Слайд 1Технология критического мышления
Презентацию подготовила
Кравцова Ирина Юрьевна, учитель Ясеновской гимназии
Слайд 2
Приёмы и методы, способствующие развитию критического мышления на уроках английского языка
“Ромашка
Блюма”
“Толстые” и “тонкие” вопросы”
«Кластер»
«Фишбон» (“Fishbone”)
Синквэйнз (Cinqwayns)
«Шесть думающих шляп» (the Six Thinking Hats)
Window Notes Strategy
Слайд 3 «Ромашка вопросов»
(или «Ромашка Блума»)
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Блум» в переводе с немецкого языка - «цветок»,
Слайд 4
Шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Слайд 5Типы вопросов
в «Ромашке»
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать
какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Уточняющие вопросы. «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. « «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Слайд 7Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих
ситуациях:
Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы.
Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.
Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.
Слайд 8Кластер
Кластерный анализ – это совокупность методов, позволяющих классифицировать многомерные наблюдения. Термин
«кластерный анализ» впервые ввел известный американский психолог Роберт Чоут ТРИОН (Robert C. Tryon) в 1939 году. Главным вкладом в методологию психологии стали его статьи, посвященные психометрике и его деятельность по развитию основных методик кластерного анализа.
Слайд 9 Значение слова
Cluster
Пучок, гроздь (a cluster of grapes)
Группа (a cluster of people)
Слайд 10 Cluster - Method -
графический приём систематизации материала.
Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Ключевое слово;
Слайд 11Кластер по страноведению
Country
traditions
holidays
Geographical position
capital
population
Places of interest
territory
Main cities
Political system
language
Слайд 12Кластер по страноведению
Australia
traditions
holidays
Geographical position
capital
population
Places of interest
territory
Main cities
Political system
language
Слайд 13Кластер по страноведению
Australia
population
Natives
70% live in cities
About 20 million people
200 nationalities
live in…
Слайд 14The best way to learn English is
way
to use the dictionary
to listen
attentively
to do exercises carefully
to work thoughtfully
to work hard
to use CDs
Слайд 16 Возможности использования:
Кластеры могут стать ведущим приёмом на стадии вызова,
Систематизация
информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии,
Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах).
Слайд 17Возможности использования:
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При
повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Слайд 18
Cтратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone».
«Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная
кость» или «скелет рыбы».
Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).
Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому часто называютсядиаграммы Исикава(Ишикава). Эта графическая техника помогает определить возможные причины проблемы.
Слайд 19
Использование метода “Fishbone”
Слайд 20Порядок работы с использованием стратегии «Fishbone»
Голова рыбы-проблема.
Верхние кости- причины
Нижние кости-факты и
аргументы
Хвост- вывод
Слайд 21Порядок работы с использованием стратегии «Fishbone»
В начале рисунка, после обсуждения, записывается
формулировка проблемы.
Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения
Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
Слайд 22
Учащиеся, овладевающие стратегией
«Fishbone», приобретают такие
метапредметные компетенции как
критическое мышление;
взаимодействие в группах;
планирование и осуществление исследовательской деятельности;
истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Слайд 23 Синквэйн (Cinqwayn)
Синквейн (от фр.cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской
поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Слайд 24
В начале ХХ века эту интересную форму пятистиший –
синквейна (cinquains) - разработала рано умершая от туберкулеза американская
поэтесса Аделаида Крэпси
(1878-1914).
Она опиралась на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Слайд 25Как составить синквэйн
Первая строка — тема синквейна (одно слово –существительное или местоимение), которое
обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Слайд 26Примеры синквейнов
Theme « A real friend»
Friend
The best, reliable
Trust, help,
care
A friend in need is a friend indeed.
(class) mate, comrade, girl (boy) friend.
Слайд 27Примеры синквейнов
На тему "Природа"
1. Жизнь
2. Плодородная, кормящая
3. Рождаться, жить,
существовать
4. Природа - это бесконечный источник вдохновения
5. Мать-земля
Слайд 28Примеры синквейнов
На тему о здоровье
1. Ценность
2. Благополучное, необходимое
3. Жить, богатеть, процветать
4.
Здоровье - это красота в любом возрасте
5. Благо
Слайд 29 синквейны полезны
в качестве инструмента для синтезирования сложной информации
в качестве
среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Слайд 31
«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом
де Боно.
Метод «шести шляп»
позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Слайд 32 В основе данного
метода
лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Слайд 33Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся
с несколькими трудностями.
Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение.
Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.
В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.
Слайд 34 Метод «шести шляп»
— это простой и практичный способ преодолеть подобные
трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Слайд 35
Эдвард Де Боно решил разделить все процессы на шесть типов.
Методика
"Шесть шляп мышления" позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ.
Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Слайд 36
Желтая шляпа: логический позитив. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?
Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Красная шляпа: чувства и интуиция
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Зеленая шляпа: креативность. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Черная шляпа: критика. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Белая шляпа: информация
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Слайд 37The six thinking hats (caps)
signifies feelings,
intuition,
emotions
without
explanations
signifies critical
thinking and
caution
symbolizes
brightness
and optimism
is used to
manage the
thinking process
calls for
information,
known or needed
focuses on
creativity,
possibilities,
new ideas
Слайд 38Как применить методику "Шесть шляп мышления" на уроках английского языка.
При изучении
английского языка можно использовать данную методику при обучении монологическому высказыванию.
Например, взять сказки на английском языке типа "Колобок", "Репка", "Лиса и журавль". Они по объему небольшие и все дети знают их сюжет
Этапы работы:
прочитать и перевести сказку;
"надеть" красную шляпу и проанализировать сказку с позиции чувств и эмоций;
"надеть" черную шляпу и высказать критику в адрес героя сказки;
"надеть" зеленую шляпу и придумать свой конец сказки.
Слайд 39Использования метода "Шести шляп»на примере текста «What is Halloween?»
Этапы работы:
Прослушайте/ прочитайте текст.
"Наденьте" белую шляпу и найдите факты празднования Хеллоуина.
"Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу празднования Хеллоуина.
"Наденьте" черную шляпу и выскажите критику(отрицательные черты) по поводу празднования Хеллоуина.
"Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты празднования Хеллоуина.
"Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант празднования Хеллоуина.
Эдвард де Боно
Зачем нужен метод "Шести думающих шляп»?
Изобретенный Эдвардом де Боно, этот инструмент особенно полезен для оценки инновационных, необычных и провокационных идей, предложений и ситуаций.
Хотя коллективное мышление представляет собой в большинстве случаев борьбу различных мнений, метод «Шести думающих шляп» эффективно решает эту проблему, заставляя всех участников думать параллельно. Одевая шляпу определенного цвета, все участники должны смотреть на задачу с соответствующего этой шляпе ракурса
Слайд 41Технология “Window Notes Strategy”
“Window Notes Strategy” –это технология, созданная Ричардом
В. Стронгом, Харвей Сильвером и их коллегами(2003).
Она развивает у учащихся навыки делать пометки во время чтения, письма или прослушивания, способность выражать собственные идеи, чувства и ставить перед собой вопросы.
Слайд 42
При заполнении таблиц ученики испытывают меньше затруднений, чем при их чтении,
так как зрительно контролируют свои действия.
Обучая структуре написания письма личного характера и эссе, ученики заполняют таблицу, кратко ответив на вопросы.
Эта работа может проходить поэтапно в ходе изучения определённой темы, а может в течение одного из заключительно-обобщающих уроков по теме.
В результате такой работы ученики приобретают навык написания чётко структурированного, логичного и арументированного высказывания на заданную тему.
Слайд 43Пример таблицы при обучении написания эссе для выражения своего мнения о
какой-либо проблеме.
Слайд 44Образец таблицы при обучении написания письма личного характера.
Каждое «окно» -
это абзац, и соответственно, требует пропуска строки.
Слайд 45Учащиеся, овладевающие стратегией
« Window
Notes Strategy»
приобретают навык написания чётко структурированного, логичного и аргументированного высказывания на заданную тему.
Слайд 46GOOD LUCK!!!
THANK YOU!!!
THANK YOU!!!
THANK YOU!!!
THANK YOU!!!
THANK YOU!!!