных знаний. И на протяжении почти двух

Слайд 20Согласно Аристотелю, все тяжелое стремится к центру Вселенной, где скапливается и

образует шарообразную массу – Землю.
Согласно Аристотелю, все тяжелое стремится к центру Вселенной, где скапливается и образует шарообразную массу – Землю.

Слайд 21Планеты размещены на особых сферах, которые вращаются вокруг Земли. Такая система

мира получила название геоцентрической (от греческого названия Земли - Гея). Аристотель не случайно предложил считать Землю неподвижным центром мира.
Планеты размещены на особых сферах, которые вращаются вокруг Земли. Такая система мира получила название геоцентрической (от греческого

Слайд 22Если бы Земля перемещалась, то, по справедливому мнению Аристотеля, было бы

заметно регулярное изменение взаимного расположения звезд на небесной сфере. Но ничего подобного никто из астрономов не наблюдал. Только в начале XIX в. было наконец-то обнаружено и измерено смещение звезд (параллакс), происходящее вследствие движения Земли вокруг Солнца.
Если бы Земля перемещалась, то, по справедливому мнению Аристотеля, было бы заметно регулярное изменение взаимного расположения звезд

Слайд 23Многие обобщения Аристотеля были основаны на таких умозаключениях, которые в то

время не могли быть проверены опытом. Так, он утверждал, что движение тела не может происходить, если на него не действуют другие тела. А мы знаем из физики, что эти представления были опровергнуты только во времена Галилея и Ньютона.
Многие обобщения Аристотеля были основаны на таких умозаключениях, которые в то время не могли быть проверены опытом.

Слайд 24Среди ученых древности выделяется смелостью своих догадок Аристарх Самосский, живший в

III в. до н.э. Он первым определил расстояние до Луны, вычислил размеры Солнца, которое по его данным, оказалось в 300 с лишним раз больше Земли по объему.
Среди ученых древности выделяется смелостью своих догадок Аристарх Самосский, живший в III в. до н.э. Он первым

Слайд 25Вероятно, эти данные стали одним из оснований для вывода о том,

что Земля вместе с другими планетами движется вокруг этого самого крупного тела – Солнца. В наши дни Аристарха Самосского стали называть «Коперником античного мира».
Вероятно, эти данные стали одним из оснований для вывода о том, что Земля вместе с другими планетами

Слайд 26Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою “систему мира”. Он

пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.
Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою “систему мира”. Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом

Слайд 27Птолемей в своем знаменитом сочинении «Математический трактат по астрономии» (оно более

известно как «Альмагест») утверждал, что каждая планета равномерно движется по эпициклу - малому кругу, центр которого движется вокруг Земли по деференту - большому кругу.
Птолемей в своем знаменитом сочинении «Математический трактат по астрономии» (оно более известно как «Альмагест») утверждал, что каждая

Слайд 28Тем самым ему удалось объяснить особый характер движения планет, которым они

отличались от Солнца и Луны. Система Птолемея давала чисто кинематическое описание движения планет - иного наука того времени предложить не могла.
Тем самым ему удалось объяснить особый характер движения планет, которым они отличались от Солнца и Луны. Система

Слайд 29  Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна,

Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды.
  Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн,

Слайд 30Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо

сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки.
Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению

Слайд 31Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого

находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли, - деферентом.
Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг

Слайд 32Система Птолемея была очень сложной, громоздкой и неудобной для практических расчетов.

Но тем не менее геоцентрическая система мира оставалась незыблемой еще около 1000 лет. Ведь после расцвета античной культуры в Европе наступил длительный период, в течение которого не было сделано ни одного открытия в астрономии и в других науках.
Система Птолемея была очень сложной, громоздкой и неудобной для практических расчетов. Но тем не менее геоцентрическая система

Слайд 33Только  в эпоху Возрождения начинается подъем в развитии наук, в котором  астро-номия становится одним из лидеров.

2.
Гелиоцентрическая система мира.

2. Гелиоцентрическая система мира.

Слайд 35Гелиоцентрическая система мира — теория о том, что Солнце является центром

мироздания и точкой, вокруг которой вращаются все планеты, в том числе и Земля. Данная система предполагает, что наша планета выполняет два вида движения: поступательное вокруг Солнца и вращательное вокруг своей оси. Положение самого же Солнца относительно других звезд считается неизменным.
Гелиоцентрическая система мира — теория о том, что Солнце является центром мироздания и точкой, вокруг которой вращаются

Слайд 36В 1543 г. была издана книга выдающегося польского ученого Николая Коперника

(1473-1543), в которой он обосновал новую - гелиоцентрическую - систему мира.
В 1543 г. была издана книга выдающегося польского ученого Николая Коперника (1473-1543), в которой он обосновал новую

Слайд 37Коперник показал, что суточное движение всех светил можно объяснить вращением Земли

вокруг оси, а петлеобразное движение планет - тем, что все они, включая Землю, обращаются вокруг Солнца.
Коперник показал, что суточное движение всех светил можно объяснить вращением Земли вокруг оси, а петлеобразное движение планет

Слайд 38 Гениально просто Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение далеких небесных тел так же,

как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами находимся в движении.
 Гениально просто Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение далеких небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на

Слайд 39 Мы  скользим в лодке по спокойно текущей  реке, и нам кажется, что лодка

и мы в ней неподвижны, а берега “плывут” в обратном направлении.
 Мы  скользим в лодке по спокойно текущей  реке, и нам кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а

Слайд 40Точно так же нам только кажется, что Солнце движется вокруг Земли.

А на самом деле Земля со всем , что на ней находится, движется вокруг Солнца и в  течение года совершает полный оборот по своей орбите.
Точно так же нам только кажется, что Солнце движется вокруг Земли. А на самом деле Земля со

Слайд 41И точно так же, когда Земля в своем движении вокруг Солнца

обгоняет другую планету, нам кажется, что планета движется назад, описывая петлю на небе. В действительности планеты движутся вокруг Солнца по орбитам правильной, хотя и не идеально круговой формы, не делая никаких петель.
И точно так же, когда Земля в своем движении вокруг Солнца обгоняет другую планету, нам кажется, что планета

Слайд 42Звезды Коперник считал неподвижными. Однако он утверждал, что звезды находятся на невообразимо

огромных расстояниях. Поэтому ничтожные их смещения просто невидны.
Звезды Коперник считал неподвижными. Однако он утверждал, что звезды находятся на невообразимо огромных расстояниях. Поэтому ничтожные их смещения

Слайд 43Действительно, расстояния от нас даже до ближайших звезд оказались настолько большими,

что еще спустя три века после Коперника эти расстояния не поддавались точному определению.
Действительно, расстояния от нас даже до ближайших звезд оказались настолько большими, что еще спустя три века после

но все-таки конечных расстояниях от нас и от Солнца. В учении Коперника утверждалась огромность Вселенной и ее бесконечность.
Коперник  полагал, что Вселенная ограничена сферой неподвижных звезд, которые расположены на невообразимо огромных, но все-таки конечных расстояниях от нас

Слайд 45Коперник также впервые в астрономии не только дал правильную схему строения Солнечной

системы, но и определил относительные расстояния планет от Солнца и вычислил период их обращения вокруг него.
Коперник также впервые в астрономии не только дал правильную схему строения Солнечной системы, но и определил относительные расстояния

Слайд 46Создание  гелиоцентрической системы ознаменовало новый этап в развитии не только астрономии, но и всего естествознания. Особо важную

роль сыграла идея Коперника о том, что за видимой картиной происходящих явлений, которая кажется нам истинной, надо искать и находить недоступную для непосредственного наблюдения сущность этих явлений.
Создание  гелиоцентрической системы ознаменовало новый этап в развитии не только астрономии, но и всего естествознания. Особо важную роль сыграла идея Коперника о том,

Слайд 47Гелиоцентрическая система мира, обоснованная, но не доказанная Коперником, получила свое подтверждение

и развитие в трудах таких выдающихся ученых, как Галилео Галилей и Иоганн Кеплер.
Гелиоцентрическая система мира, обоснованная, но не доказанная Коперником, получила свое подтверждение и развитие в трудах таких выдающихся ученых,

Слайд 48В 1609 году Галилео Галилей (1564-1642) одним из первых направивший телескоп на

небо, истолковал сделанные при этом открытия как доводы в пользу теории Коперника. Открыв смену фаз Венеры, он пришел к выводу, что такая их последовательность может наблюдаться только в случае ее обращения вокруг Солнца.
В 1609 году Галилео Галилей (1564-1642) одним из первых направивший телескоп на небо, истолковал сделанные при этом открытия

Слайд 49Обнаруженные им четыре спутника планеты Юпитер также опровергали представления о том,

что Земля является единственным в мире центром, вокруг которого может происходить вращение других тел. Галилей не только увидел горы на Луне, но даже измерил их высоту.
Обнаруженные им четыре спутника планеты Юпитер также опровергали представления о том, что Земля является единственным в мире

Слайд 50Наряду с несколькими другими учеными он также наблюдал пятна на Солнце

и заметил их перемещение по солнечному диску. На этом основании он заключил, что Солнце вращается и, следовательно, имеет такое движение, которое Коперник приписывал нашей планете.
Наряду с несколькими другими учеными он также наблюдал пятна на Солнце и заметил их перемещение по солнечному

Слайд 51 Так был сделан вывод о том, что Солнце и Луна имеют

определенное сходство с Землей.
 Так был сделан вывод о том, что Солнце и Луна имеют определенное сходство с Землей.

Слайд 52 Наконец, наблюдая в Млечном Пути и вне его множество слабых звезд,

недоступных невооруженному глазу, Галилей сделал вывод о том, что расстояния до звезд различны и никакой «сферы неподвижных звезд» не существует. Все эти открытия стали новым этапом в осознании положения Земли во Вселенной.
 Наконец, наблюдая в Млечном Пути и вне его множество слабых звезд, недоступных невооруженному глазу, Галилей сделал вывод

Слайд 53Джордано  Бруно создал собственную концепцию  бесконечной Вселенной с бесчисленным множеством отдельных планетных  систем.

Слайд 54Концепция Бруно была изложена в двух сочинениях, изданных в 1584г.: «О причине, начале и

едино» и «О бесконечности, Вселенной и мирах». Он утверждал бесконечность Вселенной во времени и пространстве и представлял небо как «единое безмерное пространство, лоно которого содержит все».
Концепция Бруно была изложена в двух сочинениях, изданных в 1584г.: «О причине, начале и едино» и «О бесконечности, Вселенной и

Слайд 55Отвергая представление о единой сфере звезд, Бруно писал о колоссальных различиях

расстояний до разных звезд и делал вывод, что поэтому соотношение их видимого блеска может быть обманчивым.
Отвергая представление о единой сфере звезд, Бруно писал о колоссальных различиях расстояний до разных звезд и делал

Слайд 56Кроме того, Джордано Бруно   лишил Вселенную границ, разрушив небесную сферу неподвижных

звезд; поместил космос в однородное бесконечное пространство, отказался от идеи центра мира.

Кроме того, Джордано Бруно   лишил Вселенную границ, разрушив небесную сферу неподвижных звезд; поместил космос в однородное бесконечное

Слайд 57Мы  знаем строение Вселенной в огромном объеме пространства, для пересечения которого свету требуются миллиарды

лет. Но пытливая мысль человека стремится проникнуть дальше.
Мы  знаем строение Вселенной в огромном объеме пространства, для пересечения которого свету требуются миллиарды лет. Но пытливая мысль человека стремится

Слайд 58Что лежит за границами наблюдаемой области мира? Бесконечна ли Вселенная по

объему? И её расширение — почему оно началось и будет ли оно всегда продолжаться в будущем? И, наконец, как зародилась разумная жизнь во Вселенной?
Что лежит за границами наблюдаемой области мира? Бесконечна ли Вселенная по объему? И её расширение — почему

Слайд 59      Есть  ли эта жизнь ещё где-нибудь кроме нашей  планеты? Окончательные и полные ответы на эти вопросы пока отсутствуют.
      Вселенная

неисчерпаема. Неутомима и жажда знания, заставляющая людей задавать всё новые и новые вопросы о мире и настойчиво искать ответы на них.
      Есть  ли эта жизнь ещё где-нибудь кроме нашей  планеты? Окончательные и полные ответы на эти вопросы пока отсутствуют.      Вселенная неисчерпаема. Неутомима и жажда знания, заставляющая

Слайд 601. В повести Г. Голубева «Улугбек» есть следующая фраза: «…Марс и

Венера движутся в одну сторону — с запада на восток, потом останавливаются и вдруг направляются обратно на запад, и так несколько раз за ночь…» Укажите ошибку в приведенном отрывке.

2. Вычислите, во сколько раз скорость звезды ς Девы превышала бы скорость света, если согласно геоцентрическим воззрениям она в суточном обращении двигалась бы в плоскости земного экватора на расстоянии 1015 км от Земли.

Закрепление.

1. В повести Г. Голубева «Улугбек» есть следующая фраза: «…Марс и Венера движутся в одну сторону —

Слайд 61Домашнее задание. § 10
Темы проектов
1. Обсерватория Улугбека.
2. Система мира Аристотеля.
3. Античные

представления философов о строении мира.

Интернет-ресурсы
http://universetoday-rus.com/blog/2013-11-01- — Гелиоцентрическая система мира.
http://nasha-vselennaia.ru/ — Эллинистическая астрономия.

Домашнее задание. § 10Темы проектов1. Обсерватория Улугбека.2. Система мира Аристотеля.3. Античные представления философов о строении мира.Интернет-ресурсыhttp://universetoday-rus.com/blog/2013-11-01- —