Слайд 1
Межинова Оксана Владимировна, учитель английского языка
МКОУ «Гимназия №1 Искитимского района»
Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка
в рамках ФГОС с использованием метода учебных проектов
Слайд 2УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Слайд 3
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра
по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 4Виды коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
постановка вопросов
разрешение
конфликтов
управление поведением партнера
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли владение монологической и диалогической формами речи
Слайд 5Задания для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка
в рамках ФГОС:
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
- поиск ошибок в письмах и текстах;
- составление текстов из предложенного набора предложений;
- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;
- заполнение анкет.
Презентация заданий в Power Point - для более детального, совместного изучения лексико-грамматического материала, который является основой для развития коммуникативных УУД на уроках английского языка.
Слайд 6Для развития коммуникативных УУД
у учащихся используются следующие
технологии обучения:
1.
Технология интерактивного обучения
2. Информационно-коммуникационная технология
3. Технология проблемного обучения
4. Метод проектов
Слайд 7Метод проектов –
это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на
поиск решения возникшей проблемы. (Е.С.Полат)
Слайд 8
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие практического мышления.
Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.
Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации
Слайд 9Зачем нужен метод проектов?
Он нужен, чтобы:
научить учащихся самостоятельному критическому мышлению, умению
работать с информацией;
научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
научить принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Слайд 10
Создание и презентация проектов учениками
возможность систематизации полученных знаний и навыков,
возможность
реализации интеллектуальных и творческих способностей
- качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний,
- развиваются речевые умения,
- за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку.
Все это способствует развитию
коммуникативных УУД учащихся.
Слайд 11Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность:
исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой).
Продолжительность проекта (краткосрочный, среднесрочный – от месяца до полугода, долгосрочный – более полугода).
Слайд 12Роли педагога
в процессе выполнения проекта
Энтузиаст (для повышения мотивации учащихся, оказание
моральной поддержки).
Специалист (он обладает знаниями и умениями).
Консультант (подсказывает, задает вопросы).
Организатор (доступ к ресурсам).
Руководитель (распределение времени и степени глубины работы).
Партнер (один из участников процесса).
Слайд 13Возраст учащихся
и объем помощи со стороны педагога (по М.А.Ступницкой)
Слайд 14Золотые правила
работы над проектом
Убедитесь, что тема устраивает всех в классе.
Убедитесь,
что тема – гибкая.
Убедитесь, что тема открыта для разных видов деятельности.
Не перегружайте учащихся.
Охотно предоставляйте направляющие указания.
Устанавливайте ограничения.
Заранее предупредить о проведении опроса, интервью, анкетирования.
Убедитесь, что имеется спецоборудование (ножницы, клей и т.д.).
Не игнорируйте проект учащихся, уделяйте внимание.
Помните, что проект для учащихся – это что-то большее, чем просто работа в классе.
Слайд 17
Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт образования и нашло отражение
в УМК «Spotlight» (авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс), который предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету.
Слайд 18Этапы работы над учебным проектом:
1. Подготовка
Ученикам предлагается в скрытом виде
проблема, которую нужно выявить, сформулировать.
2. Планирование
Все первоначальные предложения учеников записываются. Затем начинается коллективное обсуждение этих пунктов.
Слайд 19Этапы работы над учебным проектом:
3. Выполнение проекта
Тексты из учебника –
содержательная база для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Предъявление текстов учащимся может осуществляться на зрительной или аудитивной. На этом этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
Параллельно с этим этапом проводится
4. Мониторинг
Слайд 20Этапы работы над учебным проектом:
4. Мониторинг
Контроль деятельности школьников. Наряду с работой
по формированию языковых и речевых умений ребят в рамках обсуждаемой проблематики происходит обучение их стратегии и тактике группового общения.
Вначале ребята учатся выражать свое собственное мнение. Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и не согласия. Их можно ввести на этапе обсуждения вопроса.
Слайд 21Этапы работы над учебным проектом:
5. Создание конечного продукта
6. Презентация результатов
Каждая группа
защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану.
Слайд 22Этапы работы над учебным проектом:
7. Оценивание проекта
После презентации проектов предполагается
общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем.
Кроме того, заранее следует:
1) предложить ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта;
2) определить правила ведения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клише, активность школьников (вместе с тем ограничить объем речевого высказывания сильными учениками), аргументированность высказываний и т. п.
Кроме того, предлагается возможный вариант самоконтроля
Слайд 23Этапы работы над учебным проектом:
Слайд 24Параметры внешней оценки проекта
(по Е.С.Полат)
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность
их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Слайд 25Результаты самооценки проектных работ
У большинства детей развиты свобода общения, желание творить,
не останавливаться на достигнутом.
Следовательно, применение метода учебного проекта способствует развитию универсальных учебных действий.
Класс 7 в количестве 12 человек:
4 группы по 3 человека
Слайд 26Диагностика коммуникативных УУД
Цель диагностики:
выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий
в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Слайд 27Таблица мониторинга коммуникативных УУД
– динамика развития
Слайд 28Диагностика коммуникативных УУД
Результаты мониторинга - положительная динамика в развитии коммуникативных УУД.
Слайд 29Динамика среднего балла
в ходе работы над проектом
Класс 7 в количестве
12 человек
4 группы по з человека
Средний балл к началу работы над проектом (Module 5) – 4,3
Средний балл в ходе работы над проектом (Module 5) – 4,5
Средний балл к окончанию работы над проектом (Module 5) – 4,7
Слайд 30Результаты использования учебных проектов:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою
работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3.Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.
5. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.
Слайд 31Заключение
Обучение иностранному языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую
деятельность.
Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.
Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.
Слайд 32
Литература:
Брейгина М. Е. Проектная методика на уроках / / Иностранные языки
в школе.-2004.-.№2.
Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2003 .№5.
Коптюг Н. М. Интернет - проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе.-2003.-№3.
Коршунова Н. П. Проекты и прожекты в педагогике // Педагогика,2003.-№5.
Круглова О. С. Технология проектного обучения.-1999.-№6.
Леонтьев А. А. Психология общения. - М.,1997. 2. Белогрудова В. П . Исследовательская деятельность учащихся // Иностранные языки в школе.-2005.-№8.
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010