Слайд 1«Развитие УУД учащихся»
практико-ориентированный методический проект в рамках реализации направления «Научился сам,
научи другого» общешкольного
проекта «Семь шагов к успеху»
Руководитель проекта
Павлюк Марина Петровна,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Слайд 2ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
создание электронного методического пособия по использованию технологий, методов,
приемов для развития УУД учащихся в рамках реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Слайд 3ЗАДАЧИ:
развивать профессиональную педагогическую компетенцию педагогов;
отобрать и представить методы, приёмы различных технологий
для формирования конкретных видов УУД
Слайд 4Состав рабочей группы:
Павлюк М.П.- заместитель директора по УВР
Черкасова Н.В.- учитель английского
языка
Сергиенко Т.В.-учитель начальных классов
Пятко И.В.- учитель начальных классов
Терентьева Т. Г.- учитель начальных классов
Сидорова Е.Н.- учитель начальных классов
Комарь Е. Н.- учитель-логопед
Матвиенко Л.А.- учитель географии
Позднякова С.И.- учитель географии
Карнаухова Е.О.- учитель русского языка
Москалёва Т.П.- учитель физкультуры
Осипова В.С.- учитель математики
Слайд 5Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и
я научусь
китайская мудрость
Слайд 6Универсальные учебные действия (УУД)
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности,
включая осознание ее цели, ценностно-
смысловых и операциональных характеристик
Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Умение учиться,
способность к саморазвитию и
самосовершенствованию
Слайд 7Универсальные учебные действия
в широком значении
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
в узком значении
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Слайд 8Функции УУД
1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебную цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечение успешного усвоения знаний.
4. Формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 9Виды универсальных учебных действий
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 10Личностные УУД
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость
решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Слайд 12самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного
знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Слайд 13Педагогические приёмы
Задание массивом
Дай себе помочь
Лови ошибку
Выход за пределы
Слайд 14Задание массивом
1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Пример.
К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-немецкого разговорника. Количество не ограничивалось: десять слов — отлично, от пяти до десяти — хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-немецки. Выходили к столу по желанию.
2. Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.
Слайд 15Лови ошибку!
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее
предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Слайд 16Дай себе помочь
учитель максимально использует ситуации, в которых ученики
могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
Слайд 17Выход за пределы
В ходе конструирования урока учитель выходит за
пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.