Презентация, доклад Стратегии смыслового чтения

Содержание

Особенности оценки метапредметных результатовФедеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

Слайд 1Мониторинг метапредметных результатов

Мониторинг метапредметных результатов

Слайд 2Особенности оценки метапредметных результатов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего

образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить».

Особенности оценки метапредметных результатовФедеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам

Слайд 5Стратегии чтения. Какие они бывают?
Существует более сотни различных стратегий чтения, которые

можно сгруппировать по разным параметрам. Мы сосредотачиваемся на тех стратегиях, которые чаще применяются в образовательном процессе и важны для обучения и самообразования.
В большинстве отечественных и зарубежных монографий стратегии классифицируют в соответствии с этапами чтения:

Ориентировочный этап (предчтение, предтекстовый)

Исполнительский этап (чтение)

Рефлексивно-оценивающий этап (послечтение, включение в другую деятельность)

Некоторые стратегии чтения ориентированы только на один этап, некоторые последовательно охватывают их все

Стратегии чтения. Какие они бывают?Существует более сотни различных стратегий чтения, которые можно сгруппировать по разным параметрам. Мы

Слайд 6Чтение бывает разным
Отвечая на вопросы: 1) зачем читать, 2) что читать

3) как читать – мы не только выбираем свою личную стратегию чтения, но и «вид» чтения: чтение для удовольствия или чтение для получения информации
Познавательное чтение зачастую имеет принудительный характер, впрочем оно тоже доставляет радость, если является частью творческого процесса.
В зависимости, от того какой текст читаем, мы меняем скорость чтения, обращаемся к словарям, в разной степени задействуем разные области собственных знаний.

Чтение

Бумажное

Экранное (интерактивное, привязано к медиапространству)

Чтение бывает разнымОтвечая на вопросы: 1) зачем читать, 2) что читать 3) как читать – мы не

Слайд 7Предтекстовая – ориентировочная деятельность
Во время чтения
Послетекстовая деятельность
Постановка цели чтения
Определение характера чтения
Просмотр

заголовка и подзаголовков
Предположение о замысле автора
Решение о виде чтения и определение стратегий

Выдвижение гипотез подтверждаемых или опровергаемых по ходу чтения

Обдумывание текста и выполнение задания, которое может быть репродуктивным, коммуникативным, продуктивным, творческим

Предтекстовая – ориентировочная деятельностьВо время чтенияПослетекстовая деятельностьПостановка цели чтенияОпределение характера чтенияПросмотр заголовка и подзаголовковПредположение о замысле автораРешение

Слайд 8Почему для чтения познавательной литературы нужны какие-то особые стратегии?
Осмысление, интерпретация познавательного

текста предполагают не эмоции или «мое мнение» (которое зачастую есть одна из форм заблуждения), а рассуждение в рамках рационального мышления.
Научная, научно-учебная, научно-популярная литература написаны особым стилем, который так и называется «научный стиль». У него свой ряд особенностей, которые требуют от читателя особых компетенций
Почему для чтения познавательной литературы нужны какие-то особые стратегии?Осмысление, интерпретация познавательного текста предполагают не эмоции или «мое

Слайд 9Стратегия SQ4R
Разработана в 1946 г. Ф. Робинсоном специально для чтения учебного

текста и основана на сочетании вопросов и пересказа материала.
S – survey – обзор, просмотровое чтение с фиксацией на заголовках и подзаголовках. Формируется общее представление о содержании и структуре текста, вспоминается информация по теме, формулируются цели чтения.
Q – question – вопросы. К каждой части текста формулируются собственные вопросы.
R – read- чтение и ответы на вопросы, сформулированные на предыдущем этапе. Важно, чтобы ответы были записаны собственными словами.
R – recite – изложение. Нужно ответить своими словами, не заглядывая при этом в книгу или записи.
R – review – повторение, проверка, переизучение. Вновь обращаемся к тексту, чтобы исправить ошибки и облегчить запоминание.
R – reflection – рефлексия, обдумывание
Стратегия SQ4RРазработана в 1946 г. Ф. Робинсоном специально для чтения учебного текста и основана на сочетании вопросов

Слайд 10Стратегия G-S-R
Стратегия сжатия текста, которая научит выделять ключевые слова, реферировать текст

и репродуцировать его (воспроизводить своими словами).
G – gist (главное, сущность), S – summary (конспект, резюме), R – retelling(пересказ). Используется индивидуально, в парах.

Стратегия G-S-RСтратегия сжатия текста, которая научит выделять ключевые слова, реферировать текст и репродуцировать его (воспроизводить своими словами).G

Слайд 11Стратегия «З-Х-У»

Стратегия «З-Х-У»

Слайд 12Стратегия Q-A-R
Стратегия обучения пониманию текста. Е. Рафел: «Обучение пониманию при чтении

должно начинаться с поиска точного места ответа в тексте». В 1984 г. он разработал стратегию Question – Answer – Relationships, которая учит понимать текст через поиск места ответа.





1 уровень – фактический уровень понимания текста (факты текста). Ответ содержится в конкретном предложении, которое можно процитировать.
2 – интерпретационный уровень понимания (текст или контекст, их понимание, интерпретация, чтение между строк). Составление ответа из отдельных частей текста.
3-4 уровень применения, контекстный, обобщающий, эмоциональный, оценочный ответ. Обобщение и оценивание за пределами строк текста. Составление ответа из позиции автора и читателя или только читателя

Где ответ?

В тексте

В голове читателя

В едином предложении (1)

В разных местах текста (2)

Автор и Я (3)

Только Я (4)

Стратегия Q-A-RСтратегия обучения пониманию текста. Е. Рафел: «Обучение пониманию при чтении должно начинаться с поиска точного места

Слайд 13Стратегии перед чтением
7 наиболее эффективных ориентировочных предтекстовых стратегий
создание глоссария слов

(glossing)
Припоминание важной информации (grip it)
Предварительные организаторы чтения (advance organizers)
Беглый обзор материала и постановка предваряющих чтение вопросов (SQ4R)
Зрительная представленность прогнозируемого содержания текста (visualization)
Мозговой штурм (brainstorming)
Размышления вслух (think aloud)

Стратегии перед чтением7 наиболее эффективных ориентировочных предтекстовых стратегий создание глоссария слов (glossing) Припоминание важной информации (grip it)Предварительные

Слайд 14Стратегия «Предвосхищение содержания» (anticipation guide)
Перед тем как приступить читатель заполняет таблицу

(или отмечает в ней) верные/неверные утверждения

Стратегия позволяет пробудить любопытство к теме и определить цели чтения, сориентироваться в основных темах и проблемах текста.
Можно использовать в послетекстовой деятельности, чтобы сверить свои догадки с фактами текста

Стратегия «Предвосхищение содержания» (anticipation guide)Перед тем как приступить читатель заполняет таблицу (или отмечает в ней) верные/неверные утверждения

Слайд 15Стратегия размышления вслух
Устная беседа по материалам текста, может использоваться также в

качестве стратегии исполнительской фазы чтения.
В ходе беседы читатели высказываются о вероятном содержании текста, отвечают на фактические и проблемные вопросы, дают определения базовых для понимания текста понятий.
По ходу чтения учитель делает остановки и просит вновь сделать прогноз, высказаться о прочитанном, проанализировать выявленную в ходе чтения проблему
Стратегия размышления вслухУстная беседа по материалам текста, может использоваться также в качестве стратегии исполнительской фазы чтения.В ходе

Слайд 16Стратегия THIEVES
Title. Могу ли определить тему текста? Знаю что-нибудь по теме?

Выражает ли он отношение? О чем будет текст?
Headlines. Что эти подзаголовки говорят мне о содержании текста? Какова тема параграфа по каждым из них? Как превратить подзаголовок в вопрос и мой предполагаемый ответ на него?
Introduction. Введение в тему. Выделено ли оно курсивом? Как первый абзац сообщает мне по теме чтения? Знаю ли я что-нибудь по теме?
Every first sentences in each section. Читаем каждое первое предложение в параграфе и пытаемся по нему понять общий смысл всего абзаца.
Visuals and vocabulary. Обращаем внимание на картинки, ссылки, диаграммы. Что могу узнать из них? Как они лучше помогают понять смысл? Есть ли список ключевых слов, терминов? Знаю ли я их значение?
End of article or end of chapter question. Вопросы в конце главы. Что это за вопросы? Какую информацию они предлагают выделить в качестве главной?
Summarize thinking. Обобщение. Читаем обобщающий абзац в конце текста или формулируем его самостоятельно
Стратегия THIEVESTitle. Могу ли определить тему текста? Знаю что-нибудь по теме? Выражает ли он отношение? О чем

Слайд 19Стратегия 3-2-1

Стратегия 3-2-1

Слайд 23Словарный запас и понимание
Знание слов определяет понимание
Значение слов является одним из

факторов, влияющих на понимание
Знание слов является средством доступа к информации текста
Знание слов является свидетельством более глубоких знаний

Важен не только объем словарного запаса, но и знание, как применять каждое из слов, как находить значение новых слов, пользуясь собственными знаниями о словообразовании и контексте или словарем.
В стратегии запоминания новых слов должны учитываться разные уровни понимания и контекст бытования слова.
Словарный запас и пониманиеЗнание слов определяет пониманиеЗначение слов является одним из факторов, влияющих на пониманиеЗнание слов является

Слайд 24Информационная карточка по теме

Информационная карточка по теме

Слайд 26Модель Фреймер
Разработана Дороти Фреймер и ее коллегами.

Найти в новом тексте новый

термин.
Определить понятие своими словами
Список существенных признаков понятия
Написать список примеров
Написать список вещей, примерами не являющиеся

Определение понятия через родовую принадлежность и базовый существенный признак

Существенные признаки понятия

Пример употребления в контексте

Не является – список вещей, примерами не являющихся

Понятие

Модель ФреймерРазработана Дороти Фреймер и ее коллегами.Найти в новом тексте новый термин.Определить понятие своими словамиСписок существенных признаков

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть