Слайд 1Современный урок иностранного языка: проблемы организации и возможные решения
Подготовила Редька О.Н.
РМО
учителей иностранных языков
Ольховатка-2018г.
Слайд 2Наиболее актуальные вопросы и трудности организации урока иностранного языка в контексте
ФГОС: 1) корректность активного целеполагания; 2) обеспечение активной самостоятельной работы учащихся; 3) недостаточное внимание к «интеракциональным» видам речевой деятельности; 4) необходимость грамотного использования современных интернет-технологий; 5) обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса; 6) активная рефлексия в конце занятия; 7) дифференцированное домашнее задание.
Слайд 3 1. Корректность активного целеполагания
Видоизменение формата первого этапа занятия
заключается в том, что учащиеся должны осознать и вербализовать личностную значимость и ценность темы. Н.Д.Гальскова и Д.К.Бартош отмечают, «…практика показывает, что даже в случае, если цель и задачи сформулированы учителем теоритически корректно, их реализация может не привести к желаемому … результату, поскольку для ученика они могут остаться лишь внешне задаваемыми целевыми установками и не иметь … того же ценностного смысла, что и для педагога.»
Слайд 42. Обеспечение активной самостоятельной работы учащихся на занятии,
доля которой должна составлять 60-70% от времени урока.
Условия личностной активности ученика реализуемы при интенсивном внедрении активных приемов и методов обучения: Прогулка по классу, Работа на станциях, Кооперативное чтение, Кооперативное письмо, Вихревые группы, Карусель, Коммуникативная салфетка, Разговор в четырех углах, Зигзаг-дебаты.
Во-первых, фронтальные формы работы позволяют быстрее прорабатывать упражнения под контролем учителя. Не следует бояться предоставлять учащимся больше самостоятельности и ответственности. Вторая причина названной проблемы заключается в том, что самому преподавателю требуется много времени на подготовку и последующую обработку / анализ. Третья причина – несоответствие названных методов формату ЕГЭ.
Слайд 53.Внимание к «интеракциональным» видам речевой деятельности.
Овладение диалогической / полилогической речью должно
в большей степени, чем раньше, ориентироваться на развитие умений спонтанного взаимодействия через разыгрывание диалогов на основе схем-моделей (где в качестве опор для реплик предложены краткие характеристики коммуникативных намерений собеседников), ролевых карточек, перехода от управляемой беседы к дискуссии. После самостоятельной работы учащиеся разыгрывают диалог, который обладает значительной долей спонтанности и служит наглядной моделью реального взаимодействия.
В связи с развитием технических средств обучения необходимо упомянуть о появлении нового специфического подвида аудирования – аудиовизуального восприятия со своими особыми приемами, методами и системой упражнений.
Слайд 64. Методически грамотное использование современных интернет-технологий.
Функционал традиционной блогосферы возможно ориентировать на
преобразование повседневной социально-виртуальной среды в образовательное пространство благодаря использованию блогов социальных сервисов в функции обучающих блогов интерактивно-мультимедийного характера. Ресурс Веб 2.0 должен обладать следующими техническими характеристиками: наличие блогосферы; наличие технической возможности интеграции с сервисами подкастов и видеоблогов (“podcast.de”, “YouTube” и пр.), наличие вики-сервиса, позволяющего группе пользователей совместно создавать единый текст (технология “cooperative writing” в условиях дистанционного обучения.
Слайд 75. Обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса.
Познавательные процессы индивидуальны в зависимости
от специфики когнитивных, мотивационных, эмоциональных, поведенческих и пр. структур личности. В контексте дифференциации речь идет о формировании групп учащихся с близкими познавательными интересами и потребностями; при индивидуализации работа осуществляется с каждым отдельно обучающимся.
Слайд 86. Активная рефлексия в конце занятия. Впервые на нормативном уровне, в
рамках ФГОС, закреплено требование реализации мегакогнитивных (регулятивных) приемов самооценивания на каждом занятии.
А. Самооценивание на основе рефлексивных вопросов в виде таблицы, заполняя которую каждое занятие ученик может отслеживать свой прогресс.
Рефлексивные вопросы
Слайд 9Б. «Рамочная конструкция» или «реприза»: в конце занятия следует вернуться к
поставленным в начале урока задачам и оценить их достижение. В рефлексивных картах или на доске проставить оценочный знак: «+» = эту задачу мне удалось выполнить в полной мере; «±» = задача выполнена частично; «v» = при выполнении задачи возникло много трудностей; «-» = задача не была выполнена.
Слайд 107. Дифференцированное домашнее задание.
С учетом специфики предмета «Иностранный язык» можно дифференцировать
/ индивидуализировать задания по принципу доминирования того или иного вида речевой деятельности. Учащийся может выбрать, например, чтение текста с выполнением ряда заданий, написание статьи, подготовку доклада-презентации, аудио-/ видеоподкаста и т.п. При этом должно действовать правило вариативности.
Были охарактеризованы основные проблемные моменты организации уроков по иностранному языку в свете новых личностно-ориентированных ФГОС и предложен набор методических решений.