Презентация, доклад по астрономии на тему Небесное движение тел

Исаак Ньютон (1643-1727) Закон всемирного тяготенияm1 m2 Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними

Слайд 1Работу выполнила
Быстрова Н.П. -преподаватель
Движение небесных тел
под действием сил
тяготения

Работу выполнила Быстрова Н.П. -преподаватель Движение небесных тел под действием силтяготения

Слайд 2Исаак Ньютон
(1643-1727)
Закон всемирного тяготения
m1 m2
Все тела во Вселенной

Исаак Ньютон (1643-1727) Закон всемирного тяготенияm1 m2  Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу с силой,

Слайд 3 Ньютон доказал, что под действием взаимного тяготения тела могут

двигаться друг относительно друга по эллипсу (в частности, по кругу), по параболе и по гиперболе.

Вид орбиты, которую описывает тело, зависит от его скорости в данном месте орбиты

Ньютон доказал, что под действием взаимного тяготения тела могут двигаться друг относительно друга по эллипсу (в частности,

Слайд 4 Так как сила тяжести меняется обратно пропорционально квадрату

расстояния, как это следует из закона всемирного тяготения, то Луна, находящаяся от Земли на расстоянии примерно 60 ее радиусов, должна испытывать ускорение в 3600 раз меньшее, чем ускорение силы тяжести на поверхности Земли, равное 9,8 м/с .
Следовательно, ускорение Луны должно составлять 0,0027 м/с2.
Так как сила тяжести меняется обратно пропорционально квадрату расстояния, как это следует из закона

Слайд 5 Первая космическая скорость
Скорость движения Земли

по орбите равна 30км/с - это первая космическая скорость для Земли.
Первая космическая скорость вблизи поверхности Земли составляет около 8 км/с (7,9 км/с).
Ёе сообщают телам, запускаемым в качестве искусственных спутников Земли по круговым орбитам.

При некоторой скорости тело описывает окружность около притягивающего центра. Такую скорость называют первой космической или круговой скоростью

Первая космическая скорость     Скорость движения Земли по орбите равна 30км/с - это

Слайд 7Вторая космическая скорость
Если телу сообщить скорость, в раза 1,4 большую

круговой (11,2 км/с), называемую второй космической или параболической скоростью.
 Тело навсегда удалится от Земли и может стать спутником Солнца.
Движение тела будет происходить по параболе относительно Земли. При еще большей скорости относительно Земли тело полетит по гиперболе. Двигаясь по параболе или гиперболе, тело только однажды огибает Солнце и навсегда удаляется от него.
Вторая космическая скорость  Если телу сообщить скорость, в раза 1,4 большую круговой (11,2 км/с), называемую второй космической

Слайд 9 Средняя скорость движения Земли по орбите 30 км/с. Орбита

Земли близка к окружности, следовательно, скорость движения Земли по орбите близка к круговой на расстоянии Земли от Солнца.
Параболическая скорость на расстоянии Земли от Солнца равна 30 2 км/с≈42 км/с. При такой скорости относительно Солнца тело с орбиты Земли покинет Солнечную систему.

Изменение скорости небесного тела приведёт к превращению
орбиты

Средняя скорость движения Земли по орбите 30 км/с. Орбита Земли близка к окружности, следовательно, скорость

Слайд 10Возмущения в движении планет
Законы Кеплера точно соблюдаются только тогда,

когда рассматривают движение двух изолированных тел под влиянием их взаимного притяжения. В Солнечной системе планет много, все они не только притягиваются Солнцем, но и притягивают друг друга, поэтому их движения не в точности подчиняются законам Кеплера.
Отклонения от движения по законам Кеплера называют возмущениями
Возмущения в движении планет   Законы Кеплера точно соблюдаются только тогда, когда рассматривают движение двух изолированных

Слайд 11 Наибольшие возмущения вызывает Юпитер(масса в 300 раз больше земной).

Юпитер оказывает особенно сильное влияние На Движение астероидов и комет, когда они близко к нему подходят.

Наибольшие возмущения вызывает Юпитер(масса в 300 раз больше земной). Юпитер оказывает особенно сильное влияние На

Слайд 12 В Солнечной системе возмущения невелики, потому что притяжение каждой

планеты Солнцем гораздо сильнее притяжения других планет.

Особенно заметны отклонения астероидов и комет при их прохождении вблизи Юпитера, масса которого в 300 раз превышает массу Земли.

В Солнечной системе возмущения невелики, потому что притяжение каждой планеты Солнцем гораздо сильнее притяжения других

Слайд 13 Исследование возмущений приводит к открытиям новых небесных тел
Открытие Урана

(13 марта 1781 года)
Вильям Гершель

Планета, открытая «на кончике пера»,- НЕПТУН
Иоган Галле (23 сентября 1846 г.

Исследование возмущений приводит к открытиям новых небесных телОткрытие Урана (13 марта 1781 года) Вильям ГершельПланета,

Слайд 14 В XIX в. расчёт возмущений позволил открыть планету Нептун.

Вильям

Гершель в 1781 г. открыл планету Уран.
Даже при учете возмущений со стороны всех известных планет наблюдаемое движение Урана не согласовывалось с расчетным.
На основе предположения о наличии еще одной «заурановой» планеты Джон Адамс в Англии и Урбен Леверье во Франции независимо друг от друга сделали вычисления ее орбиты и положения на небе.
На основе расчетов Леверье немецкий астроном Иоганн Галле 23 сентября 1846 г. обнаружил в созвездии Водолея неизвестную ранее планету – Нептун.
По возмущениям Урана и Нептуна была предсказана, а в 1930 году и обнаружена карликовая планета Плутон.
Открытие Нептуна стало триумфом гелиоцентрической системы,
важнейшим подтверждением справедливости закона всемирного тяготения.

Уран

Нептун

Плутон

В XIX в. расчёт возмущений позволил открыть планету Нептун.Вильям Гершель в 1781 г. открыл планету

Слайд 15 Леверье (во Франции) и Адаме (в Англии) высказали предположение,

что, если возмущения со стороны известных планет не объясняют отклонение в движении Урана, значит, на него действует притяжение еще неизвестного тела. Они почти одновременно рассчитали, где за Ураном должно быть неизвестное тело, производящее своим притяжением эти отклонения. Они вычислили орбиту неизвестной планеты, ее массу и указали место на небе, где в данное время должна была находиться неведомая планета. Эта планета и была найдена в телескоп на указанном ими месте в 1846 г. Ее назвали Нептуном. Нептун не виден невооруженным глазом.
Леверье (во Франции) и Адаме (в Англии) высказали предположение, что, если возмущения со стороны известных

Слайд 16 Если направления ускорений кометы, вызванных притяжением Юпитера и Солнца,

совпадают, то комета может развить столь большую скорость, что, двигаясь по гиперболе, навсегда уйдет из Солнечной системы. Были случаи, когда притяжение Юпитера сдерживало комету, эксцентриситет ее орбиты становился меньше и резко уменьшался период обращения.
Если направления ускорений кометы, вызванных притяжением Юпитера и Солнца, совпадают, то комета может развить столь

Слайд 17Приливы
Под действием взаимного притяжения частиц тело стремит­ся принять форму шара.

Если эти тела вращаются, то они деформируются, сжимаются вдоль оси вращения.
Изменение их формы происходит и под дей­ствием взаимного притяжения, которое вызывают явления, называемые
приливами.
Приливы
чередуются
с отливами.
Приливы  Под действием взаимного притяжения частиц тело стремит­ся принять форму шара. Если эти тела вращаются, то

Слайд 18 Тяготение Солнца также вызывает приливы, но из-за большей его

удаленности они меньше, чем вызванные Луной.
Всемирное тяготение влияет на форму планет и водной оболочки , в результате возникает приливное трение.
Приливное трение тормозит вращение Земли и вызывает увеличение продолжительности суток, которые в прошлом были значительно короче (5–6 ч). Земные сутки СЕЙЧАС продолжаются 24 часа.

Тяготение Солнца также вызывает приливы, но из-за большей его удаленности они меньше, чем вызванные Луной.

Слайд 19 Тот же эффект ускоряет орбитальное движение Луны и приводит

к её медленному удалению от Земли.
Приливы,
вызываемые Землей
на Луне, затормозили
ее вращение, и она
теперь обращена
к Земле одной
стороной.

Тот же эффект ускоряет орбитальное движение Луны и приводит к её медленному удалению от Земли.

Слайд 20 Солнце также вызывает на Земле приливы и отливы, но

из-за большой удаленности Солнца они меньше, чем лунные, и менее заметны.
Солнце также вызывает на Земле приливы и отливы, но из-за большой удаленности Солнца они меньше,

Слайд 21Определение масс небесных тел

Закон всемирного тяготения Ньютона позволяет измерить

одну из важнейших физических характеристик небесного тела — его массу.
Массу небесного тела можно определить:
а) из измерений силы тяжести на поверхности данного тела (гравиметрический способ);
б) по третьему (уточненному) закону Кеплера;
в) из анализа наблюдаемых возмущений, производимых небесным. телом в движениях других небесных тел.

Определение масс небесных тел   Закон всемирного тяготения Ньютона позволяет измерить одну из важнейших физических характеристик

Слайд 22Планеты солнечной системы-спутники солнца.
Масса Солнца и Земли
m1 и m2

масса планет и они очень малы по
сравнению с массой Солнца
Планеты солнечной системы-спутники солнца.Масса Солнца и Земли m1 и m2

Слайд 23Масса и плотность Земли
Закон всемирного тяготения позволил определить массу

Земли.
Масса - 5, 9736*1024 кг

Массу Земли с достаточной точностью измерил в 1797 году Генри Кавендиш.

Масса и плотность Земли  Закон всемирного тяготения позволил определить массу Земли.  Масса - 5, 9736*1024

g = 9,8 м/с2,
G = 6,67 * 10-11

Н•м2/кг2,
R = 6370 км

M = 6 * 1024 кг

В соответствии с законом всемирного тяготения ускорение свободного падения

, где

g = 9,8 м/с2, G = 6,67 * 10-11 Н•м2/кг2, R = 6370 км M

Слайд 25Зная массу и объем земного шара, можно вычислить его среднюю плотность:

5,5 * 103 кг/м3.
Но плотность Земли с глубиной возрастает, и, по расчетам, вблизи центра, в ядре Земли, она равна 1,1*104 кг/м3. Рост плотности с глубиной происходит за счет увеличения содержания тяжелых элементов, а также за счет увеличения давления.
Зная массу и объем земного шара, можно вычислить его среднюю плотность: 5,5 * 103 кг/м3.  Но

Слайд 26Определение массы Солнца
Уточненный третий закон Кеплера позволяет определить массы

планет, имеющих спутников, и массу Солнца. Чтобы определить массу Солнца, будем сравнивать движение Луны вокруг Земли с движением Земли вокруг Солнца.

период обращения Луны вокруг Земли и большая полуось ее орбиты,

масса Солнца,

масса Земли,

масса Луны,

Определение массы Солнца   Уточненный третий закон Кеплера позволяет определить массы планет, имеющих спутников, и массу

Слайд 27 Масса Земли ничтожна по сравнению с массой Солнца, а

масса Луны мала (1:81) по сравнению с массой Земли.

Эта формула позволяет определить массу Солнца, выраженную в массах Земли. Она составляет около
333 000 масс Земли.

Массы планет, не имеющих спутников, определяют по тем возмущениям, которые они своим притяжением производят в движении соседних с ними планет, а также в движении комет, астероидов или космических аппаратов.

Масса Земли ничтожна по сравнению с массой Солнца, а масса Луны мала (1:81) по сравнению