Слайд 2Импрессионизм (Impressionismе, франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во
Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века.
Слайд 3Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар
и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.
Слайд 4Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём
творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности.
Слайд 5В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской
гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.
Слайд 6Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой
экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола).
Слайд 7Моне «Впечатление.Восходящее солнце», 1874 год
Слайд 8Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.;
по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам импрессионизма.
Слайд 9У импрессионистов не было программы, но была общая амбиция: понимание роли
света, который влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёль; цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов; цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других.
Слайд 10Клод Моне ( 1840-1926)
Он был одной из самых ярких фигур в
группе импрессионистов и всегда шел своей дорогой, прокладывая путь для других.
Будучи бедным провинциалом в самом начале своего творческого пути, неутомимым тружеником, смелым бунтарем, создателем небывалой по свежести и силе цвета колористической системы, Моне прожил яркую, насыщенную жизнь. Его художественная манера в разные периоды жизни претерпевала изменения, переосмысления, были и взлеты и падения, нищета и достаток, однако старость художник встретил в зените славы, которая и по сей день не оставляет его работы, которые являются величайшими произведениями эпохи импрессионизма.
Слайд 11Пьер Огюст Ренуар ( 1841-1919)
Ренуар работал в различных жанрах. В отличие
от большинства импрессионистов, главной темой которых был пейзаж, Ренуара привлекала повседневная жизнь людей — сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне. Он всегда отдавал предпочтение сюжетам, раскрывающим естественную способность человека радоваться жизни, наслаждаться ею («Ложа», «Мулен де ла Галет», «После обеда», «Завтрак гребцов»). Именно с его "Мулен де ла Галетт" (1876, Музей Орсэ, Париж), такой живой, пронизанной солнечным светом, радостью и ликованием, к нему пришла слава.
Слайд 12Работы Ренуара
Натюрморт с большой цветочной вазой
Две девушки, читающие в саду
Слайд 13Портрет мадмуазель Ромен Ланко
Парижанка
Слайд 14Портрет Жанны Самари
Очень много Ренуар работал в жанре портрета («Портрет актрисы
Жанны Самари», «Мадам Жорж Шарпантье с детьми», «Девочка с лейкой», «Девушки в черном»), с обнаженной натурой («Обнаженная»), где так же достиг необычайной славы, благодаря завораживающему колориту, тонкому психологизму и особому ощущению важности момента, сиюминутности, присущей его портретам.
Слайд 15Писсарро Камиль (1830-1903)
Один из крупнейших французских импрессионистов. Писсарро был старше
остальных членов группы импрессионистов, вроде как ее «отцом». Почти всю свою жизнь он писал современные городские, индустриальные пейзажи, и сельские виды. Критики находили в его работах черты романтического реализма, однако их искренняя натуралистичность говорит об истинном пристрастии Писсарро к импрессионизму. В последние годы жизни, несмотря на плохое зрение, художник создал серию видов Парижа, которая является одним из высочайших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферы. Его многочисленные рисунки и гравюры не имеют равных среди произведений импрессионистов.
Слайд 16Эдгар Дега ( 1834-1917)
Дега выделялся среди художников-импрессионистов своим стилем письма и
выбором сюжетов для своих полотен. Самой большой художественной страстью Дега было изображение жизни танцовщиц – он рисовал и ваял их фигуры в течение 40 лет своего творческого пути. Ему также нравилось рисовать купающихся женщин и сцены скачек. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур.
Рожденный в богатстве, Дега умер в полном одиночестве.
Слайд 18Импрессионисты — пионеры и основоположники современного искусства. Они установили прямую связь между
глазом живописца и светом. Отсюда — движение возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. В то же время — абсолютное доверие субъективному видению художника, его индивидуальности. Эти два пути питали европейское искусство вплоть до середины XX века.