Слайд 2Тема:
История Сурожской Епархии в Лондоне и ее небесный покровитель Святитель Стефан,
исповедник.
Изменить свою сущность нельзя, можно лишь
направить ко благу различные особенности
характера, даже недостатки, - в этом и заключается
великая тайна и великая задача воспитания.
Мудрослов
Цель:
Приобщить учащихся к сохранению традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, целей и ценностей в современном обществе, поскольку именно духовные и нравственные традиции составляют основу устойчивого развития общества.
Приобщить учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения.
Формировать умение представлять свою страну и ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Цель православного воспитания и обучения – это нравственное усовершенствование личности.
Слайд 3Задачи:
Формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека.
Формирование личности, воспитание православного сознания
и поведения человека, отношение к Богу, миру и социуму.
Изучение, сохранение и развитие национальных, культурно-исторических традиций.
Формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.
Формирование взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
Слайд 4Актуальность:
Православие является важной составной частью жизни как российского общества, так и
тех стран, которые принадлежат к христианскому региону. Православие явилось одним из определяющих факторов становления России как национального государства. И в условиях современного мира – условиях взаимопроникновения и диалога культур, эта тема приобретает особую актуальность, становится одной из важнейших тем общения.
Изучение иностранного языка является не только средством познания народов и культур стран изучаемого языка, но и способом осмысления родного языка и культуры, осознания роли собственного народа, его религиозного призвания, которое полнее раскрывается в жизни и подвигах его Святых, подвижниках благочестия.
Святые дают нам явный нравственный пример для подражания, что становится особенно актуальным в современном обществе, где нравственные оценки и критерии в значительной степени искажены. Преклонение перед Святым ведет душу ко спасению, дает ей смирение, учит на примерах, как жить по заповедям Божиим, дает духовно-нравственную основу жизни человека. В православных Святых мы почитаем не только наших небесных покровителей, но и ищем раскрытия нашего собственного духовного пути. Святые, а также выдающиеся личности в истории, показывают нам живые образы национальной святости и национального героизма и патриотизма.
Использование агиографической литературы на уроках иностранного языка, помимо реализации практической цели овладения иностранным языком, способствует духовно-нравственному, социокультурному и коммуникативному развитию личности и формированию православного мировоззрения и активной жизненной позиции, способствуя тем самым возрождению утраченного было отечественного благочестия и выполнения той миссии, которая возложена на каждого православного христианина – миссии православного свидетельства.
Слайд 5Основная часть.
Сугдейская кафедра в Крыму.
Есть предположение о появлении православной кафедры в
Крыму в Сугдее (в древнерусских источниках – это Сурож, ныне Судак) в IV – V веке, но сведения о Сугдейской епархии имеются с начала VIII века. В пределы епархии входили кафедральный город, город Кафа (нынешняя Феодосия) и морское побережье до Алушты. В целом в епархию входило 18 селений. Кафедра находилась в введении Константинопольского патриарха.
Татары впервые овладели Сугдеей 27 января 1223 года, но епархия продолжала существовать и с 1282 года сала митрополией. Впоследствии Сугдея перешла под власть генуезцев, а в 1475 году – турок. Некоторое время кафедра существовала и при османах, но затем была присоединена по одной версии в 1485 году к Готфийской епархии, а по другой – в 1616 году к Кафской.
Слайд 6Епархия в Великобритании.
10 октября 1962 года Сугдейская епархия была номинально возрождена
в составе Русской Православной Церкви с древнерусским наименованием – «Сурожская». Один из Святителей древней Сугдейской епархии – Стефан Сурожский – был избран небесным покровителем епархии. Однако на деле епархия распространяла деятельность на Великобританию, а кафедральным городом стал Лондон. Основой Сурожской епархии стал Лондонский Успенский приход, существовавший как русская посольская церковь с 1716 года. При том, что приход распался и менял принадлежность несколько раз, в послевоенный период часть его оставалась в введении Московского Патриархата. К 1950 году иеромонах Антоний (Блум) стал настоятелем Лондонского прихода. На территории Великобритании также появились: православный русский центр – «Дом святых Григоря и Макрины» в Оксфорде по инициативе Н. Зернова, содружество мч. Албания и прп. Сергия Радонежского также с центром в Оксфорде и другие приходы, созданные русскими православными общинами. В 1957 году в Великобритании было образовано Сергиевское викариатство Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата во главе с епископом Антонием (Блумом), а в 1962 году – самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил он же.
Слайд 7Будучи основана по преимуществу как церковная община русских эмигрантов, под управлением
владыки Антония епархия сильно изменилась и включила в себя многих верующих из местного населения, обратившихся их англиканства. Уклад церковной жизни заметно перестроился по сравнению с преобладающей практикой Русской Православной Церкви. По воспоминаниям владыки Антония (Блума):
«В 1949 году, когда я приехал в Британию, в приходе было чуть более ста человек. Подавляющее большинство – русские. Почти никого не было из молодежи.
Мы понимали, что единственное, что у нас остается на чужбине, - это наш язык. Но прихожане, осознавая, что нужно смотреть в будущее, поступили героически. Все единодушно проголосовали за введение в богослужение английского языка. В результате на службах стали появляться англичане. Мы очень быстро стали играть какую-то роль, люди заинтересовались Православием.
Позднее была открыта школа для русских детей. Их начали учить особому предмету – «Родноведению», который включал в себя язык, историю, литературу. И в детях, которые зачастую даже свободно не говорили по-русски, что-то пробудилось. Они почувствовали в себе русские корни, они осознали свою тягу к Православию.
В православную церковь потянулись люди. Шли дети, молодежь, старшее поколение. Многие англичане приходили на службы и, плененные красотой Православия, просили принять их в чада Церкви. Начали открываться приходы по всей стране».
Слайд 8Со временем распада СССР, когда в Великобританию хлынула волна новых эмигрантов
из бывшего Советского Союза, в Сурожской епархии назревало разделение между новоприбывшими и старожилами, вылившееся, наконец, в открытый разрыв.
В 2006 году управляющий Сурожской епархией епископ Василий (Осбори) и группа «старожилов» самочинно перешли в введение Константинопольского Патриархата, образовав викариатство Западноевропейской архиепископатии русских церквей. При этом приблизительно пополам поделились священнослужители и приходы, но более 90% прихожан остались с Сурожской епархией Русской Церкви. К 2007 году конфликт между священноначалием Константинополя и Москвы был улажен, а в 2009 году отложившееся викариатство было преобразовано в благочиние.
Тем временем число новых приходов Сурожской епархии быстро росло – так 31 мая 2010 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в состав Сурожской епархии 18 новообразованных приходов.
Сегодня в Великобритании около 30 приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В большинстве из них литургия совершается на английском языке. В некоторых частично или полностью служится на церковно-славянском. Очень многие священники – англичане, принявшие Православие. Часть клира – русские, эмигрировавшие из Советского Союза в годы гонения на церковь. Из-за малочисленности приходов многие священнослужители вынуждены совмещать выполнение пастырских обязанностей с гражданской службой. Помимо церквей Московского Патриархата в Великобритании есть общины, находящиеся в юрисдикции Вселенского Патриархата (их более всего), а также Антиохийского, Болгарского, Румынского, Сербского патриархатов.
Слайд 9Святитель Стефан Сурожский, Исповедник.
Стефан Исповедник (+ ок. 750), архиепископ Сурожский, Святитель.
Память 15 декабря в Соборе Крымских Святых, небесный покровитель Сурожской епархии в Лондоне.
Святитель был родом из Каппадокии, обучался в Константинополе. Постригшись в монахи, удалился в пустыню, где провел в подвигах 30 лет. Святой Патриарх Герман по особому откровению рукоположил его во Епископа Сурожского для служения в Крыму. При иконоборце Льве III Исавре претерпел мучения и заключение в темницу в Константинополе. Когда Лев умер, жена его сына - нового императора Константина Компронима – упросила своего мужа выпустить Стефана из заточения. К концу земной жизни Святитель Стефан вернулся к своей пастве в Сурож, где и почил 15 декабря около 750 года. Святитель был погребен в Сурожском Софийском Соборе, «…где мощи его сокрыты…». Сохранилось свидетельство, что около 790 года, во время похода в Крым под влиянием чудес у раки Святителя, принял крещение русский князь Бравлин.
Во имя Святителя освящен Кизилташский Стефано-Сурожский монастырь.
Ныне Сурожская епархия именуется как и прежде, но находится в составе Русской Православной Церкви с кафедрой в Лондоне и юрисдикцией над Великобританией и Ирландией. Частица мощей Святителя хранится в Кафедральном Успенском соборе Лондона. Эта частица была спасена верующими в России в годы преследований и впоследствии отдана в дар Сурожской епархии в Лондоне.
Слайд 10
Тропарь, глас 4.
Яко Святитель со Безплотными единожитель быв, Священномучиниче Стефане, восприем
бо Крест яко оружие, и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не поклоняющихся пречистому образу Христа Бога нашего, и отсекл есивсяку ересь лукавых. Того ради прем мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякие неприязни. И ныне молим тя, Святе, да избавиши нас от всяких злых искушений и бед, и вечные муки.