Слайд 1ГБПОУ КГ И C № 38
Методика
преподавания иностранного языка в
условиях реализации профильных программ. Актуальность восполнения знаний обучающихся за курс основного общего образования
Преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ КГ И С № 38 Людмила Альфонсовна Казакова
Слайд 2
«Методика не наука о том, как надо,
а искусство, убеждающее, как
быть ярким и рациональным»
(Е. Ильин)
Слайд 3 Общеобразовательная подготовка является необходимой основой
формирования общеучебных, культурных и профессиональных
компетенций
обучающихся колледжей и одновременно способствуют
качественной реализации программ профессиональной подготовки по
профессиям и специальностям. Общеобразовательная подготовка является
неотъемлемой частью профессиональных образовательных программ и
базовой составляющей формирования профессиональных компетенций
наших выпускников. Внедрение профильных общеобразовательных
программ повысит интенсивность учебного процесса и заинтересованность
обучающихся в освоении программ по общеобразовательным дисциплинам
в соответствии с профилем получаемого профессионального образования.
Слайд 4Изучение иностранных языков в современном обществе становится неотделимой составляющей профессиональной подготовки
специалистов самого разного профиля и от качества их языковой подготовки во многом зависит успешное решение вопросов профессионального роста. Успех обучения во многом зависит от методики работы преподавателя иностранного языка и от его умения пользоваться различными современными методами в контексте решения конкретных образовательных задач.
При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
Слайд 5создавать атмосферу, в которой обучающийся чувствует себя комфортно и свободно,
стимулировать интересы
обучаемого, развивать у него желание практически пользоваться иностранным языком в той или иной профессии,
вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные и творческие способности,
активизировать обучающегося, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса,
создавать ситуации, в которых обучающийся осознавал, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, с его будущей профессией,
учить работать над языком самостоятельно, на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса,
предусматривать различныйе формы работы (индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество)
Слайд 6 Содержание курса «Иностранный язык»
направлено на формирование иноязычной
коммуникативной компетенции, культуры
общения, повышения
уровня гуманитарного
образования и социальной адаптации личности к
условиям изменяющегося поликультурного,
полиязычного мира.
Слайд 7Содержание курса «Иностранный язык» предусматривает деление на
два модуля: основной – являющийся
общим для всех профилей и
профессионально-направленный, изучение которого учитывает
профиль образования и конкретную профессию.
Задача основного модуля – реализовать образовательную программу
среднего (полного) общего образования, предусмотренную федеральным
компонентом государственного стандарта.
Задача профессионально-направленного модуля – обеспечить
обучающихся знаниями иностранного языка для использования их в
дальнейшей профессиональной деятельности.
Слайд 8Цель обучения иностранному языку -
научить обучающихся не только
общаться на иностранном языке,
но
и применять свои знания в той или
иной профессии.
Слайд 9Методика преподавания английского языка по профильным программам предусматривает углублённое изучение предмета
в профессионально ориентированных ситуациях общения.
Слайд 10Содержание профильного курса позволяет уделять больше внимания обогащению лексики за счёт
профильно-ориентированной терминологии. Становятся более разнообразными ситуации общения.
Слайд 11Не бойся,
что не знаешь,
бойся,
что не учишься.
Слайд 13Работа с лексикой.
Сначала отбирается профессиональная
лексика с помощью картинных опор,
наглядных
пособий.
Слайд 15Обогащение лексики за счёт профильно-ориентированной терминологии по специальности: «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта» и «Кинология»
Слайд 19
Тексты для чтения – профильно- ориентированные. К каждому тексту составляется словарь
наиболее сложных слов и выражений, значительная часть из которых в ходе выполнения предлагаемых заданий усваивается активно. Таким образом, обучающиеся не только совершенствуют навыки чтения, но и расширяют свой словарный запас по той тематике, с которой они планируют связать свою профессиональную деятельность.
Подбор текстов с профессиональной лексикой.
Слайд 20Увеличивается объём читаемого: инструкций, научно-популярных текстов. При этом используются все стратегии
чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое.
Слайд 21Перевод на профильном уровне выступает как профессионально-ориентированное умение. Обобщая сказанное, на
профильном уровне изучения иностранного языка производится более глубокое развитие коммуникативных умений и совершенствование языковых навыков обучающихся с привлечением профильно-ориентированного материала.
Слайд 23Таким образом, обучающиеся не только совершенствуют навыки чтения, но и расширяют
свой словарный запас по той тематике, с которой они планируют связать свою профессиональную
деятельность.
Слайд 24 Обучающиеся получают возможность
дополнительно тренироваться, распознавать в
тексте и переводить различные
грамматические
конструкции, употребление которых характерно
для научно-популярной литературы, словарями,
составляют план текста, конспекта, пользуются
Интернет ресурсами. К текстам даются задания
различной сложности.
Слайд 25Например, отдельные предложения или абзацы соединить при помощи коннекторов, найти ключевые
предложения в каждом абзаце, разделить текст на микротемы, смысловые части; предлагаются упражнения на логическое соединение цепочек предложений, а также восстановление целостности текста путём упорядочения абзацев, порядок которых нарушен. Ставятся вопросы к тексту. Работая с текстом, мы обращаем внимание на грамматику, чтобы она не была отдельной темой, а была связана с лексикой, необходимой для понимания текста.
Слайд 26Обучение говорению основывается на том же языковом материале, который используется в
работе над текстами при обучении чтению. Основные формы – диалогическая и монологическая речь.
Целью обучения говорению является усиление речевой активности обучающихся, мотивированность и самостоятельность их высказываний. Участие в обсуждении каких-либо проблем даёт возможность проявить себя, высказать своё мнение. Основные виды работы – обучение диалогической и монологической речи.
Слайд 27О ДИАЛОГЕ…
(мнение педагогов)
… в результате диалога решаются учебные задачи, проблемы.
…он влияет на развитие интеллектуального мышления и рождает новые вопросы.
…учит находить истину.
…диалог влияет на формирование навыков общения.
Слайд 28Управленческое решение:
Изучить одно из направлений программы развития ОУ по внедрению в
учебно-воспитательный процесс личностно ориентированного обучения:
«Диалог как средство обучения
обучающихся и самосовершенствования
Методической деятельности учителя»
Слайд 29Чем продиктована необходимость диалогов в учебном процессе?
Слайд 30…мнение педагогов
…помогает учащимся развивать монологическую речь.
…избавляет учащихся от комплекса «вдруг я
что-нибудь не то скажу…»
… диалог позволяет осуществлять обратную связь с учеником.
…позволяет чувствовать себя равноправным партнером учителя.
…он заставляет удивляться и мотивирует обучающихся на учебную деятельность.
Слайд 31Интересные мысли о диалоге. Сократ:
Жизнь, лишенная
«перекрестного опроса» и
«исследования разума в
форме
диалога» -
это жизнь, которой «не
стоит жить»
Слайд 32Вопрос обучающимся:
«Зачем обучающемуся вести диалог на уроке?»
Слайд 33«Зачем обучающемуся вести диалог на уроке?»
мнение учащихся
…диалог дает возможность лучше
усвоить тот материал, который не очень понятен и узнать что-то большее по предмету.
…если на уроке не ведется диалог с учителем, то становится вовсе не интересно и обучающийся концентрирует свое внимание на чем угодно, только не на предмете.
Слайд 34По мнению М.М. Бахтина,
«…истина не рождается и не находится в
голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения».
Слайд 35Формы и виды работы с обучающимися
индивидуальная
групповая
коллективная
с учетом дифференцированного и уровневого
подхода.
Слайд 36Формы работы:
коллективная,
групповая,
в парах, индивидуальная
Слайд 38Повышение качества общеобразовательной подготовки возможно:
при организации и внедрении в учебный
процесс обобщающее-повторительных курсов, системы мониторингов (вводного, текущего, рубежного, итогового),
внедрение образовательных технологий, развивающих навыки самостоятельной работы (учебные компетенции, на основе которых будут формироваться профессиональные компетенции), повышающих мотивацию к самостоятельному поиску знаний
работа с обучающимися по ликвидации пробелов в знаниях,
самостоятельная работа обучающихся на основании повышения мотивации и интереса к знанию иностранного языка в условиях выбранной профессии (подготовка рефератов, докладов, выполнение творческих заданий с широким использованием интернет ресурсов)