Слайд 1Выполнила
Мельникова Анастасия
Группа 117
Слайд 2Цели обучения лексике
Целью обучения лексике является формирование лексического навыка.
Лексический навык –это способность автоматически
вызывать из долговременной памяти слова и словосочетания и включать их в речь в конкретной ситуации для решения конкретной речевой задачи.
Лексические навыки
рецептивные продуктивные
- рецептивные – навыки узнавания и понимания лексических единиц в рецептивных видах речевой деятельности (аудировании и чтении).
- продуктивные – навыки правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации;
Слайд 3Формирование лексических умений и навыков предполагает знание ситуативных , социальных и
контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка (например, использование идиом, соблюдение вежливости при просьбе: ‘Could you be so kind to…’).
В связи с этим обучение лексике требует обращения как к функциональным особенностям лексических единиц, так и к языковой системам.
Слайд 5Повышенное внимание к этому аспекту иноязычной речи объясняется рядом причин:
1) от
степени владения лексикой в первую очередь зависит содержательная сторона высказывания;
2) лексика, подлежащая усвоению, не однородна по своим психологическим, психолингвистическим характеристикам;
3) усвоенный лексический минимум следует рассматривать как базовую (опорную) лексику;
4) навыки по применению языковых единиц, материала на лексическом уровне являются важным компонентом таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение и говорение;
5) возникает необходимость проводить работу по систематизации изученных ранее лексических единиц.
Слайд 6Требования программы к знаниям и лексическим навыкам учащихся
Начальная школа
Усвоение лексических единиц,
обсуживающих ситуации общения в пределах тематики начальной школы
500 лексических единиц для двустороннего усвоения;
простейшие устойчивые словосочетания;
оценочная лексика и реплики-клише;
начальное представление о способах словообразования;
интернациональные слова (например, doctor, film).
Слайд 7Основная школа
Расширение объема лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые
темы, проблемы и ситуации общения.
К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования:
а) аффиксации:
• глаголы с префиксами re- (rewrite);
• существительные с суффиксами –ness (kindness), -ship (friendship),
-ist (journalist), - ing (meeting);
• прилагательные с суффиксами –y (lazy), -ly (lovely), - ful (helpful), -al (musical), -ic (fantastic), - ian/an (Russian), -ing (boring); - ous (famous), префиксом un- (unusual) ;
• наречия с суффиксом - ly (quickly);
• числительные с суффиксами –teen (nineteen), -ty (sixty), -th (fifth)
б) словосложения: существительное + существительное (football)
в) конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола – to change – change)
Распознавание и использование интернациональных слов.
Слайд 8Старшая школа
Систематизация лексических единиц, изученных во 2-9 классах;
овладение лексическими
средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения.
Лексический минимум выпускников полной средней школы
составляет 1400 лексических единиц.
Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой.
Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише
речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран;
навыков использования словарей.
Слайд 9Активный и пассивный, потенциальный словарь
Активный словарь включает слова, используемые в речи
и на письме. Активный словарь учащихся, как правило, включает в себя словарный минимум только наиболее употребительной лексики. Это связано с временными ограничениями программы. Активный словарь используется непосредственно в речи.
Для включения слова в актив необходима затрата учебных усилий, связанных с развитием навыков быстрой актуализации слова в памяти и его сочетания с другими словами в речи.
Наиболее употребляемые слова английского языка
На письме
The, of, and, a, to, in, is, you, that, it, he, was, for, on, are, as, with, his, they, I.
В речи
A, an, after, again, all, almost, always, and, because, before, big, but, (I) can, (I) come, either, (I) find, first, for, friend, from.
Слайд 10Для употребления слова в собственной речи нужно научиться
находить его
в памяти,
воспроизводить его звуковую «оболочку» во внешней речи,
выбирать соответствующую грамматическую форму,
сочетать его с другими словами и включать в общий контур предложения.
Для понимания слова в устной речи нужно уметь
быстро ассоциировать звуковую форму слова с его лексическим значением,
определять его грамматическую форму и благодаря этому связи с другими словами, что позволяет понимать смысл всего предложения.
Активный и пассивный словарь тесно взаимосвязаны.
Слайд 11Пассивный словарь включает в себя слова, которые учащиеся узнают в речи
и на письме или смысл которых им ясен (знаем, что read – читать, приставка re – обозначает повторное действие, reread – перечитывать, но в речи это слово не используем).
Talk – почти у всех учащихся в активе, communicate – обычно в пассиве.
Пассивная часть словарного запаса определяет круг тех ЛЕ, которые могут быть активизированы при расширенном обучении языку или дальнейшем его изучении.
Слайд 12Потенциальный словарь – ЛЕ, о значении которых учащиеся могут догадаться по
сходству с родным языком, по словообразовательным элементам с опорой на контекст (a doctor, he’s a fireman – и картинка человека в форме, рядом ранее изученные профессии).
Помогает расширить рецептивные возможности учащихся.
Все три вида словаря связаны между собой.