Презентация, доклад на тему Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Содержание

Нравственное воспитаниеНравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаВоспитание нравственное – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного,

Слайд 1Тема: Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Основные вопросы:
Актуальность вопроса нравственного

воспитания детей
Механизм нравственного воспитания
Задачи нравственного воспитания
Методы и средства нравственного воспитания
Тема: Содержание и методика нравственного  воспитания детей дошкольного возрастаОсновные вопросы:Актуальность вопроса нравственного воспитания детейМеханизм нравственного воспитания

Слайд 2Нравственное воспитание
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям

человечества и конкретного общества

Воспитание нравственное – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М. 2003, с. 23.)
Нравственное воспитаниеНравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаВоспитание нравственное –

Слайд 3Обзор психолого – педагогической литературы
Проблемой морального развития и воспитания ребенка занимались

Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др. В исследованиях по изучаемой проблеме рассматриваются вопросы, касающиеся моральных представлений, знаний и суждений; морального поведения; моральных чувств дошкольников.
В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения дошкольника изучались уже в сопоставлении с моральным поведением (С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский) и выделяются особенности, свойственные детям дошкольного возраста: в развитии моральные представления «опережают» моральное поведение (С.Н. Карпова, Л.Г.Петрушина, С.Г. Якобсон); у дошкольника наблюдается явное расхождение между вербальным и реальным поведением (Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон);
Достаточно широко рассматривается проблема моральных чувств ребенка в исследованиях (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.). Учеными подчеркивается, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место (В.В. Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон).
Таким образом, в центре внимания проблемы морального развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения у детей.
Обзор психолого – педагогической литературыПроблемой морального развития и воспитания ребенка занимались Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева,

Слайд 4Основные понятия
«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм,

правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - считает И.Ф. Харламов.
Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Нравственное сознание и нравственное поведение.
Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков.
Мораль - нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека.
Нравственность - система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Основные понятия«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки

Слайд 5Механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) +
(мотивы) +
(чувства и отношения)

+
(навыки и привычки) +
(поступки и поведение) = нравственное качество

Механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) +

Слайд 6Прокомментируйте диаметрально противоположные позиции (какой позиции придерживаетесь вы, почему?):
1. «Око

за око, зуб за зуб» - принцип первобытной справедливости.
2. «Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую» - нравственная заповедь.
? Понаблюдайте, какие установки, касающиеся поведения ребенка в обществе, делают родители детям?

Знания и представления

Прокомментируйте диаметрально противоположные позиции (какой позиции придерживаетесь вы, почему?): 1. «Око за око, зуб за зуб» -

Слайд 7мотивы
К началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу

нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный рост встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы?
Малыш выполняет нормы не потому, что он "добр", "честен", "справедлив", а потому, что ему выгодно их соблюдать. Нарушать же - невыгодно: можно "нарваться" на наказание. Такое нравственное поведение нуждается во внешней опоре - социальном контроле. А что если этот контроль ослабнет? Если он исчезнет совсем?
С возрастом внешний контроль ослабевает. В отношениях ребенка с людьми образуется область, недоступная внешнему контролю, пространство, в котором ребенок остается "один на один" с нравственной нормой. И если нравственное поведение опиралось лишь на контроль - с падением последнего исчезнет и оно.
мотивыК началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие

Слайд 8Количество детей, сдерживающих непосредственные желания под влиянием различных мотивов-ограничителей (по

данным И. М. Матюшиной, %) (Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1998. С.113.)
Количество детей, сдерживающих непосредственные желания  под влиянием различных мотивов-ограничителей (по данным И. М. Матюшиной, %)

Слайд 9чувства и отношения
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева,

является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком
«Учить чувствовать (авт.)- это самое трудное, что есть в воспитании»
«Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков» В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. С. 73.

Абай Кунанбаев. Книга слов. Слово тридцать шестое (Но что такое стыд?)

чувства и отношенияОсновополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства – постоянного

Слайд 10навыки и привычки
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
жизненная ситуация -

переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок.

? Д.С. Лихачев подчеркивал: «Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остаётся на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение – главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное её «топливо» (Лихачев Д. Заметки и наблюдения. – Л.,1989, с.428)
Переформулируйте данное высказывание относительно «нравственности»?

? Назовите причины по которым дети не соблюдают правила поведения?
навыки и привычкиНравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов

Слайд 11Воспитатели, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта

воспитательного воздействия:


1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;
2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.
3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

Воспитатели, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта воспитательного воздействия:1. Дети не знают некоторых

Слайд 12Главная особенность механизма нравственного воспитания
Отсутствие принципа взаимозаменяемости

При этом действие механизма

носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания
Главная особенность механизма нравственного воспитанияОтсутствие принципа взаимозаменяемости При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может

Слайд 13Цели и задачи нравственного воспитания
Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они

определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

В Концепции воспитания сказано что в «.. условиях перехода на новую модель образования и усиления роли воспитания в образовательном процессе правомерно рассмотреть вопрос о переориентации содержания воспитания. Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса»
Цели и задачи нравственного воспитанияНравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными

Слайд 14ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание должно формировать

гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений,
Духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся нормами и традициями жизни общества и т.д.
Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание,

Слайд 15Задачи нравственного воспитания
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования

его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Задачи нравственного воспитания В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств,

Слайд 16
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая -

подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
Задание 2: Провести анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации.
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние

Слайд 17ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ» ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО (Из книги «Нравственное воспитание школьников» на основе

педагогического наследия В.А. Сухомлинского. «Уроки сосредоточивания ума»)

Прочти и призадумайся - выполняешь ли ты эти десять «нельзя»?
Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда ты прекрасно знаешь об этом - старшие не могут позволить себе отдыха.
Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство...
Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенно стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.
Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи...
Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не даст себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если Ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе...

ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ» ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО (Из книги «Нравственное воспитание школьников» на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского. «Уроки

Слайд 18ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ» ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО
Нельзя делать то, что осуждают старшие, -

ни на глазах у них, ни где-то в стороне...
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам - твое слово, твоя улыбка, твое обращение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть.
Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.
Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек или женщина.
Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь - пожелать доброго здоровья: в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность - уважение человеческого достоинства.

ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ» ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них,

Слайд 19Заповеди воспитания ... Екатерины Великой
Воспитание нравственности
«Главное достоинство наставления детей состоять должно

в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всему, в добронравии непрерывном, в чистосердечии и благородном сердце, в истреблении горячности сердца, пустого опасения, боязливости».

Воспитание хорошим примером
Екатерина строго требовала, чтобы от глаз и ушей Великих князей удаляли «все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился». Необходимо «отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки».
Заповеди воспитания ... Екатерины Великой Воспитание нравственности«Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не

Слайд 20Методы формирования привычек нравственного поведения в детском саду:
1. Беседа.
2.

Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».
3. Игра.
4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда.
Методы формирования привычек нравственного поведения в детском саду:  1. Беседа. 2. Чтение и анализ художественных произведений,

Слайд 21Условия, способствующие наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного

поведения у дошкольников

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей;
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя;
3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания.

Условия, способствующие наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников 1. Позитивный настрой.

Слайд 22Средства нравственного воспитания
Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы

Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
Природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л. Г.Нисканен, Н.Г.Фокина, В.Д.Сыч).
Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И.Лисина, А.Г.Рузская) считать видом деятельности.
Атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.
Средства нравственного воспитания Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы Эта группа средств очень важна

Слайд 23Педагогические ситуации
К воспитателю, сидящему за столом, подошел пятилетний Кирюша и сказал:

«А Вова сломал машину!» Педагог мгновенно отреагировал: «Позови ко мне Вову, мы сейчас разберемся». Кирюша, смущенный, отошел от взрослого.
Как вы оцениваете поступок Кирилла: ябедничество это или жалоба?
По каким признакам их можно различить?
Педагогические ситуацииК воспитателю, сидящему за столом, подошел пятилетний Кирюша и сказал: «А Вова сломал машину!» Педагог мгновенно

Слайд 24
Мама Славы, недавно посещающего детский сад, обратилась к воспитателю: «Мой сын

не хочет идти в детский сад, говорит, что его все время обижает Андрей. Слава несколько раз обращался к вам за помощью, а вы говорите, чтобы он не ябедничал, а сам разбирался и играл дружно!»
Что бы вы посоветовали маме?
Какие меры приняли бы в отношении мальчиков?
Мама Славы, недавно посещающего детский сад, обратилась к воспитателю: «Мой сын не хочет идти в детский сад,

Слайд 25
В старшую группу пришел новенький мальчик. Поначалу очень тихий, через некоторое

время, освоившись, он стал всех бить, особенно девочек и тех, кто слабее его. Когда ему пытались объяснить, что настоящие мужчины так не поступают, что сильный должен защищать слабых, Виталик отмалчивался. Но однажды свою силу он испытал на воспитателе — выпускнице педучилища. Она на детей не кричала, была всегда ровной и спокойной. Все остальные дети группы были от нее в восторге.
Как вы думаете, чем молодой педагог мог «заслужить» такое отношение Виталика?
Какие причины могли вызвать негативное отношение мальчика к детям?
Как бы отреагировали вы на месте молодой воспитательницы ?
В старшую группу пришел новенький мальчик. Поначалу очень тихий, через некоторое время, освоившись, он стал всех бить,

Слайд 26Младший школьник и младший класс
Ведущие потребности возраста – быть школьником. Она

складывается из стремления соответствовать внешне, поведением роли школьника, из желания быть успешным в учебной работе, из ориентации на признание этой «школьности» сначала учителем, а позже (2-3 класс) и сверстниками, из хотения быть вместе с одноклассниками.
Образ себя отражает осуществленность – неосуществленность этих стремлений. Типичные доминанты восприятия себя младшеклассниками как школьников, как «уже взрослых», как успешных-неуспешных, умеющих-неумеющих в учении, в общении.
Самокатегоризация Я – «второклассник» и т.д.
Мир фантазий «как принцесса», «как черепашка ниндзя».
Младший школьник и младший классВедущие потребности возраста – быть школьником. Она складывается из стремления соответствовать внешне, поведением

Слайд 27Деятельность
Интенсивное формирование познавательной деятельности как переход от феномена «почемучек» к освоению,

как ценности, умений учений.
Развитие коммуникативной, общенческой деятельности как построенного по правилам взаимодействия с учителем, так и учебно-делового общения с одноклассниками.
Неучебное общение формируется медленнее, стихийно, не являясь чаще всего предметом специальной педагогической подготовки.
ДеятельностьИнтенсивное формирование познавательной деятельности как переход от феномена «почемучек» к освоению, как ценности, умений учений.Развитие коммуникативной, общенческой

Слайд 28Содержание межличностного общения
Инструментальное-событийно-ситуативное. Разговоры о том, что делаем, о том что

происходит сейчас, сегодня. Гораздо реже «о вчера и завтра».
Взаимоотношения в классе находятся под сильным влиянием оценок учителя (референтная личность). Типичные группы общения 2-3 человека.
Ожидаемые роли учителя – судья и защитник.
Содержание межличностного общенияИнструментальное-событийно-ситуативное. Разговоры о том, что делаем, о том что происходит сейчас, сегодня. Гораздо реже «о

Слайд 29Потенциалы личностного развития
Рефлексия в учении
Социальная рефлексия как первый этап осознанного отношения

к общению, к совместной деятельности, укрепление чувства успешности.
Потенциалы личностного развитияРефлексия в ученииСоциальная рефлексия как первый этап осознанного отношения к общению, к совместной деятельности, укрепление

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть