Слайд 1ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
МУ «Отдел образования
и по делам молодежи»
администрации МО «Оршанский муниципальный район"
МОУ «Старокрещенская основная общеобразовательная школа»
Муниципальный этап всероссийского конкурса «Учитель года – 2017»
Япаева Т.В.,
учитель английского языка
21 марта 2017 г.
Слайд 2В современном обществе человеку приходится сталкиваться с огромным потоком информации. Чтобы
не затеряться в нём, необходимо иметь определённые навыки работы, основы которых должны быть заложены в начальной школе.
Слайд 3Работа с информацией занимает одно из главных мест по использованию,
доступности и важности, так как именно на её основе происходит развитие навыков говорения и письма на уроках английского языка.
Слайд 4С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в
ФГОС в разделе требований к результатам освоения основной образовательной программы включены умения работать с информацией.
Очень важно, чтобы в учебно-методических комплектах присутствовал материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, когда ему необходимо работать с информацией, так как своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД:
Слайд 5Отбор источников информации для поиска нового знания
Извлечение информации из различных источников
и разными способами
Переработка информации для получения необходимого результата
Преобразование информации из одной формы в другую
Переработка информации
(анализ, классификация, обобщение, практическое применение).
Слайд 6Нет сложности в том, чтобы найти информацию, трудность заключается в неумении
работать с ней. При помощи различных методических приёмов возможно разрешить данную ситуацию. Далее я попытаюсь привести некоторые задания, которые я применяю на своих уроках английского языка.
Слайд 7ПРИЕМЫ
«Редукция текста»
«Оживи картину»
«Ассоциации»
«Перепутанные логические цепочки»
«Пазлы»
Слайд 8«АССОЦИАЦИИ»
Учащимся предлагается следующее задание по тексту: 1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации
возникают после прочтения заголовка данного текста?
2) О чем этот текст? Ваши предположения.
После чтения текста учащиеся сравнивают свои ассоциации с информацией из текста.
Слайд 9«ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ»
На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются
и предъявляются ученикам. Предлагается восстановить порядок.
«Пазлы»
Учитель предварительно разрезает несколько или один текст и перемешивает их. Учащиеся могут работать в группах или отдельно. Они должны восстановить предложенные им тексты в нужной последовательности.
Слайд 10«РЕДУКЦИЯ ТЕКСТА»
Учащиеся читают текст из 20-30 предложений и сокращают его до
10-12 предложений. Главное условие - основной смысл предложенного текста должен быть сохранен.
«Оживи картину»
Учащимся предъявляется какая-либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных ей. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине.
Слайд 11В силу небольшого опыта работы в школе, много других приемов мною
еще не применялись, но ожидают своей очереди и будут использованы в ближайшее время. Я бы также хотела вас с ними ознакомить.
Слайд 12 ПРИЕМЫ
«Два текста»
«Толстые и тонкие вопросы»
«Дерево предсказаний»
«Ключевые
слова»
«Кластер»
«Бортовой журнал»
Слайд 13«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют
дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно” ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.
Слайд 14Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые
единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Кластер
Слайд 15
«КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова, выписывает их на
доску. Ученики высказывают предположения о том, как они будут применяться в контексте. Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений.
Слайд 16«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно
которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Слайд 17«ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»
После прочтения текста учащиеся должны задать «тонкие
вопросы» (“thin questions”) (Кто?.. Когда?.. Что?..), требующие однозначных ответов и «толстые вопросы» (“thick questions”) (Почему?.. Если бы ты был… что бы ты сделал?..), предполагающие объяснение и рассуждение.
«Два текста»
Учитель предлагает два текста для прочтения учащимися ( или читает сам вслух). Тексты по объему небольшие, 50 -70 слов( в зависимости от уровня подготовки учащихся). Затем учащиеся пытаются пересказать как можно точно первый текст.
Слайд 18Несмотря на все это, учащимся приходится большую часть работать с информацией
самостоятельно. Проектные работы, которые включены в планирование, являются самостоятельной работой учащихся – индивидуальной и групповой.
Слайд 19 Приучаясь к исследовательской работе на ранних стадиях обучения, дети
учатся отбирать необходимые материалы, структурировать их, анализировать и комбинировать информацию из разных источников, и получают бесценный опыт практической деятельности – постановка цели работы, поиск и структурирование материала, выделение главного и отбор содержания по проблеме, подготовка публичного выступления и презентации результатов исследования. Естественно, в ходе работы с проектом они обращаются за помощью к Интернету.
Слайд 20Подводя итог, хочется сказать, что при изучении предмета «Английский язык» большое
значение имеет умение работать с текстом. Дети учатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее. Очень эффективно проводить на уроках английского языка чтение «с пометками», когда обучающиеся получают возможность с помощью условных знаков отметить новую лексику, интересный для себя факт, информацию, требующую объяснений.
Слайд 21Мы должны понимать, что основными источниками информации для школьников должны быть
не только голос учителя и учебник, но и, по возможности, газеты и журналы, современные детские энциклопедические издания, словари, образовательные компакт-диски, сети Интернет.
В этом вопросе на учителя возлагается серьёзная обязанность быть для ученика гидом в информационное общество, организовать систематический и последовательный процесс воспитания информационной культуры младших школьников.
Слайд 22Таким образом, формируя у обучающихся умения работать с информацией, учитель выполняет
главное требование ФГОС второго поколения – организация учебного процесса так, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач.