Слайд 1Принципы обучения иностранным языкам
1. Общедидактические принципы обучения
2. Общие методические принципы обучения
3.
Частнометодические принципы обучения
4. Специальные принципы обучения
Слайд 2Определение понятия
В философии принцип трактуется как наиболее общее положение, руководящая идея,
основное правило поведения.
В педагогике и дидактике под П. подразумеваются нормы практического поведения, соблюдение которых позволяет педагогу достигать запланированных целей обучения и воспитания.
Принцип – это правило, закономерность, положенная в основу действий.
П. выполняют регулятивную функцию.
Они определяют как процесс обучения в целом, так и оказывают влияние на отдельные компоненты структуры процесса обучения: на цели, содержание, формы, методы, дидактические условия, результаты.
В педагогике П. делятся на 2 группы:
П. организации педагогического процесса
П. руководства деятельностью воспитанников.
Слайд 3Принципы организации пед. процесса
К П. организации пед. процесса относятся:
гуманистическая направленность;
связь
с жизнью и производственной практикой;
соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу;
П. научности;
единство знаний и умений;
П. преемственности, последовательности и систематичности;
П. наглядности;
П. эстетизации обучения и воспитания.
Слайд 4Общедидактические принципы были
сформулированы Я. А. Коменским в книге
«Великая дидактика» в
1657 году
Принцип единства обучения и воспитания
Принцип научности и систематичности
Принцип новизны
Принцип индивидуальности
Принцип трудности и посильности
Принцип наглядности и прочности
Принцип сознательности, активности, самостоятельности учащихся
Принцип всемерного стимулирования речевой мыслительной активности учащихся
Общедидактические принципы были
сформулированы Я. А. Коменским в книге
«Великая дидактика» в 1657 году
Принцип единства обучения и воспитания
Принцип научности и систематичности
Принцип новизны
Принцип индивидуальности
Принцип трудности и посильности
Принцип наглядности и прочности
Принцип сознательности, активности, самостоятельности учащихся
Принцип всемерного стимулирования речевой мыслительной активности учащихся
Слайд 5
В методике обучения ИЯ различают
общедидактические принципы;
общие методические принципы;
частнометодические принципы;
специальные принципы
(см.
Н.И. Гез, И.Л. Бим).
Слайд 6Общедидактические принципы
Принцип единства обучения и воспитания ориентирует на единство целей
при обучении ИЯ: практических, образовательных, воспитательных, развивающих (И.Л. Бим, Г.В. Рогова).
Принцип научности заключается в том, что обучение ИЯ должно строиться на основе новейших достижений лингвистики, педагогики, дидактики, психолингвистики, психологии, социологии, культурологии и других областей знания (И.Л. Бим, Г.В. Рогова).
Слайд 7Общедидактические принципы обучения
Принцип систематичности проявляется во взаимосвязи усваиваемых явлений, в последовательности
их предъявления, которая определяется их значимостью для овладения речью.
Принцип систематичности предусматривает также установление связей между усвоенным материалом и новым (И.Л. Бим).
Принцип сознательности и самостоятельности проявляется в отсутствии слепого подражания, натаскивания на правило,
т. е. сообщения только готовых знаний (И.Л. Бим).
В настоящее время признано, что в процессе речевой
деятельности происходят как неосознанные процессы (как
показатель полного автоматизма, т. е. звуковое осуществление
речи), так и сознательные процессы (например, выбор языковых
средств согласно речевому этикету).
Слайд 8Общедидактические принципы
Принцип активности предусматривает необходимость опираться на уже усвоенные учениками знания
и речевой опыт, постоянно их актуализировать, создавая у учащихся готовность к восприятию нового (см. И.Л. Бим). Кроме того, опора на принцип активности означает также увеличение активности каждого ученика за счет использования различных форм работы (фронтальной, индивидуальной, парной, групповой) и соответствующих раздаточных материалов (карточки, рабочие листки и т.д.)
Принцип доступности и посильности означает, что необходимо соблюдать допустимый уровень трудности: учащийся все время должен делать умственные усилия, иначе нет развития. Вместе с тем нельзя и перегружать учеников трудностями (И.Л. Бим, Г.В. Рогова).
Слайд 9Общедидактические принципы
Принцип наглядности предполагает широкое использование различных средств наглядности, т.е. средств
обучения, которые могут восприниматься зрительно, аудитивно, а также через моторные и тактильные ощущения (И.Л. Бим, Г.В. Рогова).
Принцип прочности обеспечивается всей системой работы и зависит от активности и самостоятельности учащихся, от объёма и характера речевой практики
(И.Л. Бим, Г.В. Рогова).
Слайд 10Общедидактические принципы
Принцип индивидуализации требует от учителя необходимости придерживаться следующих положений:
- ведущим
является личностная индивидуализация, т.е. учёт всех свойств личности каждого ученика при выполнении упражнений, что обеспечивает мотивацию и интерес к учебной деятельности. Изучение свойств личности каждого ученика возможно, если составить методическую характеристику класса;
- индивидуализация пронизывает весь учебный процесс,
используется при обучении всем видам речевой деятельности, при выполнении всех видов упражнений, в классной и домашней работе;
- принцип индивидуализации предполагает учёт интересов и потребностей учеников при определении содержания обучения и распределении групповых и индивидуальных заданий, а также уровень развития способностей при распределении учебного материала, групповых и индивидуальных заданий.
Все дидактические принципы тесно связаны друг с другом и должны взаимодействовать в учебном процессе
Слайд 11Общие методические принципы
Принцип коммуникативной или речевой направленности обучения ИЯ позволяет
сформулировать следующие положения, которыми должен руководствоваться учитель:
- постоянная речевая практика учащихся в общении является абсолютным средством формирования и развития умения общаться –
- вся работа учащегося на уроке должна соотноситься с целью, которую ученик понял и принял как свою цель;
- любое речевое действие учащегося должно быть мотивированным;
- в процессе обучения должен использоваться учебный материал, имеющий коммуникативную ценность (следует избегать фраз типа «Это стул», «Книга зеленая» и т. д.);
- любой урок должен быть речевым по замыслу, по организации и исполнению (Е.И. Пассов).
Слайд 12Общие методические принципы
Принцип учета особенностей родного языка предполагает сравнение особенностей фонетической,
лексической, грамматической стороны иностранной речи с особенностями родной речи
(см. Н.И. Гез). Этот принцип признается не всеми методистами.
Принцип доминирующей роли упражнения означает, что любое объяснение нового языкового материала «нужно завершать упражнением, которое показало бы, как изучаемое явление ИЯ функционирует в речи» (Н.И. Гез).
Слайд 13Общие методические принципы
Принцип взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности и дифференцированного
подхода к их формированию указывает на то, что коммуникативная направленность должна распространяться на обучение всем 4 видам речевой деятельности (продуктивным видам речевой деятельности: говорению, письму; рецептивным видам речевой деятельности: аудированию и чтению). Однако при обучении разным видам речевой деятельности необходимо применять различные способы их формирования, различные типы упражнений (И.Л. Бим).
Принцип всемерного стимулирования речемыслительной активности учащихся связан с принципом коммуникативной направленности и предполагает отказ от механических видов работы при обучении иностранному языку, стимулирование творческой активности при выполнении упражнений (И.Л. Бим).
Слайд 14Общие методические принципы
Принцип ситуативности определяет следующие положения:
- ситуация общения на уроке
может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников (учеников, учителя). Эти отношения могут быть реальными или воображаемыми (ролевыми);
- каждая фраза, произносимая на уроке, должна быть ситуативной, т.е. соотноситься с взаимоотношениями собеседников;
- ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (см. Е.И. Пассов).
Слайд 15Общие методические принципы
Принцип функциональности диктует необходимость соблюдения следующих правил обучения:
- ведущей
в усвоении лексических единиц или грамматических явлений является их функция, а не форма;
- в установках упражнений при обучении всем видам речевой деятельности следует использовать все разнообразие речевых задач (см. Е.И. Пассов).
Слайд 16Общие методические принципы
Принцип новизны предполагает выполнение следующих правил:
- при развитии речевого
умения необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций;
- речевой материал должен запоминаться непроизвольно, в процессе выполнения речемыслительных заданий;
- повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в ткань урока;
- упражнения должны обеспечивать постоянное комбинирование, трансформацию и перефразирование речевого материала;
- содержание учебных материалов должно вызывать интерес учащихся прежде всего своей информативностью;
- необходима постоянная новизна всех элементов учебного процесса (новизна речевых задач, предмета и содержания общения, формы высказывания, смена речевых партнеров). Иначе говоря, необходима ориентация не на репродукцию материала (= воспроизведение, пересказ), а на продукцию (см. Е.И. Пассов).
Слайд 17Частные принципы обучения
принцип обучения ИЯ на речевых образцах,
принцип сочетания языковых
тренировок с речевой практикой,
принцип устного опережения в обучении чтению и письму,
принцип аппроксимации иноязычной учебной деятельности (т.е. приближения к желаемому, который признает невозможность в рамках школьной программы достичь уровня свободного владения ИЯ),
принцип интенсивности начальной стадии обучения ИЯ.
Эти принципы имеют более ограниченную зону действия и не распространяются на все обучение целиком (см. И.Л. Бим, Г.В. Рогова).
Слайд 18Специальные принципы обучения
Специальные принципы рассматриваются применительно к обучению разным видам речевой
деятельности.
Многие методисты признают также значимость принципа положительного эмоционального фона обучения.
Р.П. Мильруд выделяет, кроме того, так называемые мобилизующие принципы: принцип личностного вовлечения ученика в учебный процесс
принцип права ученика на ошибку
принцип активности правого полушария (данный принцип предполагает развитие эмоциональной сферы личности учеников).
С развитием социокультурного подхода на первый план выдвигается принцип интеркультурного сопоставления, предполагающий сравнение особенностей культуры страны изучаемого языка и особенностей родной культуры.
Слайд 19Общие методические принципы обучения
С развитием методики иностранного языка возникают новые принципы,
которые направлены на то, чтобы вовлечь в учебный процесс все стороны личности обучаемого: не только его знания, умения, способности, но и интересы, мотивы, волю, эмоции, способность сопереживать, уважать культуру другой страны и любить родную культуру.
В соответствии с этим можно предложить следующую типологию общих методических принципов обучения, которая может быть дополнена и расширена:
1. Принципы, направленные на организацию учебной деятельности учащихся: принцип доминирующей роли упражнения на всех уровнях и во всех сферах овладения ИЯ.
2. Принципы, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся: принцип всемерного стимулирования речемыслительной активности, принцип учета особенностей родного языка.
Слайд 20Общие методические принципы обучения
3. Принципы, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся:
принцип коммуникативной направленности обучения ИЯ, принцип взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности и дифференцированного подхода к их формированию, принципы ситуативности, функциональности, новизны.
4. Принципы, направленные на эмоциональную сферу личности учащихся: принцип личностного вовлечения ученика в учебный процесс, принцип активности правого полушария, принцип права ученика на ошибку.