Слайд 1Основы
латинского языка с медицинской терминологией
Слайд 2Терминологическое словообразование
Слайд 3 Invia est in medicina via sine lingua latina
Слайд 4 Invia est in medicina via sine lingua latina
Непроходим путь в
медицину без знаний латинского языка
Слайд 5
Цели занятия:
1. Правильно
читать и писать на латинском
языке анатомические и клинические
термины;
2.Образовывать термины с помощью
приставок, корней и суффиксов
греческого происхождения;
3. Переводить клинические термины с
латинского языка на русский и с русского
на латинский язык;
4.Объяснять значение терминов по
знакомым термино-элементам.
Слайд 7Дайте ответы на следующие вопросы:
Дайте определение понятия «Словообразование»
Назовите составные части латинских
слов.
Что такое корень слова?
Что такое аффикс?
Как подразделяются аффиксы по положению относительно корня?
Что такое основа слова?
С помощью приставок и суффиксов от одного корня можно образовать различные слова. Назовите способы словообразования в латинском языке.
Кто является автором большинства клинических
терминов?
Слайд 8Какой латинской приставке соответствует русское значение «против»?
Какими приставками вы обозначите:
-нарушение;
-слабость;
-усиление.
Какой
термино-элемент указывает на оперативное удаление, избавление от чего-либо?
Термин «-tonia» обозначает тонус, напряжение. Какими терминами обозначаются:
-отсутствие тонуса;
-расстройство тонуса;
-снижение тонуса?
Разминка
Назовите латинские наименования анатомических образований:
аорта,вена, сосуд, сердце, легкое, печень, пищевод, поджелудочная железа, почка, яичник, маточная труба, матка, мочевой пузырь, кожа, голова, лопатка, сустав, кость, ребро, грудная клетка, большеберцовая кость, малоберцовая кость, нос, глаз, ухо, ключица.
Слайд 10 Aorta, vena, vas, cor, pulmo, hepar, esophagus, pancreas,
ren, ovarium, tuba uterina, uterus, vesica urinaria, cutis, caput, scapula, articulatio, os, costa, thorax, tibia, fibula, nasus, oculus, auris, clavicula.
Слайд 11Терминологическое словообразование
Слайд 12 Назовите греческие термино-элементы, обозначающие внутренние органы:
сердце, желудок, почка, сустав, рот, мышца, кожа, глаз, вена, нос, живот, легкое, мочевой пузырь, кость, ухо, почечная лоханка, сосуд.
Слайд 13Сердце - cardia-
Желудок - gastr-
Почка - nephro-
Сустав - arthr-
Рот - stomat-
Мышца
- my-
Кожа - derm-
Глаз - ophthalm-
Вена - phleb-
Нос - rhin-
Живот - lapar-
Легкое - pneum (on)-
Мочевой пузырь - cyst-
Кость - osteo-
Ухо - ot-
Почечная лоханка - pyel-
Сосуд - angio-
Слайд 14Терминологическое словообразование
Слайд 15
Физкультминутка !!!
Гимнастика для глаз:
1 – посмотреть влево;
2 - посмотреть вправо;
3
- посмотреть вниз;
4 –посмотреть вверх;
5 –посмотреть на
кончик носа;
6 – посмотреть вдаль;
7 – плотно закрыть глаза.
Слайд 30Эталон ответов
1. в
2. г
3. а
4. в
5. б
6. б
7. б
8. а
9. г
10.а
11.
в
12. в
Слайд 31Критерии оценки
«5» - 0-1 ошибки
«4» - 2-3 ошибки
«3» -
4-5 ошибок
«2» - 6 и более ошибок
Слайд 32Гиппократ – отец медицины!
Внеаудиторная самостоятельная работа
Слайд 33Домашнее задание:
Подготовить кроссворды по теме «Терминологическое словообразование»: 15 вопросов по горизонтали,
15 вопросов по вертикали;
Подготовиться к итоговому занятию.