Презентация, доклад Преемственность ФГОС НОО и ФГОС ДО

Содержание

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер

Слайд 1
Преемственность ФГОС начального общего образования и проекта ФГОС дошкольного образования.
Готовность ребёнка

к школьному обучению – как условие перехода от ДОУ к начальной школе.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
г. Арзамаса

Вершинина Людмила Владимировна,
зам.директора по УВР
МБОУ СОШ №14

Преемственность ФГОС начального общего образования и проекта ФГОС дошкольного образования.Готовность ребёнка к школьному обучению – как

Слайд 2«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и

считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –

Слайд 3Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие

новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)

Слайд 4Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только

как подготовка детей к обучению


Учителя должны

Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучениюУчителя должныВнимательно

Слайд 5Задачи преемственности детского сада и школы
Развитие любознательности
Развитие способности самостоятельно

решать творческие задачи
Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками

Задачи преемственности детского сада и школы Развитие любознательности Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи Формирование творческого воображения,

Слайд 6Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования:
единый структурно-организационный подход, заключающийся в

совокупности требований к:
условиям реализации стандарта
структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы
образовательным результатам
единый психолого-педагогический методологический подход:
ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»
опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка
понятие об универсальных учебных действиях
ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования:единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:условиям реализации стандартаструктурно-содержательным компонентам

Слайд 7Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования:
принцип организации инклюзивного образования:
минимальная регламентация

образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов
разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ
опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)
направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
процесс успешной социализации ребёнка
развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
сохранение и укрепление здоровья детей


Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования:принцип организации инклюзивного образования:минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидовразработка адаптированных

Слайд 8Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОСов:

Образовательные

области ФГОС ДО: Предметные области ФГОС НОО:
* обществознание и естествознание
коммуникативно-личностное развитие (окружающий мир)
* основы духовно-нравственной
культуры народов России


познавательное развитие * филология
* математика и информатика
* технология

речевое развитие * филология


художественно-эстетическое развитие * искусство

физическое развитие * физическая культура


Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОСов:   Образовательные области ФГОС ДО:

Слайд 9Отличия ФГОСов дошкольного и начального общего образования:
ФГОС

дошкольного образования: ФГОС начального общего образования:
1. Нецензовый характер образования в связи 1. Цензовый характер образования: итого-
с необязательностью данной ступени вая оценка достижения результатов освое-
ния ООП НОО – основание для перевода на
следующую ступень
2. Результаты освоения ООП ДО – целевые 2. Результаты освоения ООП НОО: личност-
ориентиры, не подлежат непосредственной ные (не подлежат индивидуальной оценке),
оценке и не являются основанием для срав- метапредметные (УУД) и предметные под-
нения с реальными результатами детей лежат промежуточной и итоговой индиви-
дуальной оценке
3. Разработка специальных вариантов стан- 3. Ведётся разработка СФГОСов для детей с
дарта для детей с ОВЗ не предусмотрена ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести
имеющихся нарушений)
Отличия ФГОСов дошкольного и начального общего образования:    ФГОС дошкольного образования:

Слайд 10Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным

действиям

Целевые ориентиры ДО:
инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры
уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства
способен к фантазии, воображению и творчеству
любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям
способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности


Личностные универсальные учебные действия

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиямЦелевые ориентиры ДО: инициативен, самостоятелен, способен

Слайд 11Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным

действиям

Целевые ориентиры ДО
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов
хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания




Коммуникативные универсальные учебные действия

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиямЦелевые ориентиры ДОактивно взаимодействует со сверстниками

Слайд 12Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным

действиям

Целевые ориентиры ДО
способен к воплощению различных замыслов
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
контролирует свои движения и управляет ими
способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело
следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены


Регулятивные универсальные учебные действия

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиямЦелевые ориентиры ДОспособен к воплощению различных

Слайд 13Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным

действиям

Целевые ориентиры ДО
склонен наблюдать, экспериментировать
обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире
знаком с книжной культурой и детской литературой
обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории
имеет предпосылки грамотности


Познавательные универсальные учебные действия

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиямЦелевые ориентиры ДОсклонен наблюдать, экспериментироватьобладает начальными

Слайд 14Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все

зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был

Слайд 15Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между

ДОУ и начальной школой

Для определения уровня готовности ребенка к школе предлагается заполнить карту готовности ребёнка к школьному обучению, которая выдаётся родителям дошкольников. При поступлении в 1-ый класс родители передают данный документ в школу. С содержанием карты обязательно знакомятся учитель 1-ого класса и педагог-психолог. Роль психолога в данном случае заключается в анализе психолого-педагогического статуса ребёнка, поступившего в 1-ый класс, проводимого по данным карты готовности к школьному обучению. Ориентируясь на результаты анализа карты и результаты индивидуальной психодиагностики уровня готовности к обучению в школе (которая проводится в 1-ом классе ежегодно в сентябре), педагог-психолог даёт классному руководителю и родителям учащегося рекомендации, которые призваны способствовать успешной адаптации ребёнка.

Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой  Для

Слайд 16Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между

ДОУ и начальной школой

Поскольку результатом образования в начальной школе во многом является сформированность у выпускников универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, логично и целесообразно проанализировать уровень развития предпосылок к формированию данных УУД у ребёнка, поступающего в 1-ый класс. Именно поэтому параметры развития ребёнка в карте готовности к школьному обучению рассматриваются нами с позиций соотнесения их с группами УУД.
На следующих слайдах представлена карта готовности ребёнка к школьному обучению, где практически каждый параметр развития ребёнка отнесён к соответствующей группе УУД.

Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой

Слайд 17Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования

УУД
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Слайд 18Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования

УУД
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Слайд 19Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования

УУД
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Слайд 20Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования

УУД
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Слайд 21Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования

УУД


Далее производится подсчёт суммы баллов по каждой группе УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных) в следующем соответствии:
высокий уровень параметра – 2 балла; средний уровень параметра – 1 балл, низкий уровень параметра – 0 баллов.
Наибольшее количество параметров в карте относится к познавательным УУД (10 позиций), таким образом, максимальный балл по данной группе УУД может составить 20 баллов. Однако, в силу возрастных особенностей детей 6-7 летнего возраста, остальные блоки УУД представлены меньшим числом параметров. Именно поэтому были введены коэффициенты для блоков коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Исходя из максимума балльного значения = 20 баллам, коэффициенты составляют: коммуникативные УУД k=1,25; регулятивные УУД k=2,5; личностные УУД k=5.
Результаты фиксируются в таблице (см. следующий слайд)

Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Слайд 22Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному

обучению


Уровень развития основных универсальных учебных действий первоклассников по данным анализа карт готовности ребёнка к школьному обучению из ДОУ

Распределение балльных значений по уровням развития:
0-6 баллов – низкий уровень развития УУД;
7-13 баллов – средний уровень развития УУД;
14-20 баллов – повышенный уровень развития УУД.

Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучениюУровень развития основных универсальных учебных действий

Слайд 23Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному

обучению

По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в МS Office с обозначением числовых значений по каждому блоку УУД (см. следующий слайд)
Условные обозначения:
ПУУД – познавательные универсальные учебные действия;
КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия;
РУУД – регулятивные универсальные учебные действия;
ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.
Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки предпосылок УУД.

Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению    По числовым

Слайд 24Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода

к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и

Слайд 25Список использованных источников:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М., «Просвещение», 2008 г.
2. «Об образовании в Российской Федерации» - федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974
3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3447
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)
http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543

Список использованных источников:1.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть