Слайд 1РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
как средство для развития мыслительной
деятельности обучающихся при изучении иностранного языка
Способность мыслить
Человек, способный мыслить, решает трудные задачи, делает открытия.
Мышление можно развивать.
Развивать мышление- значит развивать умение думать.
Слайд 2
2.1. Что такое критическое мышление?
Что же это за система
и откуда она взялась?
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (КМ) – одна из универсальных методик. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие обучающихся в образовательном процессе, и тем самым повысить активность занятий.
Слайд 3
Цель данной технологии – обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения в
образовательный процесс.
Для её достижения предполагается решение следующих задач:
- развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые коммуникативные задания;
- развивать умение кратко высказываться на заданную тему с использованием информации, содержащейся в прочитанном тексте;
- развивать умение критически анализировать учебный материал.
Слайд 4
Основные принципы технологии КМ в изложении американцев:
Педагоги призваны подготовить учащихся
к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире.
Подготовка к жизни требует от учащихся развития важных познавательных навыков: умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выразить себя ясно и уверенно.
В обучающихся надо развивать следующие свойства: способность сопереживать, ощущение собственной значимости, ощущение неразрывной связи собственных принципов и поступков.
Мышление – процесс, глубоко скрытый от глаз. Обучение мышлению сродни обучению искусству.
Чтение – это инструмент, посредством которого люди черпают новую информацию на протяжении всей жизни.
Мало просто научить читать; необходимо научить детей читать вдумчиво.
Существует тесная связь между творческим чтением и творческим письмом.
Слайд 5
). В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное. Исходя из этого
критическое мышление может развивать следующие качества ученика:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Восприятие идей других.
Настойчивость. Достижение цели.
Готовность исправлять свои ошибки. Воспользоваться ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Отслеживание хода рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Слайд 6
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из 3 этапов
(стадий).
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Слайд 7
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит
непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Слайд 8
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует
личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний
Слайд 9
Организация урока.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина
– В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Слайд 10
Технологические этапы
1 фаза Вызов
Пробуждение имеющихся знаний интереса к получению
новой информации
2 фаза Осмысление содержания
Получение новой информации
3 фаза Рефлексия
Осмысление, рождение нового знания
Слайд 11
Элементы методических приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Слайд 12
Ключевые слова
Мозговая атака
Акростих
Таблица ЗХУ
Кластер
Синквейн
Фишбоун
Пирамида
Кольца Венна
Тайм-лайн
Тонкие и толстые вопросы.
Верные и неверные утверждения
Слайд 13
Ключевые слова – это слова, по которым можно придумать рассказ или
расставить их в определенной последовательности, определить тему урока, а затем, на стадии осмысления содержания, искать подтверждения своим предположениям.
Слайд 14
. Начало работы над темой «Why Study English?» Обучающимся предлагается набор
слов, которые являются подсказкой для определения темы: politicians| companies| communicate| summit meetings| language of the sky and the sea| international journalists.
Слайд 15
Тонкие и толстые вопросы. Это вопросы, на которые ученики хотели
бы получить ответ при изучении темы. Работают с текстом и отвечают. Слева вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Слайд 16
«ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ Кто…?Что…?Когда…?Мог ли…?Как звали…? Было
ли…?Согласны ли вы…?Верно ли…?Дайте три объяснения, почему…Объясните, почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем различие… Предположите, что будет, если…Что, если…
Слайд 17
Таблица ЗХУ («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
Один из
способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания
Слайд 18
Тайм-лайн
Линия времени, на которую наносятся все события, факты, имеющие цикличность.
--------0--------0--------0--------0--------0--------Тексты,
где много фактов (данных) в хронологическом порядке, удобно пересказывать, составляя шкалу времени.
Слайд 19
Кластер
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные
процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом
Слайд 20
Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее
из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях
Слайд 21
Пирамида
Включает в себя следующую информацию:
Линия 1. Название главного героя (тема).
Линия 2.
Два слова описывающих главного героя (тему).
Линия 3. Три слова описывающих место действия.
Линия 4. Четыре слова устанавливающих проблему.
Линия 5. Пять слов описывающих одно главное событие.
Линия 6. Шесть слов описывающих второе главное событие.
Линия 7. Семь слов описывающих третье главное событие.
Линия 8. Восемь слов устанавливающих решение проблемы
Слайд 22
Кольца Венна
Анализ сходства и различия в поступках героев, их описаниях, событиях,
сравнение различных стран, систем и т.д. Изучаемый материал представляется в следующем виде:
Отрицательное Общее Положительное
Различное Общее Различное
Слайд 23
Фишбоун. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора,
например «Рыбья кость». Приём, с помощью которого можно выделить положительные и отрицательные стороны (моменты).
Проблема и вопрос-----положительное--------решение, вывод, результат
отрицательное
Приём имеет определённый смысл и значение: обучающиеся продумывают свои знания, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение
Слайд 24
. Результативность применения элементов технологии включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих
способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение обучающихся в учебно- воспитательный процесс.
Слайд 25
Таким образом, применение элементов технологии КМ даёт возможность обучающимся освоить новые
способы мышления, получить необходимые и достаточные навыки самостоятельной учебной работы с текстами и новой информацией, побуждает к убедительной аргументации, развивает коммуникативные умения школьников, их нравственный потенциал, иными словами развивает социальное мышление, повышает качество знаний по учебным предметам, активизирует познавательную активность