Слайд 1
Использование
технологии развития критического мышления
как средства формирования универсальных учебных действий
на уроках английского языка
Слайд 2Эпиграф
Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,
ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи
Слайд 3Что такое УУД?
В широком значении
«универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные.
Слайд 4
Что такое критическое мышление?
Способность анализировать информацию с позиции логики,
умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам (Толковый словарь);
Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений (американский учебник по курсу КМ);
Систематическое оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях (американский учебник по КМ).
Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения (профессор Ральф Х. Джонсон из Канады).
Принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить.
Мышление, влекущее к самоусовершенствованию.
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения (российская педагогика).
Слайд 5
Критическое мышление
(Дэвид Клустер):
Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 6
Критическое мышление способствует:
Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми:
Облегчает
понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности;
Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Слайд 7Технология «Развитие критического мышления»
- современная "надпредметная" технология.
Она решает следующие
задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Слайд 8Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса
как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Слайд 9Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости
и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- возможность стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.
Слайд 11
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
«Кластер»,
«Корзина идей»,
«Концептуальное кольцо»,
«Круги по воде»,
«Денотатный граф»,
«Дерево предсказаний»,
«Верные и неверные утверждения» и другие.
Слайд 12Приём «Кластер»
Country
Weather
The capital
Language
Food
Customs
and traditions
Sights
People
Geographical
situation
Transport
Street safety
Landscape
Leisure
Слайд 13Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои
предположения:
Which sports are the most popular in Great Britain?
Which sports are the most popular in Russia?
Football Rugby Synchronized swimming
Cycling Boxing Weightlifting
Cricket Golf Wrestling
Swimming Skiing Track and field athletics
Sailing Skating Hockey
Table tennis Figure skating Judo
Tennis Gymnastics
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Слайд 14Прием
«Концептуальное кольцо»
to like
to prefer
to get
pleasure
with
to be
keen on
to enjoy
to be fond of
Слайд 15Прием «Круги по воде»
Pilot
wRiter
O
F
E
S
S
I
O
N
S
Слайд 16Прием «Денотатный граф»
study
school
Russian
Maths
PE
write
count
play
pens
sticks
games
Слайд 17Прием «Дерево предсказаний»
«СТВОЛ дерева» – это ТЕМА
«ВЕТОЧКИ» – это ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ,
которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено)
«ЛИСТОЧКИ» – это ОБОСНОВАНИЕ этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Environment
in 100 years
may be it will be
Слайд 18Поиграем в игру
«Верите ли вы, что…»
У каждого на парте таблица,
как на доске. Читаем вопросы и ставим в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы: Do you believe that …
… raccoons live in towns?
… raccoons carry a dangerous illness?
… raccoons sleep most of the day?
… raccoons sleep on tree branches?
… raccoons eat garbage?
… raccoons make their nests in chimneys?
Слайд 19
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт»,
«Чтение с остановками»,
схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет»,
таблица
« Плюс – минус - интересно»,
таблица «ЗХУ»,
«Сводная таблица»,
«Концептуальная таблица»,
таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы.
Слайд 20Приём «Инсерт».
I – interactive - самоактивизирующая
N -
noting
S – system - системная разметка
E – effective - для эффективного
R – reading and - чтения и
T – thinking - размышления
«v» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Слайд 21Приём «Инсерт».
При работе с текстом в данном приёме используется два
шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
«V» – уже знал;
«+» – новое;
« – » – думал иначе;
«?» – не понял, есть вопросы.
При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V»,
«–», «?».
Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V»
Слайд 24Приём таблица «ЗХУ»
З – что мы знаем
Х – что мы хотим
узнать
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.
Слайд 25Прием «Сводная таблица»:
Заполни Сводную таблицу
Слайд 27Таблица
«Кто? Что? Где? Когда? Почему?»
Слайд 28Таблица
«тонких» и «толстых» вопросов
Слайд 29Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»
I Identify a problem
D
Debate a problem
E Essential solutions
A Activity
L Logical conclusions
И – Идентифицируйте проблему.
Д – Доберитесь до ее сути.
Е – Есть варианты решения.
А – А теперь за работу!
Л – Логические выводы.
Слайд 31
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп»,
«Ромашка Блума»,
«РАФТ»,
«Бортовой журнал»,
«Синквейн»,
«Диаманта» и
другие.
Слайд 32«Шесть шляп»
Группам предлагаются задания:
«Белая шляпа» — объективно перечислить
события,
факты, новые сведения.
«Красная шляпа» — выразить свои чувства,
эмоции по поводу изученного материала.
«Черная шляпа» — выделить сложности,
проблемы, связанные с изученной темой.
«Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы.
«Синяя шляпа» — сформулировать общие философские выводы, идеи по поводу учебного материала (можно извлечь уроки).
«Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно.
Слайд 33Прием «Ромашка Блума»
«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов
вопросов:
простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие II – это третья основная форма глагола?);
уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие II – это третья основная форма глагола?);
интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастие II имеет одну неизменяемую форму ?);
творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение на английском языке без употребления причастия II?);
оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастия II в речи?);
практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с причастием II в надписях на английском языке, в вывесках или в телевизионных рекламах?).
Слайд 34Прием РАФТ:
Определить четыре параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей
планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать)
Ф - форма ( в какой форме будете писать; н-р:рассказ)
Т – тема
Слайд 37Прием «ДИАМАНТА»
ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и
последняя из которых – понятия с противоположным значением.
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
Слайд 38Приём «СИНКВЕЙН»
СИНКВЕЙН – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
строчка 1: тема
или предмет (одно существительное);
строчка 2: описание предмета (два прилагательных или причастия);
строчка 3: действия предметов (три глагола);
строчка 4: отношение автора (фраза из четырех значимых слов )
строчка 5: синоним темы или предмета (обобщающий или расширяющий смысл)
Слайд 39Критические мыслители:
Умеют решать проблемы;
Проявляют настойчивость в решении проблемы;
Контролируют себя, свою
импульсивность;
Открыты для других людей;
Умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми;
Терпимы к неопределенности;
Умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;
Умеют устанавливать множественные связи между явлениями;
Часто задают вопросы «Что, если…..?»
Умеют строить логические выводы;
Размышляют о своих чувствах, мыслях- оценивают их;
Могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях;
Активно воспринимают информацию
Слайд 40С п а с и б о
з а
в н
и м а н и е !