Слайд 1Кто тебя выдумал, звёздная страна,
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьётся волна…
…Самое главное сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.
Слайд 2Нашей прабабушке Капиталине Александровне Агидиной,
учителю математики и астрономии посвящается…
Звездное небо
– Великая книга природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса.
Выдержка из книги «Сокровища звездного неба» Ф.Ю.Зигель
Слайд 3Научно-практическая конференция школьников «Я – исследователь»
Выполнили:
Батусов Юрий Алексеевич
ученик 5
класса
Батусов Александр Алексеевич
ученик 8 класса
Руководитель: Обухова Елена Павловна
учитель технологии
Исследовательская работа «Приключения звездных медведей»
МБОУ СОШ с. Приволжское 2017г.
Слайд 4Актуальность темы исследования:
В темном небе звездной ночью
Я нашёл семь ярких
точек.
Семь горячих глаз нашел,
Называются ковшом.
И медведицей зовут…
Не пойму в чем дело тут?
Готовясь к конкурсу чтецов «Космические фантазии», я нашел стихотворение про созвездие Большой Медведицы и решил изучить материал про неё.
Слайд 5Объект исследования- созвездие «Большая Медведица»
Предмет исследования – разработка данных о
созвездии
Гипотеза исследования - собранная информация поможет узнавать созвездие в звездном небе, знать историю о нём.
Слайд 6Цель работы :
Изучить материал про данное созвездие;
Развивать свои познавательные и
интеллектуальные способности.
Слайд 7Задачи:
1. Собрать информацию из литературных источников и Интернета;
2. Познакомиться
с историей возникновения созвездия «Большой Медведицы»;
3. Провести в 6 классе классный час на тему «Созвездие Большой Медведицы».
4. Сформировать у учащихся понятие «созвездие»
Слайд 8Методы исследования:
- Сбор информации из литературных источников и Интернета;
Анализ собранной информации;
Наблюдение
за ночным небом;
Создание модели звездного неба;
Проведение классного часа в 6классе;
Оформление презентации и отчета о проделанной работе.
Слайд 9Легенда о созвездиях
Большая Медведица - третье по площади созвездие, (после Гидры
и Девы), семь ярких звезд которого образуют известный Большой Ковш.
Древние греки связывали с созвездием Большой Медведицей миф о Каллисто, которую ревнивая богиня Гера превратила в безобразную медведицу.
Зевс забрал её на небо, превратил в созвездие Большой Медведицы, а её любимую собаку – в Малую Медведицу. А когда он закидывал
животное, держался за хвост, оттого он и растянулся и виден изгиб. Ведь вообще-то у медведей хвостик маленький.
Малая и Большая Медведицы являются незаходящими созвездиями, наиболее заметными на северном небе.
Слайд 10С чем ассоциировали созвездие
Большой Медведицы разные народы
Египет - Бедро Быка
Индия – Семь мудрецов
Китай – Повозка императора Шанди
Америка – Великий Медведь
Слайд 11Семь ярких звезд
МЕДВЕДИЦУ БОЛЬШУЮ
Узнаю по КОВШУ я!
Семь звёзд сверкают тут,
А вот
как их зовут:
ДУБХЕ освещает мрак,
Рядом с ним горит МЕРАК,
Сбоку ФЕКДА с МЕГРЕЦОМ,
Разудалым молодцом.
От МЕГРЕЦА наотлёт
Расположен АЛИОТ,
А за ним - МИЦАР с АЛЬКОРОМ
(Эти двое светят хором).
Замыкает ковшик наш
Бесподобный БЕНЕТНАШ.
Если посмотреть внимательно на среднюю звезду ручки ковша – это звезда Мицар. Такое имя ей дали арабы, у которых слово «мицар» означает «конь». Это потому что рядом с Мицаром чуть заметна ещё одна звездочка – арабы назвали эту еле заметную звезду Алькором. На их языке это значит «всадник» или «наездник». Считалось, что если человек видит Алькор, то у него хорошее зрение и он может научить метко стрелять из лука
Слайд 13По ковшу можно определять время.
С вечера в Ковше полно "воды",
если половина воды "вылилась" - близко полночь,
к утру в Ковше "воды" почти не остается.
Мы узнали, что:
Слайд 14И это видно даже из наших наблюдений в ночь с 20.04
на 21.04.2017
Слайд 15Мы заинтересовались, почему ковш меняет свое положение
Мы знаем, что Земля вращается,
а нам кажется небо, а Земля стоит на месте.
Значит, все звездное небо вращается, хотя очертание при этом не меняется.
Звезды так же, как и Солнце восходят и заходят. И только Полярная звезда не меняет свое положение, потому что она находится на оси вращения Земли.
Наша милая планета
-Ты, конечно, знаешь это!
Каждый день и каждый год
Совершает оборот.
А с Земли при наблюдении
Создается впечатленье,
Что кружится не она,
А все звезды и Луна.
Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
Не стремится никуда!
Слайд 16Звезда - компас
Если в 12 часов дня встать лицом к Солнцу,
то прямо перед нами будет юг, а за спиной – север. В это время тень человека будет направлена с юга на север.
А как же ночью найти север и юг?
С помощью Полярной звезды, которая вполне заменяет компас. Она находится в созвездии Малой Медведицы.
Слайд 17Как же её найти?
Нужно найти в большом ковше две звезды,
которые расположены дальше всех от его ручки. Теперь от нижней из этих звезд к верхней проведем прямую линию и будем продолжать её до тех пор, пока на нашем пути не встретится первая звезда (это расстояние равно пяти расстояний между звёздами Дубхе (а) и Мерак (б)). Это и есть Полярная Звезда! Она всегда указывает на север.
Слайд 18Созвездие Большой Медведицы изображено на флаге Аляски.
На синем фоне изображены восемь
золотых (жёлтых) пятиконечных звёзд: семь на изображении Большой Медведицы и Полярная звезда в правом верхнем углу.
Большая Медведица символизирует мощь, а Полярная звезда — север (Аляска — самая северная территория США).
До распада союза Швеции и Норвегии в 1905 году созвездие Большой Медведицы украшала герб союза этих двух государств, объединившихся в начале 19 века.
Слайд 19На практике…
Провели классный час в 6 классе с элементами игры и
викторины с целью: интересно ли будет моим друзьям?
В классе
12 учащихся
Слайд 21Дети с удовольствием выполняли практическое задание, отвечали на вопросы викторины. Делились
своими знаниями с окружающими.
Слайд 22 Увлеченность и заинтересованность учащихся в изучение данной темы позволят надеяться, что
они готовы к восполнению недостатка знаний в области изучения звездного неба и астрономии как науки в целом.
Слайд 23Когда мы готовили презентацию многие ребята и учителя заинтересовались нашей работой,
с удовольствием нам помогали
Спасибо нашей бабушке Никитиной И.А за предоставленный нам материал!
Слайд 24Заключение.
В результате работы мы изучили много литературы и ресурсы сети Интернет.
Мы узнали много нового и интересного о созвездиях;
Научились находить и видеть на небе Большую и Малую Медведицу, ориентироваться на местности;
Изготовили модель движения созвездий в разное время года;
Рассказали и показали ребятам нашу работу, научили их ориентироваться по Полярной звезде;
Провели классный час в 6 классе. Из чего сделали вывод: чтобы ученики что-то понимали, знали об окружающем мире, надо почаще бывать на природе, наблюдать за звездным небом
Наша исследовательская работа имеет практическую значимость, так как данный материал можно использовать при проведении уроков краеведения, окружающего мира, природоведения, тематических классных часов, написании творческих работ.
Слайд 25Наши планы
Хотим продолжить изучение звездного неба (это - легенды звездного неба
и появление знаков зодиака)
Слайд 26Список используемой литературы.
Личные записи по астрономии К.А. Агидиной
Ресурсы сети Интернет.
Большая серия
Знаний. Вселенная/ Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД. Издательство Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2006. – 128с.: илл.
Зигель Ф.Ю.Сокровища звездного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. – 5-е изд.-М.: Наука. Гл.ред.физ-мат.лит., 1987.-296с., с ил.
Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., «Недра», 1978. 296 с.
Левитан Е.П. Малыша о звездах и планетах. – 3-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 128 с.: ил.
Плешаков А.А. «Природоведение». 5кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Соин. – 7-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2003.-184с.:ил.
Железовский Б. Хрестоматия по природоведению.-Саратов: Регион. Приволж.изд-во «Детская книга», 1995.-352 с.
Школьные годы чудесные. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторины, игры для учащихся 10/11 классов/ Сгиблева Е.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 320с., цв.ил.
Гиффорд К., Голдсмит М., Гэллери Ш. Современная детская энциклопедия / Пер. с англ. Е.А. Дорониной, О.Ю. Пановой.- М.: Эксмо, 2012. – 320с.
Слайд 27Горят созвездья ярким светом,
Любуясь смотрим мы на них.
Одни созвездья
светят летом,
Потом увидим свет других.
И только лишь одни Медведицы
Нам светят ярко круглый год,
На севере всё кружат, вертятся,
Их Зевс вознёс на небосвод…
… Любуемся мы на созвездья
И ищем там мы два ковша,
Где в Малой преданной Медведице
Горит Полярная звезда…