Презентация, доклад на тему Виды рефлексии

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и

Слайд 1
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто

не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока.

Виды рефлексии

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу

Слайд 2В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.   В социальной психологии рефлексия

Слайд 3происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением,

самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Слово рефлексия

происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и

Слайд 4физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял,

что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.

Таким образом, рефлексия может:
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания.
 

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел);сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял,

Слайд 5Выбери верное утверждение:
Я сам не смог справиться с затруднением;
У меня

не было затруднений;
Я только слушал предложения других;
Я выдвигал идеи...

Интеллектуальная рефлексия. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

Выбери верное утверждение: Я сам не смог справиться с затруднением;У меня не было затруднений;Я только слушал предложения

Слайд 6Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я

хочу на уроке…

Карточка с заданием «Продолжить фразу»: 

Мне было интересно…Мы сегодня разобрались…Я сегодня понял, что…Мне было трудно…Завтра я хочу на уроке…   Карточка

Слайд 7 Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью

установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.  

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и

Слайд 8Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным

материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».

Рефлексия деятельности.

Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.  Этот

Слайд 9
ИЛИ:
- Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её

поставил именно здесь? (эмоциональное состояние).
 
Очень хорошо
Многому научился Не научился ничему
Очень плохо
 

5.Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока. Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса: - Что нового я узнал сегодня на уроке? - Что было особенно интересным и познавательным? - В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

ИЛИ:- Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её поставил именно здесь? (эмоциональное состояние). Очень хорошоМногому

Слайд 10 
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания

пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексия содержания учебного материала.  

    Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса,

Слайд 11Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости

от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения

Слайд 121. На уроке я работал

активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне
кажется лёгким/трудным
и

В конце урока можно дать учащимся небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

Слайд 131.Выбери утверждение:
всё понял, могу помочь другим;
всё понял;
могу, но нужна помощь;
ничего не

понял;
интересный;
хороший;
отличный;
запомню надолго;
однообразный;я потребности в признании личностной значимости каждого

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворени

1.Выбери утверждение:всё понял, могу помочь другим;всё понял;могу, но нужна помощь;ничего не понял;интересный;хороший;отличный;запомню надолго;однообразный;я потребности в признании личностной

Слайд 14Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться

не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
 

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть