Презентация, доклад Типы уроков по ФГОС

Содержание

Типы уроков по ФГОС1. Уроки «открытия» нового знания;2. Уроки отработки умений и рефлексии; 3.Уроки общеметодологической направленности;4. Уроки развивающего контроля.

Слайд 1ТИПЫ УРОКОВ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО ФГОС


ТИПЫ УРОКОВ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО ФГОС

Слайд 2Типы уроков по ФГОС
1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки отработки умений

и рефлексии;
3.Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.
Типы уроков по ФГОС1. Уроки «открытия» нового знания;2. Уроки отработки умений и рефлексии;		3.Уроки общеметодологической направленности;4. Уроки развивающего

Слайд 3
Структура урока по ФГОС.

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-
зационный этап 1-2

минуты).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Структура урока по ФГОС.1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-зационный этап 1-2 минуты).2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального

Слайд 4Дидактическая модель урока как образовательной ситуации:
Этап актуализации - обращение к

индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности.
Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.
Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.
Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире.
Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач.
Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
Дидактическая модель урока как образовательной ситуации: Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных

Слайд 51.Уроки «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых

способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1.Уроки «открытия» нового знания; Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной

Слайд 6имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап

актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
имеют следующую структуру:   1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;  2) этап актуализации и пробного

Слайд 72.Урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей

к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

2.Урок общеметодологической направленности. Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого

Слайд 8формировать у учащихся представления
о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
о

методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

формировать у учащихся представленияо методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;о методах организации самой учебной деятельности, направленной

Слайд 9Структура урока общеметодологической направленности: 
1. этап мотивации 2. этап актуализации и фиксирования индивидуального

затруднения в пробном учебном действии 3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4. этап включения изученного в систему знаний 5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Структура урока общеметодологической направленности:   1. этап мотивации  2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в

Слайд 103.Урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной

функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

3.Урок развивающего контроля.Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных

Слайд 11Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного

эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:предъявление контролируемого варианта;наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;сопоставление проверяемого

Слайд 12Уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы

и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2)

Слайд 131 Урок(Проведение контрольной работы) Структура урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности
2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

1 Урок(Проведение контрольной работы) Структура урока:1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности2. Этап актуализации и пробного учебного

Слайд 14II урок (Анализ контрольной работы)

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной

работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.
II урок (Анализ контрольной работы) Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе

Слайд 15Структура урока:

3. Этап локализации индивидуальных затруднений
4. Этап построения проекта коррекции выявленных

затруднений
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап решения заданий творческого уровня
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Структура урока: 3. Этап локализации индивидуальных затруднений4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений5. Этап реализации построенного проекта6.

Слайд 16Урок рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа

и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Урок рефлексии. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование

Слайд 17Имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2)

этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия;

Слайд 18Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование

и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных

Слайд 19Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою

работу с эталоном. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки, и лишь на старших ступенях обучения - к самопроверке по эталону.

Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение

Слайд 20Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а

осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные

Слайд 21Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.
1. Как и

для урока «открытия» нового знания, основной целью для мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной

Слайд 222. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления

учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:
организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

2.	Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к

Слайд 233.Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины

собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.
3.Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов

Слайд 244. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является

постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
выбрали способ [как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

4.	Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на

Слайд 255. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих

ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

5.	Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование

Слайд 266. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов

действий, вызвавших затруднение.
Для реализации этой цели:
организуется обсуждение типовых затруднений;
проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

6.	Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.Для реализации этой цели:организуется

Слайд 277. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация

способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки
выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
проводят самопроверку своих работ по эталону для
самопроверки и фиксируют знаково результаты;
фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения,
в это время учащиеся, не допустившие ошибки в
контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

7.	Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их

Слайд 288. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение

способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
выполняют задания на подготовку к изучению
следующих тем.
при отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.


8.	Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и

Слайд 299. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися

метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
уточняют алгоритм исправления ошибок;
называют способы действий, вызвавшие затруднение;
фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
оценивают собственную деятельность на уроке;
намечают цели последующей деятельности;
в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими

Слайд 30Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним

со стороны учителя , являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя , являются наиболее

Слайд 31С каким настроением вы заканчиваете меня слушать?








С каким настроением вы заканчиваете меня слушать?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть