Слайд 1Реализация ФГОС второго поколения в иноязычном образовании
Слайд 2Планируемые результаты
Личностные (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация)
Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные)
Предметные (основы системы
научных знаний; опыт по получению, преобразованию и применению знаний; предметные и метапредметные действия с учебным материалом)
Слайд 3Базисный учебный план как часть ФГОС содержит:
Инвариантную часть;
Вариативную часть;
Внеурочная деятельность по
направлениям (10ч/нед):
Слайд 4В тексте ФГОС требования к предметным результатам освоения программы как начального
так и основного образования по предмету «Иностранный язык» даются в предельно обобщенном виде, например, в Стандарте начального образования они выглядят так:
Слайд 5приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме;
освоение начальных
лингвистических представлений об иностранном языке в условиях взаимосвязи с родным (лингвистический компонент); сформированность толерантности к носителям чужого языка (социокультурный компонент)
Слайд 6Эти требования детально представлены в Примерной программе по иностранному языку.
По
сути, ФГОС является основой для объективной оценки уровня образования обучающегося на соответствующей ступени
Слайд 7Новые примерные программы по иностранным языкам
В стандарте нового поколения очевидны приоритеты
личностно-ориентированной модели образования – переход от знаниевой парадигмы к центрированной.
Стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов к обучению ИЯ.
Слайд 8Речевая, языковая, универсальная, компенсаторная компетенции сохранили «свои позиции» в соответствии с
прежним стандартом.
Приоритет личностно-ориентированной парадигмы заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций
Слайд 9Результаты образования формируются на трех уровнях:
- Личностном;
- Метапредметном;
- Предметном.
Слайд 10Личностный смысл содержания образования выражается
В учете особенностей, интересов, потребностей и возможностей
школьников определенного возраста, что проявляется в отборе предметного содержания речи, соотносимого с реальными проблемами, ситуациями и сферами общения
Слайд 11Личностный смысл содержания образования выражается
В постановке учеников в ситуацию выбора (с
помощью избыточного и информативного материала, дифференцированных заданий, возможного режима работы, возможных вариантов решения проблемы и т.п.)
Слайд 12Личностный смысл содержания образования выражается
В учете профессиональных устремлений школьников, их потребности
в самоопределении, в частности за счет обсуждения:
Мира современных профессий;
Индивидуальных склонностей к некоторым профессиям;
Профильно-ориентированных приложений
Слайд 13Личностный смысл содержания образования выражается
В воспитательном и развивающем потенциале предмета иностранный
язык, направленности содержания образования на:
- Создание у ученика целостной картины мира и понимание собственной личностной ответственности за будущее планеты и человечества.
Слайд 14Личностный смысл содержания образования выражается
Воспитание уважения к собственной культуре и толерантности
к проявлению иной культуры (через социокультурный компонент иноязычного образования)
Развитие критического мышления школьника, формировании его ценностных ориентаций, чувств и эмоций
Слайд 15Личностный смысл содержания образования выражается
В формировании понимания важности непрерывного обучения
через всю жизнь и стратегий самообучения:
Готовности и способности самостоятельно приобретать знания в разных областях;
Совершенствоваться в предмете, в том числе с помощью усвоения алгоритмов предметных и универсальных учебных действий – это и есть индивидуальная траектория обучения
Слайд 16Личностный смысл содержания образования выражается
В способности компенсировать свои недостатки, адаптироваться к
культурным, социальным и профессиональным условиям.
В раскрытии и стимулировании творческих способностей и личного потенциала школьников
Слайд 17В примерных программах нового поколения сказанное реализуется через:
Уточненные цели образования по
предмету;
Обновленное содержание обучения ИЯ;
Четко представленную структуру программы
Слайд 18Примерная программа нового поколения состоит из:
Пояснительная записка;
Основного содержания обучения;
Примерного тематического планирования
по каждому из четырех европейских языков;
Рекомендации по оснащению учебного процесса
Слайд 19В пояснительной записке
Общая характеристика программ и содержание предмета ИЯ с учетом
возрастных особенностей школьников на данной ступени обучения;
Сведения о вкладе учебного предмета ИЯ в достижении общих целей образования;
Изложение требований к результатам обучения на личном, метапредметном и предметном уровнях.
Слайд 20Основное содержание в целом традиционно включает:
Предметное содержание речи;
Коммуникативные умения в говорении,
аудировании, чтении и письменной речи;
Языковые знания и навыки;
Социокультурные знания и умения;
Компенсаторные умения;
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности;
Специальные учебные умения;
Языковые средства.
Слайд 21Новое в разделе «Основное содержание»
Предметное содержание речи обновлено с учетом современных
реалий
Коммуникативные умения содержат как уточненные качественные параметры (жанров текстов и стратегий чтения и аудирования) так и количественные параметры (продолжительность и объем устного высказывания, письменного произведения)
Слайд 221) Общеучебные умения и универсальные способы деятельности ориентированы на работу с
разными типами и источниками информации на иностранном языке, на планирование учебно-исследовательской работы
Слайд 232) Специальные учебные умения помимо известного набора умений включают умения участвовать
в проектной деятельности межпредметного характера
Слайд 24Тематическое планирование содержит 2 таблицы на каждый ИЯ с описанием содержания
курса и характеристики видов деятельности ученика, что представляет собой новизну и отражает деятельностный характер предмета ИЯ:
Слайд 251 таблица ориентирована на количество часов в Базисном Учебном Плане (например,
525 часов на изучение ИЯ в 5-9 классах);
2 таблица содержит несколько расширенное содержание, рассчитаное на большее количество часов (например, для школ с углубленным изучением ИЯ)
Слайд 26В УМК включена продуманная система упражнений, позволяющая реализовать вариативный подход в
обучении, средства для регулярного контроля и самоконтроля (подготовка к ГИА и ЕГЭ), необходимый справочный материал. Учебные комплекты снабжены новыми обучающими компонентами – мультимедиа, интерактивные приложения. Российские издательства уже начали выпуск обновленных УМК.
Слайд 27«Изменения ФГОС – это назревшая необходимость, обусловленная современными социокультурными и образовательными
реалиями. Новый стандарт позволил обобщить то положительное, что существовало в преподавании иностранного языка в прежние годы, и модифицировать условия для более эффективного обучения школьников в новых реалиях».