Слайд 1Упражнения для формирования грамматического навыка
Слайд 2Грамматическим навыком является способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства,
необходимые для речевого общения.
Слайд 3Существуют 2 подхода к формированию грамматических навыков – эксплицитный и имплицитный.
Эксплицитный подход предполагает формирование грамматических навыков на основе правил, о имплицитный – без изучения грамматический правил.
Слайд 4Различают следующие виды правил:
-правило-разъяснение
-правило-схема
-правило инструкция
-правило оперирования языковыми единицами.
Слайд 5грамматический материал усваивается в процессе устного опережения, в процессе чтения и
особенно при выполнении специальных упражнений. Цель грамматических упражнений – осознание формы грамматического явления, семантики некоторых функций и особенности употребления в речевой деятельности, формировании навыков грамматически правильной речи.
Слайд 6Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий, влияющих
на успешность изучения грамматических явлений:
упражнения должны быть одноцелевыми, т.е. содержать одно новое грамматическое явление и проводиться на знакомом лексическом материале;
содержать наглядные, максимально простые образцы, показывающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении задания;
исключать механические приемы усвоения, предпочитая им творческие упражнения с коммуникативными и проблемными задачами. Постановка проблемы может осуществляться учителем, а ее решение – учащимися.
Слайд 8Подготовительные упражнения:
Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления:
-определите на слух
в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируйте его письменно);
-заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило;
-подберите грамматический материал из текста для иллюстрации правила-инструкции;
-назовите эквивалентные грамматические замены указанных структур;
-проведите «лингвистическое» чтение текста, проанализируйте использованные в нем грамматические явления;
-подберите к началу предложения, данного слева, окончание, расположенное среди образцов справа;
Слайд 9Упражнения в субституции (грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполнение):
1)образуйте
предложения, обратите внимание на форму причастия (составьте аналогичную таблицу с другими примерами):
Слайд 11Упражнения в трансформации (преобразования касаются грамматики):
1)преобразуйте действительный залог в страдательный, дополните
ваш пример пояснениями;
2)преобразуйте два простых предложения в сложное, используйте указанные союзы;
3)преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов;
4)преобразуйте диалог в монолог, сохраните все количественные данные (реалии и др.).
Слайд 12Вопросоответные упражнения:
работая в группах, узнайте, как ваш друг провел выходные дни:
ответьте на вопросы, придерживаясь одного из двух вариантов.
поставьте друг другу вопросы, опираясь на образцы и схему (повторение приставок):
выполните вопросно-ответное упражнение, замените ответ новым вариантом, подходящим по смыслу:
языковая игра «Кто составит больше вопросов по содержанию картины (текста, серии рисунков)?» При подведении итогов учитывается количество вопросов, лексико-грамматическая правильность и тематическая обусловленность в решении задания.
Слайд 13Репродуктивные упражнения:
дополните/сократите/видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления;
заполните пропуски глаголами в Passive,
перескажите текст;
поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов.
Слайд 14Переводные упражнения:
-переведите с иностранного языка на русский предложения/ мини-тексты, содержащие закрепляемые
языковые явления;
-переведите с русского языка на иностранный предложения/ мини-тексты, содержащие изученные грамматические явления;
-выполните обратный перевод (на левой стороне страницы дан образец на иностранном языке, на правой — адекватный перевод на РЯ.
Слайд 15Речевые упражнения для обучения использованию грамматических явлений отличаются ситуативной обусловленностью. Ситуации
способствую не только совершенствованию грамматической стороны речи, но и лексической, т.к. материал, на котором они строятся, может выходить за рамки изученной темы, особенно в неподготовленных высказываниях.