Слайд 1Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся
Работу выполнила
учитель
иностранного языка
БОУ СОШ №2
Станкова Людмила Дионисьевна
Слайд 2
Для того чтобы усовершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декард
Слайд 3Рефлексия
Слово «рефлексия» происходит от латинского rеflехiо – обращение назад.
Слайд 4
В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается
партнером по общению.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Слайд 5
Принцип сознательности и активности
один из принципов развивающего обучения. Ребенок
может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Осуществлять рефлексию можно по-разному.
Слайд 6Классификация
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия деятельности.
Слайд 7
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в
коллективной (групповой) формах.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Слайд 8Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Самый простой вариант - показываем учащимся карточки
с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного:
Слайд 9Прием с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки: синяя и красная.
Они показывают карточку в соответствии с их настроением (в начале и в конце урока.)
В данном случае мы можем проследить как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
Слайд 10«Букет настроения».
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и
голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку.
Слайд 11«Дерево чувств».
чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки
одного цвета, если нет, - другого.
Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый - спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Слайд 12Эмоционально-художественная рефлексия
Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне,
к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:
учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Слайд 13Эмоционально-музыкальная концовка
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора
произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
Слайд 14
Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое
эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.
Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
Слайд 16Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы
выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.
В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:
Слайд 171. Прием незаконченного предложения (тезиса):
got acquainted with…
During today’s found out …
lesson I have
learnt …
remembered …
Слайд 182. Рефлексия достижения цели.
Цель урока записывается на доске и в конце
урока проводится обсуждение ее достижения
We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.
Слайд 19«Дерево цели».
Для стимулирования мотивации можно использовать еще один прием - «Дерево
цели». На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зеленого цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - что бы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью.
Слайд 203. Рефлексия отношения к проблеме (теме)
взгляд на проблему раньше и сейчас.
Слайд 21Рефлексия деятельности.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Слайд 22Самооценка активности на каждом этапе урока.
Если учитель ведет урок в традиционном
плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
The Steps to Success
Success
1
2
3
4
5
Слайд 23Работа с
использованием алгоритма
на заключительных этапах изучения темы (проблемы) учащиеся, работая над
проектом, получают памятки с указанием наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны действия, даны функциональные смысловые содержательные опоры.
We work on the project
Choose the title of the project.
Collect information and illustrations.
Revise all the material on this problem.
Draw or make the project in any of the following forms – a scheme, a collage, a poster, a booklet, a leaflet, a guide, an advertisement, etc.
Present (deliver) your project to the classmates.
Explain your ideas.
Слайд 24Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия.
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим
завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителям - тесты, мини-сочинения, эссе, письмо другу, опорный конспект, схема, таблица, а также синквейн и даймонд.
Слайд 25 Прием
«Received the answer (!) or not (?)».
Учащиеся получают
листок. На одной стороне стоит знак (!), где они пишут, на какие вопросы по теме (проблеме) они получили ответ. На обратной стороне стоит знак (?), и здесь учащиеся пишут, на какие вопросы они хотели получить ответ, но не получили.
Слайд 26Коллективная или групповая рефлексия.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в
разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная деятельность в группе как организованная форма создает оптимальные условия овладения иноязычным общением
Слайд 27Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и
фразы для высказываний:
Слайд 28
При организации коллективно-учебной деятельности в группе использую различные организационные структуры под
общим названием «Mastery Learning» (учение до уровня совершенства) и, в частности такие: «Think-pair-share-square»; «Round Robin (Round table)».
Технология организационной структуры «Think-pair-share-square», данная на английском языке с пошаговым перечислением действий, позволяет включить учащихся в рефлексию анализа каждого действия, его результатов.
Слайд 29
Step I. Think over the answer individually.
Step II. Share your opinion
with your partner.
Step III. Share your opinion in the group and draw a conclusion.
Step IV. Choose the pupil who’ll inform the class about your decision.
Слайд 30
Технология организационной структуры
«Round Robin (Round table)» или «Brainstorming»
также помогает включать учащихся в коллективную рефлексивную деятельность. Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы Word Web (паутина)
Слайд 31
Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их
коммуникации, мы анализируем не только, содержание выполненного задания (например, проекта), но и качество их работы. Для этого выдаем одному из членов группы (можно лидеру) «Алгоритм наблюдения за общением членов группы в ходе совместной деятельности» (разработан Татьяной Пасман). Его можно сократить, адаптировать к возрасту учащихся.
Слайд 32Алгоритм наблюдения
1) Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
Делало
ее более эффективной?
Тормозило ли выполнение задания?
Не позволило точно выполнить задачу, но способствовало налаживанию контактов?
Позволило выполнить задачу и испортило отношения в группе?
2) На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
обмен информацией;
взаимодействие;
взаимопонимание;
были равномерно задействованы все уровни.
Слайд 33
3) Какого уровня коммуникативные трудности
испытывали ученики группы при выполнении задачи?
недостаток информации;
недостаток средств
коммуникации (речевых образцов, текстов и др.);
трудности в общении.
4) Какой стиль общения преобладал в работе?
ориентированный на человека;
ориентированный на выполнение задачи.
5) Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задачи?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения;
единство группы в ходе работы было нарушено.
Слайд 34
6) Кто или что сыграл(о) решающую роль в том,
что произошло в группе?
лидер,
выдвинувшийся в ходе работы;
нежелание наладить контакт большинства участников группы;
непонимание задачи, поставленной для совместной работы;
сама задача оказалась неинтересной (трудной).
Спасибо за наблюдения! Пожалуйста, изложите их по окончании обсуждения работы групп.
Слайд 35Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность
Цель ее - научить адекватно оценивать себя и своих
товарищей.
Evaluation Cart
me neighbour group class teacher
Слайд 36
Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в
XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно
Слайд 37
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось
единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Слайд 38Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
Что я делаю?
С
какой целью?
Каковы результаты моей деятельности?
Как я этого достиг?
Можно ли сделать лучше?
Что я буду делать дальше?
Слайд 39
Пока учитель задает себе эти вопросы
- он развивается. Как только он
начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. В заключение я хочу привести слова В. Набокова: «We can know more and more about one thing but you can never know everything about one thing; it’s hopeless».