Презентация, доклад по астрономии Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) (11 класс)

В августе 2006 г. на Ассамблее Международного астрономического союза было принято новое определение планеты и впервые введено понятие «карликовая планета». Карликовыми планетами считаются объекты, вращающиеся вокруг звезды, имеющие гидростатически равновесную форму (шарообразную), но не расчистившие близлежащее

Слайд 1Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ

СИСТЕМЫ

21/34
Малые тела Солнечной системы  (астероиды, карликовые планеты и кометы)ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ21/34

Слайд 2В августе 2006 г. на Ассамблее Международного астрономического союза было принято

новое определение планеты и впервые введено понятие «карликовая планета».

Карликовыми планетами считаются объекты, вращающиеся вокруг звезды, имеющие гидростатически равновесную форму (шарообразную), но не расчистившие близлежащее пространство и не являющиеся спутниками больших планет.

Слайд 3До августа 2006 г. Плутон, открытый Клайдом Томбо в 1930 г.,

считался девятой планетой Солнечной системы. Однако по динамическим и физическим характеристикам он существенно отличался от других планет.
До августа 2006 г. Плутон, открытый Клайдом Томбо в 1930 г., считался девятой планетой Солнечной системы. Однако

Слайд 4В 1978 г. у Плутона был открыт спутник — Харон. Его

диаметр составляет 1205 км, чуть больше половины диаметра Плутона, а соотношение масс — 1 : 8. Одни астрономы причисляли Харон к спутникам, другие считали систему Плутон — Харон двойной планетой.
В 1978 г. у Плутона был открыт спутник — Харон. Его диаметр составляет 1205 км, чуть больше

Слайд 5Согласно решению Международного астрономического союза отличие двойной планеты от системы планета

— спутник (например, Земля — Луна) кроется в расположении барицентра — общего центра масс. В первом случае этот центр находится в открытом космосе, во втором — внутри основной планеты, имеющей спутники
Согласно решению Международного астрономического союза отличие двойной планеты от системы планета — спутник (например, Земля — Луна)

Слайд 6Стало очевидным, что Плутон — лишь один из наиболее крупных известных

до настоящего времени объектов пояса Койпера, причём по крайней мере один из объектов пояса (Эрида) является более крупным телом, чем Плутон
Стало очевидным, что Плутон — лишь один из наиболее крупных известных до настоящего времени объектов пояса Койпера,

Слайд 7Планеты и карликовые планеты — это два разных класса объектов Солнечной

системы. Кроме Плутона, карликовыми планетами считаются «бывший» астероид Церера, находящийся между орбитами Марса и Юпитера, и объекты пояса Койпера — Эрида, Хуамеа и Макемаке. По мнению астрономов, в области пояса Койпера находятся десятки карликовых планет, подобных Плутону, их обнаружение лишь вопрос времени.
Планеты и карликовые планеты — это два разных класса объектов Солнечной системы. Кроме Плутона, карликовыми планетами считаются

Слайд 8Все другие объекты, кроме карликовых планет, обращающиеся вокруг Солнца и не

являющиеся спутниками, называются малыми телами Солнечной системы. К данному типу относится большинство астероидов между Марсом и Юпитером, а также транснептуновые объекты пояса Койпера, кометы и все остальные тела, обращающиеся вокруг Солнца.
Все другие объекты, кроме карликовых планет, обращающиеся вокруг Солнца и не являющиеся спутниками, называются малыми телами Солнечной

Слайд 9После 1801 г. между орбитами Марса и Юпитера были обнаружены карликовая

планета Церера и множество астероидов.

Астероид (малая планета) — малое тело Солнечной системы, имеющее неправильную форму и находящееся на гелиоцентрической орбите.

К началу ХХ в. было обнаружено около 500 астероидов с диаметрами от нескольких десятков километров и больше. В настоящее время каталог пронумерованных астероидов содержит более 380 тыс., а всего открыто около 600 тыс. объектов.
После 1801 г. между орбитами Марса и Юпитера были обнаружены карликовая планета Церера и множество астероидов. Астероид

Слайд 10Значительная часть (98 %) астероидов движется в плоскостях, близких к эклиптике,

по орбитам с малым эксцентриситетом, располагаясь между орбитами Марса и Юпитера на расстоянии 2,2—4,5 а. е. от Солнца. Вокруг Солнца астероиды движутся в ту же сторону, что и большие планеты. Область пространства между орбитами Марса и Юпитера, где находится подавляющее большинство астероидов, называется Главным поясом астероидов.
Значительная часть (98 %) астероидов движется в плоскостях, близких к эклиптике, по орбитам с малым эксцентриситетом, располагаясь

Слайд 11По одной из гипотез астероиды представляют собой остатки некогда существовавшего множества

планетезималей. Процесс формирования их в планету был когда-то приостановлен из-за возмущений со стороны быстро вращающегося гиганта Юпитера. В результате этого объединение вещества сменилось на дробление. Возмущения планет-гигантов изменяют орбиты астероидов, заставляя их сталкиваться друг с другом, с планетами и их спутниками. По другой версии предполагается, что астероиды возникли в результате разрушения гипотетической планеты, находящейся между Марсом и Юпитером.
По одной из гипотез астероиды представляют собой остатки некогда существовавшего множества планетезималей. Процесс формирования их в планету

Слайд 12В 1951 г. Джерард Койпер предсказал существование пояса астероидов за орбитой

Нептуна. Теоретически этот пояс должен быть расположен на расстоянии 35—50 а. е. от Солнца. Возможно, это остаток первоначальной туманности, из которой сформировалась Солнечная система. Суммарная масса тел пояса Койпера сопоставима с массой Земли
В 1951 г. Джерард Койпер предсказал существование пояса астероидов за орбитой Нептуна. Теоретически этот пояс должен быть

Слайд 13Впервые сфотографировал поверхность астероидов межпланетный космический аппарат «Галилео». Следуя к Юпитеру,

он сфотографировал астероиды Гаспра и Ида со спутником Дактиль
Впервые сфотографировал поверхность астероидов межпланетный космический аппарат «Галилео». Следуя к Юпитеру, он сфотографировал астероиды Гаспра и Ида

Слайд 14Первую мягкую посадку на поверхность астероида совершил космический аппарат NEAR 12

февраля 2001 г. Астероид Эрос оказался каменистым телом неправильной формы с размерами 33  13  13 км и плотностью 2700 кг/м3, близкой к плотности пород земной коры. Поверхность астероида покрыта пылью и усеяна кратерами и валунами (диаметром до 100 м).
Первую мягкую посадку на поверхность астероида совершил космический аппарат NEAR 12 февраля 2001 г. Астероид Эрос оказался

Слайд 15О кометах, «хвостатых звёздах», было известно с давних времён. Первые китайские

записи о кометах относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Вдали от Солнца комета выглядит слабым туманным объектом. По мере приближения к Солнцу она становится ярче, увеличивается в размерах, у неё появляется хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону. Неожиданное появление яркой кометы, нарушающей небесную гармонию, всегда привлекало внимание людей и внушало им суеверный ужас. Комета считалась предвестницей войн, эпидемий и других несчастий.
О кометах, «хвостатых звёздах», было известно с давних времён. Первые китайские записи о кометах относятся к третьему

Слайд 16За историю человечества уже наблюдалось около 3500 комет. Зарегистрированы в каталогах

около 1000 таких объектов и определены элементы их орбит. Почти все кометы движутся по вытянутым орбитам с большим эксцентриситетом, близким к единице.

Кометы подразделяются на короткопериодические (с периодом обращения меньше 200 лет) и долгопериодические.
За историю человечества уже наблюдалось около 3500 комет. Зарегистрированы в каталогах около 1000 таких объектов и определены

Слайд 17Первую периодическую комету обнаружил английский астроном Эдмунд Галлей. Он вычислил орбиты

24 ярких комет. Анализируя свой кометный каталог, Галлей заметил сходство элементов орбит комет 1531, 1607 и 1682 гг. и предположил, что это последовательное возвращение одной и той же кометы, которая движется по сильно вытянутой эллиптической орбите с периодом почти 76 лет. В полном соответствии с предсказанием Галлея её обнаружили в 1758 г. За этой кометой закрепилось название «комета Галлея»
Первую периодическую комету обнаружил английский астроном Эдмунд Галлей. Он вычислил орбиты 24 ярких комет. Анализируя свой кометный

Слайд 18Она движется по орбите с большей полуосью а = 17,94 а.

е. в направлении, противоположном движению Земли.
Она движется по орбите с большей полуосью а = 17,94 а. е. в направлении, противоположном движению Земли.

Слайд 19В строении кометы выделяются следующие составные элементы: ядро, голова и хвост.

Ядро

кометы — это небольшое твёрдое ледяное тело, включающее тугоплавкие частички и органические соединения. До 80 % ядра кометы состоит из водяного льда, а также из замёрзшего углекислого газа, угарного газа, метана, аммиака и вкраплённых в лёд металлических частиц. Есть в кометных льдах и более сложные вещества, вплоть до аминокислот. По результатам исследований, выполненных космическими аппаратами, ядро кометы Галлея представляет собой монолитное тело неправильной формы размерами 16  8 км, массой 3 · 1014 кг и малой плотностью порядка 600 кг/м3.
В строении кометы выделяются следующие составные элементы: ядро, голова и хвост.Ядро кометы — это небольшое твёрдое ледяное

Слайд 20При приближении к Солнцу, на расстоянии нескольких астрономических единиц, у кометы

образуется голова. Она возникает в результате нагрева ядра, испарения и выделения с его поверхности газов и пыли. Видимые поперечники голов комет с приближением к Солнцу достигают размеров 104— 106 км. Под действием давления солнечного излучения на газы, окружающие голову кометы, образуется хвост. Хвосты ярких комет тянутся на сотни миллионов километров. Например, хвост кометы Хиякутаки наблюдался растянутым на 300 млн км. Концентрация частиц в хвостах комет очень низкая, её можно сравнить с межпланетной средой.
При приближении к Солнцу, на расстоянии нескольких астрономических единиц, у кометы образуется голова. Она возникает в результате

Слайд 21В зависимости от своей формы кометные хвосты подразделяются на несколько типов:
1.

Хвост образуется при ускорении солнечным ветром кометных ионов и направлен в сторону, противоположную Солнцу.
2. Хвост несколько изогнут, состоит из пылинок, имеющих размер от долей до десятков микрометров.
3. Хвост, состоящий из более крупной пыли, сильно изогнут под воздействием магнитного поля.
4. «Антихвост» — выброс из головы кометы направлен прямо к Солнцу.
В зависимости от своей формы кометные хвосты подразделяются на несколько типов:1. Хвост образуется при ускорении солнечным ветром