Слайд 1Обучение английскому языку детей с ОВЗ в условиях ФГОС: нормативные документы,
Слайд 2Проблемы в учебе у школьников
Слабая слуховая память – кратковременная и долговременная;
Не
может достаточно долго концентрировать внимание;
Легко приходит в уныние;
Заниженная самооценка;
Легко отвлекается;
Отличается высокой спонтанностью, не может контролировать эмоции;
Легко теряет мысль;
Испытывает нехватку слов на родном языке;
Испытывает трудности в сотрудничестве с остальными в микрогруппах или в больших группах;
Испытывает трудности в следовании многошаговым инструкциям или в запоминании инструкций на достаточно длительное время;
Имеет проблемы с моторикой, как мелкой так и крупной;
Негибок в мыслях, упрям;
Плохо владеет ручкой при написании;
Испытывает сложности с пониманием и чувством времени.
Слайд 3ОВЗ и SEN
Такие ученики могут иметь особые возможности здоровья (ОВЗ) и
особые образовательные потребности (Special Education Needs, SEN).
Диагноз может ставить только специалист (врач, психолог), но учитель может учитывать эти сложности и помогать ребенку, а также обратить внимание специалиста.
Слайд 4Нормативные документы учителя
При работе с детьми с ОВЗ нужно опираться на:
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект)
Слайд 5Инклюзивное образование (документы учителя)
Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного
компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:
глухих детей.
слабослышащих и позднооглохших детей.
слепых детей.
слабовидящих детей.
детей с тяжелыми нарушениями речи.
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
детей с задержкой психического развития.
детей с расстройствами аутистического спектра.
Слайд 6Что делать, если в вашем классе есть особые дети?
Пути решения проблем
и оказания помощи детям:
методические решения;
организационные решения;
педагогические решения.
Слайд 7Глухие и слабослышащие дети
Инструкции давать в картинках, в текстах, жестами;
«Разыгрывать» действия
для выполнения задания (учитель или другие ученики);
Посадить ребенка впереди так, чтобы он мог хорошо видеть учителя и доску;
Давать больше времени на ответ;
Развивать другие способы восприятия (мультисенсорный подход)
Слайд 8Визуальные опоры
Карточки (например, в книгах «Алфавитные карточки», «Стихи и загадки», курсе
«12шагов к английскому языку»);
Cut-out section (например, в УМК “Happy English.ru” К.И. Кауфман, М. Ю. Кауфман);
Таблицы, схемы, графики;
Иллюстрации.
Слайд 13Слабовидящие дети
Тексты учебников должны быть записаны в аудиоприложении (например “Happy English.ru”)
так, чтобы ученики могли слушать в наушниках во время работы с текстами.
Использовать белые мелки на доске и жирные линии. Проговаривать то, что пишется на доске.
Сажать детей ближе.
Давать четкие устные инструкции.
Не использовать в инструкциях требующие зрительной деятельности слова и выражения, как “over there”, “like this one” и т.д.
Назначать для таких учеников «помощников» из одноклассников, возможно по принципу дежурства.
Слайд 14Использование песен. HE.ru для 4 класса (1 часть)
Слайд 15Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Нужен легкий доступ ко всем частям класса.
Использовать демонстрационный стол и плакаты или интерактивные плакаты.
Поощряйте учеников максимально участвовать в выполнении всех заданий.
Организуйте дежурство «помощников».
Фокусируйте внимание на интеллектуальном вкладе в работу, например решение проблем, сбор и организация информации и т.д. так, чтобы успех не зависел от выполнения физических действий.
Помогайте ученикам бороться с разочарованием от того, что они не могут выполнять все задания на одинаковом уровне с детьми без ОВЗ.
Слайд 17Ученики с проблемами в эмоциональной сфере
Создавайте комфортную ситуацию в классе, в
том числе ситуацию успеха.
Наделяйте учеников ответственностью (например, за подготовку проектора, уход а цветами и т.д.). Обязательно хвалите за старание.
Давайте ученикам возможность выбирать упражнения для самостоятельной работы. Предлагайте поделиться итогами такой работы с одноклассниками.
Организуйте пары или микрогруппы с учениками с положительным поведением.
Обсудите правила поведения в классе и часто напоминайте о них.
Начинайте урок с знакомства с тем, что дети будут делать на уроке. Таким ученикам нужна четкая структура!
Сажайте таких учеников подальше от всего, что может их отвлечь (слишком разговорчивый одноклассник, плакат, шкаф с игрушками и т.д.).
Используйте короткие и быстрые упражнения. Сразу по выполнении объявляйте результаты и не забывайте хвалить учеников.
Слайд 18Правила поведения в классе. “NME” 6 кл.
Слайд 19Ученики с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
С трудом следуют инструкциям;
Не умеют
играть тихо;
Очень много говорят;
Ерзают за столом;
Говорят не подумав;
Легко отвлекаются;
Часто играют в опасные игры не думая о последствиях;
Не умеют дожидаться своей очереди;
Часто не слушают;
С трудом концентрируют внимание;
Не могут усидеть на месте;
Перескакивают с одного упражнения на другое.
Слайд 20Ученики с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Давайте краткие и четкие инструкции.
Разбивайте материал на маленькие порции.
Объясните правила поведения.
Ведите мониторинг работы, особенно при смене упражнений.
Поддерживайте зрительный контакт.
Учитывайте время внимания учеников. При необходимости делайте перерывы.
Договоритесь об условном знаке чтобы показать ученику что он отвлекся или неправильно себя ведет.
Давайте инструкции в письменном виде и устно.
Предупреждайте заранее о смене видов деятельности.
Обязательно давайте такие задания, с которыми ученик сможет справиться.
Ограничивайте количество (но не сложность) домашнего задания.
Давайте достаточно времени чтобы ученик мог переключиться или завершить задание.
Слайд 22“Метапредметный портфель”
Многофункциональная тетрадь
Предметные результаты – английский язык (все задания построены на
базе АЯ)
Метапредметные результаты – формат заданий (задания на большинство МР)
Личностные результаты – воспитательная направленность заданий (формирование чувства сопереживания, толерантности, уважительного отношения к стране изучаемого языка и своей стране)
Слайд 23Система подготовки к итоговой аттестации
Слайд 25Полезные сайты
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ - нормативные документы
http://www.teachspeced.ca/teaching-strategies-students-special-needs - стратегии обучения детей с SEN
http://www.senteacher.org/print/
- печатные материалы
http://www.teachingideas.co.uk/subjects/special-needs - дополнительные материалы для разных предметов
Слайд 26Подводя итоги
У детей с ОВЗ есть особые образовательные потребности;
Потребности зависят от
особенностей здоровья;
Цели и задачи обучения описаны в СпецФГОСах и адаптированных программах;
Ключ к решению проблем в обучении детей с ОВЗ лежит в описанных методических, педагогических и организационных приемах