Слайд 1Разделительные вопросы в английском языке
Слайд 2 Когда вы в чем-то не уверены и хотите что-то
уточнить или получить подтверждение своих слов, вы задаете такие вопросы: «Мы пойдем в кино, не так ли? Она студентка, не так ли? Ты не отправил документы, не так ли?»
Именно для таких случаев в английском языке существует особый вид вопросов - разделительные вопросы (на англ. tag questions) или вопрос «с хвостиком» .
Слайд 3Используя такие вопросы, вы придаете своей речи легкость и непринужденность, ведь
с помощью них вы выражаете множество эмоций: вежливость, иронию, сомнение, удивление, недовольство.
Слайд 4Что такое разделительный вопрос хвостиком?
Разделительный вопрос ( или tag question) называется
так, потому что состоит из 2-х частей, разделенных запятой: основной части и "хвостика". Такой вопрос может выражать сомнение, удивление, недовольство, вежливость, иронию или желание получить подтверждение чего-либо.
Слайд 5Как задать разделительный вопрос «с хвостиком»?
Первая часть вопроса выглядит как обычное
предложение, и она может быть: утвердительной (Он работает здесь) отрицательной (Он не работает здесь) Вторая часть - «хвостик» является коротким вопросом. На русский язык его мы переводим, как «не так ли» / «не правда ли». Именно этот хвостик и выражает сомнение. Хвостик меняется в зависимости от того, какой была первая часть предложения. Если первая часть утвердительная, то хвостик будет содержать отрицание. Если же первая часть содержит отрицание, то хвостик, наоборот, будет утвердительным.
Слайд 6«Хвостик» в таких вопроса состоит из 2-х частей: вспомогательного глагола, модального
глагола или глагола to be (зависит от того, что было использовано в первой части) действующего лица (я, ты, он, она, они, оно, мы, вы), используемого в первой части.
Слайд 7Как построить разделительный вопрос с вспомогательными глаголам
Вспомогательные глаголы - это слова,
которые не переводятся, а лишь выполняют роль указателей. Они помогают нам определить:
Время происходящего (настоящее, будущее, прошлое);
Количество действующих лиц (много или один).. Каждое время в английском языке имеет свой вспомогательный глагол (do/does, have/has, did, had, will).
Сложность построения tag question (разделительного вопроса) состоит в том, что нужно хорошо разбираться в английских временах, чтобы правильно составить вторую часть вопроса.
Слайд 8Как построить «хвостик» для утвердительных предложений
Главное запомнить: если в первой части
предложение утвердительное, то во второй ставится отрицание. Схема образования таких предложений будет следующей:
Утвердительное предложение + вспомогательный глагол + not + действующее лицо?
Слайд 9Первая часть - утвердительное предложение. Вторая содержит вспомогательный глагол с частицой
not и действующее лицо. Давайте разберем пример.
He studies English.
Он изучает английский.
Слайд 10Чтобы добавить правильный «хвостик», мы определяем время. В предложении идет речь
о о регулярном действии, следовательно, тут используется время Present Simple (Простое настоящее). В этом времени вспомогательным глаголом для he (он) является does. Так как в первой части у нас утверждение, во второй нужно поставить отрицание. Для этого мы добавляем not к нашему вспомогательному глаголу does: does not (doesn’t). Действующее лицо остается таким же, как в первой части.
He studies English, doesn't he?
Он изучает английский, не так ли?
Слайд 11
Как построить «хвостик» для отрицательных предложений
Если предложение отрицательное, то во второй
части ставится утверждение. В этом случае не нужно добавлять частицу not в нашем «хвостике». Схема образования вопроса будет следующей:
Отрицательное предложение + вспомогательный глагол +
действующее лицо?
На самом деле, когда в первой части отрицательное предложение, построить хвостик очень легко. Ведь отрицание в первой части уже образовано с помощью вспомогательного глагола и частицы not. Следовательно, вам не нужно думать, какой вспомогательный глагол использовать в «хвостике», просто убираем частицу not и используем этот же вспомогательный глагол во 2-й части. Также мы берем действующее лицо из первой части.
Слайд 12Например, у нас есть отрицательное предложение: They don’t like to read.
Они не любят читать. В «хвостик» мы берем вспомогательный глагол do без частицы not и действующее лицо they:
They don’t like to read, do they?
Они не любят читать, не так ли?
Слайд 13Как построить разделительный вопрос с модальными глаголами
Модальные глаголы не указывают действие
(идти, читать, изучать), а показывают отношение к этим действиям (должен идти, могу читать, следует изучать). Если в предложении есть модальный глагол, нам не нужно использовать вспомогательный. Как построить «хвостик» для утвердительных предложений Если первая часть утвердительная, схема построения разделительного вопроса будет следующей:
Утвердительное предложение + модальный глагол + not + действующее лицо?
Вторая часть такого предложения содержит тот же модальный глагол, который использовался в первой части, только к нему мы добавляем not. Давайте рассмотрим пример: He can swim. Он может плавать. Для образования хвостика берем модальный глагол can, добавляем в нему отрицательную частицу not. Также берем действующее лицо he из первой части.
He can swim, can’t he? Он может плавать, не так ли?
Слайд 14Как построить «хвостик» для отрицательных предложений Если первая часть отрицательная, то
схема образования разделительного вопроса с модальными глаголами будет следующей:
Отрицательное предложение + модальный глагол + действующее лицо?
В наш «хвостик» мы берем модальный глагол и действующее лицо из первой части. Например: She can’t dance. Она не может танцевать. Во вторую часть берем модальный глагол can и действующее лицо she.
She can’t dance, can she? Она не может танцевать, не так ли?
Слайд 15
Как построить разделительный вопрос с глаголом to be
Также в английском языке
есть особый вид глагола - глагол to be. Его мы используем, когда говорим, что кто-то:
Находится где-то (Он в парке)
Является кем-то (Она медсестра)
Является каким-то (Кот серый)
В зависимости от времени, в котором мы используем этот глагол, он меняет свою форму: В настоящем времени - am, are, is В прошедшем времени - was, were В будущем времени - will be
Слайд 16Как построить «хвостик» для утвердительных предложений
Схема образования разделительного вопроса с глаголом
to be, если первая чаcть утвердительная, выглядит так:
Утвердительное предложение + глагол to be + not + действующее лицо?
Во второй части мы ставим глагол to be, в том же времени, в котором он был в первой части, и добавляем к нему not. Также берем действующее лицо из первой части.
Например, у нас есть утвердительное предложение:
He is a doctor. Он врач. В «хвостик» мы берем наш to be - is и добавляем к нему not, также берем действующее лицо - he
He is a doctor, isn't he? Он врач, не так ли?
Слайд 17Как построить «хвостик» для отрицательных предложений
Схема образования разделительного вопроса, если в
первой части отрицание:
Отрицательное предложение + глагол to be + действующее лицо?
Во второй части мы используем глагол to be и действующее лицо из первой части. Например:
You aren’t at school. Ты не в школе. Чтобы построить «хвостик» берем are и you из первой части:
You aren’t at school, are you? Ты не в школе, не так ли?
Слайд 18Нюансы при построении разделительного вопроса
1. Обратите внимание. Даже если в первой
части идет конкретное действующее лицо (мои друзья, ее сын), то во второй части они меняются на короткие: они, она, он.
Неправильно: Her son went to school yesterday, didn’t her son? Ее сын ходил в школу вчера, не так ли?
Правильно: Her son went to school yesterday, didn’t he? Ее сын ходил в школу вчера, не так ли?
2. После слов everyone, someone, anyone в хвостике используется they
Everyone can do it, can’t they? Каждый может сделать это, не так ли? 3. Если в первой части в утвердительном предложении стоит I am, то во второй части вместо am мы ставим are и прибавляем частицу not
Слайд 19Неправильно:
I am beautiful, am not I? Я красивая, не так ли?
Правильно:
I am beautiful, aren't I? Я красивая, не так ли?