Слайд 1Современные требования
к качеству урока -
ориентир модернизации
образования
Слайд 2«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель
его кругозора, эрудиции».
В. А. Сухомлинский
«Урок - «клеточка» педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»
М. Н. Скаткин
Слайд 3Главная тенденция образования на современном этапе развития цивилизации является
переход от
формального образования к концепции развития и саморазвития личности.
Высокое качество
образования
Коммуникабельность
Целеустремлённость
Креативность
Умение ориентироваться в большом потоке информации
Качества лидера
Слайд 4Урок — главная форма организации учебного процесса
Урок – динамичная вариативная форма
организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития
Слайд 5“Учитель новой формации - это духовно развитая, социально зрелая, творческая личность,
компетентный специалист, стремящийся к постоянному совершенству.”
Слайд 6 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда,
когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Слайд 7
Научиться
познавать
Научиться делать
Научиться
жить
вместе
Научиться жить в ладу с самим собой
Основания развития
образовательного процесса
Слайд 8
Требования к современному уроку
Ориентация стандартов на результаты освоения основных
образовательных программ.
предметные знания
умение применять эти знания в практической деятельности.
Слайд 9 нравственные предприимчивые люди
Требования к современному уроку
Анализируют
свои действия
Самостоятельно
принимают
решения
Прогнозируют
возможные
последствия решений
Отличаются
мобильностью
Способны к
сотрудничеству
Обладают чувством ответственности за судьбу страны ее социально-экономическое процветание.
Слайд 10
Требования к современному уроку
ТРИЕДИНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА
Развивающие
- формирование интеллектуальных умений,
умений анализировать, выделять главное, обобщать, систематизировать, развитие умений трудовых и политехнических, развитие воли и самостоятельности
Образовательные
Воспитательные
Слайд 11Требования к современному уроку
1. Дидактические требования:
чёткое формулирование образовательных задач,
определение
оптимального содержания урока ;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков,
выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех принципов дидактики
соблюдение на уроке единого орфографического режима.
Слайд 12Требования к современному уроку
2. Организационные требования.
организационная чёткость, рациональное использование всех
45 минут урока;
чёткая постановка перед учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;
гибкая, но вместе с тем чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.
использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).
Слайд 13Требования к современному уроку
3. Психологические требования.
1) Психологическая цель урока: проектирование
развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) Стиль урока:
а) Определение содержания и структуры урока
б) Особенности самоорганизации учителя
в) Организация познавательной деятельности учащихся
г) Учёт возрастных особенностей учащихся
Слайд 14Требования к современному уроку
4. Гигиенические требования:
- температурный режим;
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления; - чередование видов деятельности;
- соблюдение правильной рабочей позы
учащегося;
- соответствие классной мебели росту
школьника.
Слайд 15Основные этапы
современного урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической)
готовностью учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
4. Постановка цели занятия перед учащимися.
5. Формирование новых знаний.
6. Закрепление полученных знаний.
7. Домашнее задание.
Слайд 16Современные ИКТ
- рациональная организация познавательной деятельности школьников,
-использование компьютеров с целью
индивидуализации учебного процесса,
-охват обучением одновременно значительного количества учащихся,
-развитие интеллектуальных творческих способностей школьников, их умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками.
Слайд 17
Эффективность урока
• конкретность цели;
• результативность;
• разнообразие методов;
• формирование умений и
навыков;
• заинтересованность;
• активная работа учащихся
• умение общаться;
• доступность;
• мастерство.
общий поведенческий характер класса;
• индивидуальные психологические особенности учащихся;
• эмоциональный климат в классном коллективе;
• степень сложности материала;
• индивидуальный стиль деятельности учителя.
Слайд 18Цель урока
• проблемность материала;
• наглядность;
• стиль общения;
• применение учащимися знаний на
практике;
• развитие способностей учащимися;
• содержание материала;
• интеллектуальные способности учащихся;
• совокупность решений множества задач;
• ожидание результата.
Слайд 19Свобода выбора ;
Принцип открытости ;
Принцип деятельности ;
Принцип идеальности (высокого КПД) ;
Принцип
обратной связи .
Принципы педагогической
техники на уроках
Слайд 20Урок изучения нового
Основные типы уроков
Урок закрепления знаний
Урок комплексного применения знаний
Урок
обобщения и систематизации знаний
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Слайд 21Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и
инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки;
формировали бы не просто умения, а компетенции;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Слайд 22метод проектов;
информационно-коммуникационные технологии (создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет,
ресурсами ЦОР; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ.
здоровье сберегающие технологии (интеграция);
портфолио.
Методы и формы
современного урока
Слайд 23Современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска
и т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
урок , содержащий разные виды деятельности;
урок , на котором ученику должно быть комфортно;
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
современный урок развивает у детей креативное мышление;
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Слайд 242. Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
3. Я считаю,
что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
4. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
5. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
6. Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
7. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
1. Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
Слайд 26Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,
Посеять в душах благодать,
Увы, не
всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
Ф.Тютчев
Слайд 27“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.
То
есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?
Слайд 28Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором
представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Слайд 29Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить
реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Слайд 30Структура технологической карты включает:
название темы;
цель освоения учебного содержания;
планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность
и УУД);
основные понятия темы;
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
Слайд 32Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный
процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Слайд 33Создание технологической карты позволяет учителю:
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению
темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.
Слайд 34Преимущества технологической карты:
использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной
рутинной работы;
освобождается время для творчества учителя;
обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
обеспечивается повышение качества образования.
Слайд 35Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
деятельности [5].
Слайд 36При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется
в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Слайд 37Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения:
Дата:
Класс, учитель:
Количество
учащихся в классе:
Присутствовали на уроке:
Тема урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа урока:
Слайд 39Список использованной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
Школьный гид
[Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.
М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.