Слайд 1Современные педагогические технологии-1
Психолого-педагогические основы
Слайд 2Новая парадигма образования
Современная школа перешла на деятельностную, гуманистическую личностно-ориентированную парадигму образования
и воспитания, которая как писала И.Л. Бим, затронула все компоненты школьного обучения иностранному языку: цели, содержание, структуру, принципы и технологии обучения.
Слайд 3Личностно-ориентированные технологии
Такие технологии способны обеспечить формирование коммуникативной компетенции и развитие таких
качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию в разных областях знания.
Слайд 4Понятие «педагогическая технология»
Понятие «педагогическая технология появилось в начале 60-х годов 20
века. Технология ( от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия-наука)- это совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология –это не просто исследование в области технических средств обучения, это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность.
Слайд 5Разночтение понятия «технология»
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь)
Педагогическая технология –это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Слайд 6Педагогическая технология -
это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, приемов обучения;
она есть органзационно-методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т. Лихачев).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Слайд 7Педагогическая технология и методика
Понятие педагогической технологии частнопредметного уровня почти полностью перекрывается
понятием методик обучения; разница заключается в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и рассчетная компоненты; в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно- ориентировочная стороны. Иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот.
Новые педагогические технологии представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом , гуманизацией и демократизацией общества.
Слайд 8Источники и составные элементы педтехнологий
социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
достижения науки:
педагогической, психологической, общественных;
передовой педагогический опыт;
опыт прошлого: отечественный и зарубежный;
народная педагогика.
Слайд 9Роль учебника
Процессуальная и содержательная части технологии адекватно отражают друг друга. Опосредующим
компонентом между ними является учебник, соединяющий содержание и процесс его усвоения. Кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Кроме этого технология работы опосредуется свойствами личности.
Слайд 10Классификация педтехнологий
по уровню применения выделяют общепедагогические, частно-методические и модульные технологии;
по философской
основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические;
по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские;
Слайд 11Классификация педтехнологий
по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и
религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические;
по категории обучающихся: массовые, рассчитанные на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня, технологии компенсирующего обучения, технологии работы с детьми с ОВЗ;
по отношению к ребенку: авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества;
Слайд 12В.П.Беспалько предложены следующие технологии:
по типу организации и управления познавательной деятельностью уч-ся:
- классическое лекционное обучение;
- обучение с помощью технических средств;
- система «консультант»;
- самостоятельная работа с помощью учебника;
- система «малых групп»;
- компьютерное обучение;
- программное обучении;
- система «репититор»;
Слайд 13Классификация педтехнологий
по способу активизации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативное
обучение (Е.И.Пассов), обучение на основе опорных конспектов (В.Д.Шаталов);
на основе эффективного управления процессом обучения (Н.П.Гузик, В.В.Фирсов), технологии дифференцированного обучения (А.С.Границкая, В.Д.Шадриков), групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко), компьютерные технологии;
на основе природосообразных технологий: обучение по педагогике Л.Н.Толстого, воспитание грамотности по Кушниру, технология Монтессори, Вальдорфскаяпедагогика Р Штайнера;
Слайд 14Классификация педтехнологий
Вальдорфская педагогика
Р. Штайнера;
на основе комплексных технологий: «Школа
самоопределения» А.Н.Тубельского,
«Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана.
Слайд 15Структура педтехнологии:
название технологии;
концептуальная часть (краткое описание основных идей и
принципов, целевых установок, позиции ребенка в образовательном процессе);
особенности содержания обучения (ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты, объем и характер содержания, дидактическая структура учебного плана, материала, программ);
процессуальная характеристика (особенности методов и приемов, организационные формы, диагностика, планирование, коррекция, учет категории учащихся);
программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебно-методические материалы, учебные пособия, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий).
Слайд 16Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной
Концептуальная часть рассматривается с позиции инновационности, альтернативности,
гуманизма и демократизации.
Содержание образования рассматривается с позиций современных теорий общего образования, принципов системностиразвивающего обучения и социального заказа.
В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых
Слайд 17Критерии оценки педагогической технологии
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной
полноты и реальности осуществления.
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность
Слайд 18В основе современных педагогических технологий обучения иностранным языкам лежат психологические и
дидактические концепции и подходы, впервые сформулированные в 50-60-е годы 20 века, а именно:
сознательно-практический метод Б.В.Беляева и его позднейшие модификации;
теория речевой деятельности А.А.Леонтьева;
личностно-деятельностный подход И.А.Зимней;
коммуникативная методика Е.И. Пассова;
суггестопедический подход Г.Лозанова и развивающие его концепции Г.А.Китайгородской, И.Ю.Шехтера,
С.И. Мельника.
Слайд 19Новые концепции, не нашедшие полного отражения в обучении ИЯ
концепция развивающего обучения
В.В.Давыдова (сегодня она сочетается с педагогикой сотрудничества Ш.А.Амоношвили);
концепция межкультурного общения(В.В.Сафонова, появление Европейских школ);
концепция приоритета «стратегий учащихся» перед «стратегиями учителя»;
концепция управления учебной деятельностью учащихся через организацию общения;
концепция учета психологических типов учащихся М.К.Кабардова при подготовке учебных материалов.
Слайд 20личностно-ориентированные технологии в обучении ИЯ:
технология обучения в сотрудничестве (Е.С.Полат, А.Ю. Уваров
и др.);
технология модульного обучения (П.Я.Юцевичене, М.А.Чошанов и др.);
технология развития критического мышления через чтение и письмо (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек и др.);
технология проектов (И.А.Зимняя, Е.С.Полат, Т.Е.Сахарова и др.);
технология мастерских (И.Я.Мухина, А.А.Окунев и др. )
Слайд 21Концептуальная основа названных технологий
Центральная фигура - личность ученика
как активного субъекта учебной деятельности и взаимодействия с другими участниками учебного процесса.
Слайд 22
Предметное содержание, подлежащее усвоению с помощью личностно-ориентированных технологий, приобретает для учеников
личностный смысл, поэтому выступает как содержание и среда становления их индивидуального опыта.
Принципиальной особенностью процессуальной части этих технологий является тот факт, что учитель и ученик понимаются как психологически равноправные и равноактивные участники учебного процесса, взаимодействие которых имеет характер сотрудничества, а учебный диалог учителя и учащихся или учащихся между собой становится основной организационной формой учебного процесса.