«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Романова Т.В. –учитель немецкого языка
Слайд 2
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную
систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для большого спектра проблем в образовательной сфере.
Слайд 3Критическое мышление
один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем
восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.
Слайд 4Цели технологии
Развитие таких базовых качеств личности,
- как критическое мышление, - рефлексивность, - коммуникативность, - креативность, - мобильность, - самостоятельность, - толерантность, - ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
Слайд 5Развитие аналитического критического мышления:
научить школьников выделять причинно – следственные связи
рассматривать новые
идеи и знания в контексте
отвергать ненужную или неверную информацию
понимать, как различные части информации связаны между собой
выделять ошибки в рассуждениях
уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек
избегать категоричности в утверждениях
быть честным в своих рассуждениях
определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам
выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение
уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения
отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
Слайд 6Особенности организации
Технология « Развитие критического мышления через чтение и
письмо» - надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх стадий.
Слайд 7Первая стадия – « вызова »
У учащихся активизируется
имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Слайд 8Вторая стадия – « осмысление»
в ходе которой и
происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика ( маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Слайд 9Третья стадия – « рефлексия»
Ученик формирует личностное отношение к тексту и
фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.
Слайд 10Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических
приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы.
Слайд 11Приёмы технологии
Инсерт или « Пометки на полях»
Составление таблицы «ЗУХ»
Написание синквейна
Составление кластера
Мозговой
штурм
Написание эссе
Чтение с остановками
Тонкие и толстые вопросы
Бортовой журнал
Слайд 12«Составление кластера»
Кластер – графическая организация материала.
Слово кластер означает «пучок», «созвездие».
Составление кластера
позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Кластер может быть использован для стимулирования на разных стадиях урока.
Слайд 13«ЗУХ»
Особое требование – записывать сведения, факты или понятия только своими словами
Слайд 14Написание « синквейна»
Стихотворение из пяти строк. Форма свободного творчества.
Пишется по определённым
правилам.
Требует от ученика кратко резюмировать информацию.
Слайд 15«Корзина» идей
используется на стадии «Вызов»;
позволяет выяснить всё, что знают или думают
ученики;
проводится обмен информацией.
Слайд 16Инсерт
Приём маркировки текста следующими значками:
« V» - то, что известно;
« -
» - то, что противоречит представлениям
читающих;
«+» - то, что является новым;
«?» - ставится тогда, если у читателя возникло
желание узнать о том, что описано более
подробно.
Слайд 17«Мозговой штурм»
Цель приёма – развитие творческого типа мышления.
Проводится в группах из
5 -7 человек.
Первый этап – создание банка идей.
Второй этап – коллективное обсуждение
идей.
Третий этап – выбор наиболее перспективных
решений.
Слайд 18Написание эссе.
Эссе – произведение небольшого обёма, раскрывающее конкретную тему.
Эссе должно включать
следующие части:
а) краткое содержание, в которое необходимо
- чётко определить тему и предмет исследования или основные тезисы;
- кратко описать структуру и логику развития материала;
- сформулировать основные выводы.
б) основная часть эссе содержит положения и аргументации.
в) заключение содержит следующее
- четкое выделение результатов исследования и полученных результатов
- обозначение вопросов, которые не были решены и новые вопросы.
Слайд 19Толстые и тонкие вопросы
Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли,
было ли..
Толстые вопросы: Почему вы так думаете?
В чём разница?
Что, если?
Объясните, почему и т.д.
Слайд 20Бортовые журналы
Бортовые журналы – обобщающее название различных приёмов обучающего письма.
Учащиеся записывают
ответы на следующие вопросы
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала.
Бортовой журнал – фиксация информации с помощью
ключевых слов, графических форм, вопросов.
Слайд 21
Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на
современном этапе,формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования.