Слайд 1Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в педагогическом процессе
Тема 2.2
Слайд 2Факторы развития
Факторы – движущие силы развития, то, что сильно влияет на
развитие ребенка.
Процесс развития детерминирован (обусловлен) внутренними и внешними факторами:
природными
социальными
педагогическими
Учитель должен учитывать все внутренние факторы развития ребенка
Слайд 3Возрастные особенности детей
0-1 год
Младенчество
Эмоциональное общение со взрослым
1-3 года
Раннее детство
Предметная деятельность
3-6 лет
Дошкольное
детство
Игра
6-10 лет
Мл. школьный возраст
Учебная деятельность
11-14 лет
Подростковый возраст
Общение со сверсниками
14-18
Юность
Учебно-профессиональная деятельность
Слайд 4Развитие человека тесно связано с возрастом. Это аксиома.
Для правильного управления процессом
развития надо знать особенности каждого возраста.
Для этого определили возрастную периодизацию.
Слайд 5Я.А. Коменский
был первым, кто настаивал на строгом учете в учебной работе
возрастных особенностей детей.
Он выдвинул и обосновал
принцип природосообразности
Слайд 6Сущность теорий возрастного развития личности
Развитие личности – сложный
процесс, имеет свои стадии;
У каждого возрастного периода
есть границы. Но они могут сдвигаться;
Каждая стадия характеризуется возрастными новообразованиями (теми качествами и свойствами, которых не было раньше);
На формирование возрастных новообразований влияет социальная среда;
Л.С.Выготский
Слайд 7Сущность теорий возрастного развития личности
В развитии есть стабильные и критические периоды;
Отдельные
компоненты психики, даже органы человеческого тела развиваются неравномерно.
Физическое, психическое и социально развитие человека происходят неравномерно.
Слайд 8Сущность теорий возрастного развития личности
Есть сензитивные периоды развития, когда для определенного
вида психической деятельности наступает оптимальное время для наиболее интенсивного развития.
Нервная система человека пластична, в ней есть возможность компенсации: одни психические функции могут быть компенсированы другими
Слайд 9Акселерация
это ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические
проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания).
Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических, так и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием
Слайд 10Творческое задание
Составить синквейн на темы:
«младенец», «дошкольник», «младший школьник», подросток», «юноша»
Синквейн
происходит от французского слова «cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала.
Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Слайд 11Правила написания синквейна
1
2
3
4
5
Слайд 12Примеры синквейна
Снайпер
Молодой, усталый, меткий
Страдает, убивает, думает
Будь проклята война!
Человек
Снайпер
Холодный, равнодушный
Выглядывает, высматривает, готовится
Метко стреляет, не задумываясь
Ужас.
Слайд 13Индивидуальные особенности детей
Это совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, которые
заметно отличают одного человека от другого
Характер
Слайд 14Индивидуальные особенности детей
Темперамент – одна из ярких индивидуальных особенностей.
Определи тип темперамента
Флегматик
Холерик
Меланхолик
Сангвиник
Слайд 15Педагогические условия работы с ребенком-сангвиником
Такой ребенок подвижен, очень разговорчив, миролюбив. Не
помнит зла. Щедр. Весел. Фантазер.
Слезы могут появиться мгновенно.
Быстро переключается с одного на другое. Взрослых беспокоит его несобранность, неаккуратность, рассеянность
Работая с ним, надо:
Знать, что основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ".
Слайд 16Педагогические условия работы с ребенком-холериком
Этот ребенок всегда знает, чего хочет. Настойчив,
решителен, любит риск. Не идет на компромиссы, не прислушивается к чужому мнению. Может добиться многого, не смотря на шишки и синяки.
Импульсивен, вспыльчив, драчун.
Ему нужно большое жизненное пространство.
Работая с ним, надо: учить думать, а потом делать. Его нельзя ругать при других. Его надо понять и помочь ему держать себя в руках.
Слайд 17Педагогические условия работы с ребенком-флегматиком
Спокойный, молчаливый, медлительный. Любит порядок во всем.
Очень «надежный» ребенок. Послушный. Но сам принимает решения с трудом.
Не любит новое. Дети считают его ленивым и скучным. Ему свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.
Работая с ним, надо: учить поторапливаться во всем, фантазировать.
Слайд 18Педагогические условия работы с ребенком-флегматиком
Этот ребенок часто задумчив, грустит. С теми,
кого любит – мягок, доверчив, чужих сторонится. Любит тепло, внимание взрослых.
Плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию.
Работая с ним, надо:
считаться с ранимостью его психики - не кричать и не давить на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его;
помнить, что он нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.
Слайд 19Практическая работа
Мультфильм
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ СКАЗКИ про Вини-Пуха
Определить тип темперамента героев сказки
А. Милна – Винни- Пуха, Пяточка, Кролика, Ослика Иа-Иа.
Раскрыть особенности их характеров.
Обосновать необходимость педагогического воздействия на каждого героя сказки.
Слайд 20Мотивация
Результаты деятельности человека
на 20-30% зависят от интеллекта,
и на 70-80%
–от мотивов.
Каждого педагога волнует как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию.
Слайд 21Мотив
Для того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в особое
психическое состояние активности, т.е. чем-то побуждаться.
Побуждение – двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности к чему-либо, которое и получило в психологии название мотива.
Слайд 22Мотив
Ведущий фактор регуляции активности личности – мотивация деятельности. За одинаковыми действиями
таятся разные мотивы.
Мотив – внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.
В качестве мотивов выступают:
Убеждения
Витальные потребности
Интересы
Идеалы
Установки личности
Слайд 23Мотивационная сфера личности
У человека не один мотив, а много.
Мотивационная сфера личности
– совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию. Она выражает направленность личности.
Мотивация влияет на успешность деятельности. Эффективность деятельности зависит от силы мотивов.
Мотивы бывают:
сильные – слабые,
внутренние – внешние,
положительные - отрицательные
Слайд 24Практикум
Самодиагностика
мотивационной сферы личности
Слайд 25Учебная мотивация
Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.
Все эти
мотивы учения могут быть разделены на
две большие категории – одни из них связаны с самой УД, а другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, то есть социальные мотивы.
В некоторых научных работах первые называют внутренними мотивами, а вторые – внешними.
Слайд 26Учебная мотивация
Внешние (социальные).
1. долг и ответственность перед обществом, классом, учителем,
родителями.
2. стремление получить одобрение, мотивация престижа.
3. страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.
Внутренние (связанные с УД) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть ЗУН и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач.
Слайд 27Влияние мотивации на учебу
У слабых учеников:
Мотивация внешняя, слабая, часто отрицательная. Они
хотят избежать наказания, осуждения.
Мало инициативны, избегают ответственности, редко планируют
свое будущее.
Сложное задание
теряет для них
интерес.
Слайд 28Влияние мотивации на учебу
У сильных учеников:
Мотивация внутренняя, сильная, положительная. Они ориентированы
на успех.
Активны, инициативны. Трудностей не боятся, а ищут способы их преодолеть.
Продуктивность их деятельности не зависит от внешнего контроля.
Чем сложнее задача, тем она интереснее.
Слайд 29Формирование мотивации
Если ребёнок не успевает, значит нужно вести работу по изменению,
то есть коррекции через мотивационный компонент.
Каждому возрасту присущи своя направленность и свой мотивационный компонент.
Младший школьник. Коррекционная работа в этом возрасте основана на изменении познавательной сферы.
Познания зависят от мотивации. Мотивационная сфера коррегируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.
Слайд 30Формирование мотивации
Подростки.
Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от
которой зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и форма организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы.
Слайд 31Формирование мотивации
Но в работе с учащимися всех возрастов по формированию устойчивых
положительных мотивов одно из важнейших значений имеет
личность учителя
Слайд 32Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в педагогическом процессе
Тема 2.2