Слайд 1Проблема системного анализа, его пространства и его методологический смысл
Выполнила:
Светлакова Е.К.
МЯ-СЛиМК-1
Слайд 2Научная и практическая ценность системного мышления обусловлена прежде всего его ориентацией на
использование системных закономерностей, моделей и технологий, позволяющих соединять взаимодополняющим, оптимальным образом в целостные, функциональные комплексы множество разрозненных, часто противодействующих друг другу факторов, влияющих на решение проблем. За счет этого достигается умножение конечного эффекта, радикальное повышение результативности и надежности управленческой, проектировочной, исследовательской деятельности. Как верно заметил В.Т. Лободин, жизнь без системы приводит к катастрофической нехватке времени, энергии, эффективности. «Обретя системный подход... мы научимся экономить энергию, отпущенную судьбой» (Лободин В.Т. Путь к единству. Т.1. СПб. 1994, с. 9).
Слайд 3Во-вторых, учет системных закономерностей сложных объектов является в современных условиях одним из
главных рычагов фундаментализации комплекса наук о сложных системах: экономики, социологии, политологии, экологических, технико-инженерных, биологических и других наук подобного типа. Существенной особенностью объектов этих наук является детерминация их сущностной природы двумя принципиально различными типами законов: специфическими и общесистемными. Современные науки исследуют, как правило, только специфические законы своих объектов. Экономист фиксирует внимание на специально-экономическом содержании объекта, социолог - на социальном, биолог - на специально-биологическом и т.п. При этом из поля зрения специалистов, как правило, ускользает то обстоятельство, что объекты их наук являют собой еще и сложные системы, которые детерминированы не только специфическими, но также общесистемными законами.
Слайд 4В третьих, поворот к системному мышлению в научном познании, управлении, проектировании может
содействовать усилению тенденций синтеза, конструктивизации и оптимизации деятельности в этих сферах. Системная методология, важнейшим идеалом которой является интегративный синтез, могла бы существенно содействовать переориентации науки в направлении приоритета целостны, обобщающих, интегративных подходов, распространения интегративно-функциональных критериев на все этапы развития исследований.
Слайд 5Конструктивизация мышления, достигаемая при применении системной методологии, означает возрастание его строгости,
реалистичности, адекватной формализованности, сфокусированности на решение актуальных проблем. Конструктивность системной ориентации заключается прежде всего в характерном для нее акценте исследовательской стратегии на достижении конечных функциональных результатов, обеспечивающих реальное разрешение проблем. С системных позиций требования к научным результатам выходят за рамки чисто исследовательских задач и определяются деятельностно-практическими критериями пригодности этих результатов для диагностики, проектирования, управления, реформирования объекта, чем обеспечивается соединение теоретичности с технологичностью, научного поиска с прикладным конструированием.
Слайд 6Системная ориентация означает также неизбежный переход от обычных для «чистой» науки
созерцательных интенций (на «безграничность» познания, изучение «максимума» аспектов и связей и т.п.) к конструктивным установкам на выбор обоснованного масштаба, границ, реалистичного уровня глубины исследований, достаточного для разработки проблеморазрешающих проектов и способов действий в заданные сроки, с требуемой точностью и эффективностью.
Слайд 7С другой стороны, системная ориентация, предполагающая строгие методы структуризации, классификацию, алгоритмизацию, построение
структурно-функциональных и других блок-схем объекта означает тем самым его качественную формализацию, являющуюся необходимой основой для возможного применения количественных математических методов, компьютерного моделирования, аналитических, дедуктивных умозаключений. Без системного изучения объекта на качественном уровне попытки создания его математических моделей превращаются обычно в псевдоматематические упражнения, уводящие научное исследование в сторону от реальных проблем.
Слайд 8Распространение системной методологии могло бы также содействовать конструктивизации современной инженерии, сферы технологий,
проектирования, стратегического планирования и других сложных, ответственных форм деятельности за счет проникновения в эти сферы качественно новых оптимизационных технологий, адекватных природе сложных систем. Опыт развития системных технологий качественной оптимизации сложных объектов изложен в наших монографиях (Э.Г. Винограй. Общая теория организации и системно-организационный подход. Томск. 1989.; Э.Г. Винограй. Основы общей теории систем. Кемерово. 1993). Применение в управлении, проектировании, принятии решений новой методологической техники качественной оптимизации сложных систем, разработанной в отмеченных монографиях, могло бы содействовать большей результативности, надежности, конкурентоспособности разрабатываемых проектов и решений.
Слайд 9Таким образом, даже весьма беглый обзор принципиально новых возможностей, вносимых системной
методологией в науку и практику, дает основания рассматривать ее в современных условиях не просто как желательный, а как жизненно необходимый компонент образовательной и научной, методологической подготовки современного специалиста высшей квалификации.